Факторы внедрения логистики в хозяйственную практику

Понятие, цель и основные задачи логистики

Логистика - это наука и практика управления и регулирования движения материальных и связанных с ними информационных потоков, а также обслуживающих их финансовых потоков в пространстве и времени от первичного источника до конечного потребителя. Таким образом, логистика включает весь комплекс вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, доведением их от поставщика исходного сырья до изготовителя, а от него - до конечного потребителя в соответствии с требованиями последнего. В нее входят также планирование, обоснование вариантов и управление транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями. В связи с вышесказанным можно привести альтернативное определение: логистика - это организация совместной деятельности участников продвижения товаров по цепи «закупки сырья - nроизводство продукции - распределение - потребпение» на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в этом пооцессе.

Следует подчеркнуть, что логистика не является дополнением к снабжению, производству и сбыту. Она представляет собой самостоятельную область, в которой решаются проблемы физического и экономического перемещения товаров в пространстве и времени на всех стадиях деятельности предприятия.

В общем виде ее логично определить как оптимизацию процессов движения или изменения вещества, энергии, времени, информации, финансов, принятия оперативных и управленческих решений. Обобщая толкование понятия логистики зарубежными и отечественными авторами и приняв во внимание приведенные оговорки и дополнения, мы можем охарактеризовать логистику как инструмент бизнеса, науку об управлении и оптимизации потоков материалов и сопутствующих им потоков информации, финансов и услуг в системе предприятия, отрасли, региона для достижения поставленной цели. Логистика подразумевает стратегическое, тактическое и операционное видение компании и ее партнеров по бизнесу с участием материального потока в качестве интегратора. Логистика как наука изучает взаимосвязи и взаимодействие снабжения, производства, сбыта, транспорта и сервиса.

Факторы внедрения логистики в хозяйственную практику.

Основными факторами, способствующими внедрению логистики в хозяйственную практику , являются:

1) переход от рынка продавца к рынку покупателя , существенно изменивший стратегию производства и функционирования систем товародвижения. Острая конкуренция в условиях перенасыщения рынка товарами потребовала от производителя продукции формирования программ ее производства в увязке с объектами и структурой рыночного спроса;

2) разработка и внедрение в практику теории систем и компромиссов. Теория систем рассматривает проблему товародвижения комплексно, Т.е. организовывает, осуществляет и анализирует деятельность всех составляющих системы товародвижения. На основе теории компромиссов выбираются решения, способствующие сокращению общих затрат на товародвижение или повышению суммарной прибыли при возможных убытках и потерях в отдельных звеньях или подразделениях одной фирмы. Например, большие расходы транспорта на отдельные перевозки перекрываются повышенными провозными платами, взимаемыми с клиентуры, которая соглашается на это в расчете на получение эффекта в другом звене товародвижения;

3) технический прогресс и развитие информатики и средств связи, позволившие проводить более надежный и оперативный контроль, диспетчеризацию и регулирование звеньев товародвижения.

Несомненную положительную роль во внедрении логистического подхода к товародвижению сыграли разработка и внедрение унифицированных норм и правил по поставкам товаров во внешнеторговой деятельности, включая присоединение к международным транспортным конвенциям, ассоциациям, комитетам.

Наши рекомендации