Состав финансовых результатов коммерческой организации

Тема 8. Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа

Цель и задачи

Цель - усвоить состав финансовых результатов и методику пофакторного анализа финансовых результатов от продаж.

Задачи:

1. Изучить источники информации для анализа финансовых результатов.

2. Исследовать состав финансовых результатов.

3. Определить влияние факторов на изменение финансовых результатов от продаж.

4. Проанализировать показатели рентабельности и выявить резервы повышения эффективности деятельности отдельного субъекта хозяйствования.

Оглавление

8.1. Состав финансовых результатов коммерческой организации

8.2. Анализ динамики финансовых результатов

8.3. Анализ влияния факторов на изменение финансовых результатов от продажи продукции

8.4. Анализ рентабельности предприятия, продукции и продаж

8.5. Пофакторное исследование рентабельности организации

8.6. Резервы роста прибыли и эффективности работы организации

Контент

Вопросы для самоконтроля

1. Как определить расходы по реализации продукции?

2. Какие факторы влияют на изменение прибыли от продаж?

3. Как определить влияние изменений в объеме продаж на изменение прибыли от продаж?

4. Как определить влияние изменений в структуре продаж на изменение прибыли от продаж?

5. Как определить изменения в прибыли от продаж за счет изменений в средних ценах реализации?

6. Как определить изменение в прибыли от продаж за счет изменений в полной себестоимости продаж?

7. Как рассчитать рентабельность производства продукции?

8. Как определяется рентабельность продаж? О чем свидетельствует этот показатель?

9. Какие факторы влияют на изменение прибыли от продажи отдельных видов товаров? Методика их определения?

10. Как определить влияние изменений в доле прибыли на 1 руб. оборота на изменение рентабельности предприятия?

11. Как определить влияние изменений в фондоемкости продукции на изменение уровня рентабельности предприятия?

12. Как определить влияние изменений в материалоемкости продукции на изменении уровня рентабельности предприятия?

13. Как определяется рентабельность собственного капитала? О чем свидетельствует этот показатель?

Библиография

1. Н. П. Любушин. Экономический анализ. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2007.

2. Экономический анализ. Учебник под ред. Войталовского Н.В. , Калининой А.П. и Мазуровой И.И. М.: Высшее образование, 2007.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Гинзбург А.И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий / А.И.Гинзбург. - СПб. [и др.]: Питер, 2007.

5. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Социальные отношения», 2007.

6. Гиляровская Л.Т, Д.В.Лысенко, Д.А.Ендовицкий. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. для студентов вузов. М. : Проспект : [Велби], 2008.

7. И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. для вузов. М. : Дашков, 2006.

8. Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. М.: ИНФРА-М, 2006.

9. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия. Под ред. Войталовского Н.В., Калининой А.П., Мазуровой И.И. Санкт-Петербург, : Питер, 2009.

10. Мельник М.В. Экономический анализ в аудите : учеб. пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ, 2007.

11. Молибог Т.А. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации : учеб. пособие. М.: Владос, 2007.

12. Орлова Т. М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010.

Тема 8. Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа

Цель и задачи

Цель - усвоить состав финансовых результатов и методику пофакторного анализа финансовых результатов от продаж.

Задачи:

1. Изучить источники информации для анализа финансовых результатов.

2. Исследовать состав финансовых результатов.

3. Определить влияние факторов на изменение финансовых результатов от продаж.

4. Проанализировать показатели рентабельности и выявить резервы повышения эффективности деятельности отдельного субъекта хозяйствования.

Оглавление

8.1. Состав финансовых результатов коммерческой организации

8.2. Анализ динамики финансовых результатов

8.3. Анализ влияния факторов на изменение финансовых результатов от продажи продукции

8.4. Анализ рентабельности предприятия, продукции и продаж

8.5. Пофакторное исследование рентабельности организации

8.6. Резервы роста прибыли и эффективности работы организации

Контент

Состав финансовых результатов коммерческой организации

Результатом соединения факторов производства - труда, капитала, природных ресурсов и полезной деятельности хозяйствующих субъектов - является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

В широком значении прибыль - это разница между полученной выгодой и понесенными при этом затратами. Именно в широком значении чаще всего и говорят о положительном финансовом результате (прибыли) предприятий и организаций, подразумевая под ней фактически совокупность предпринимательского дохода, процента на собственный денежный капитал предприятия, прибыли от использования им своего реального капитала, дохода от собственного интеллектуального продукта, а также зачастую дохода от природных ресурсов и трудовых ресурсов.

Положительный финансовый результат (прибыль) от продаж исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Финансовый результат за отчетный период деятельности организации можно рассматривать и как разницу в величине чистых активов на конец и начало периода, скорректированную на суммы, изъятые или добавленные собственниками. На стадии продажи товара или услуги выявляется ее стоимость, включающая в себя стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая - заработная плата сотрудников, участвующих в производстве услуги; вторая часть - чистый доход, который реализуется только в результате продажи услуги, что означает общественное признание ее полезности.

В условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму положительного финансового результата - прибыли. На рынке товаров предприятия и организации выступают как обособленные товаропроизводители. Организации, установив цену на свою продукцию, реализуют ее потребителю, получая при этом выручку, что не означает получение прибыли. Для определения финансового результата необходимо сопоставить выручку (доходы) с затратами на производство и реализацию продукции или услуги, которые приобретают форму себестоимости продукции.

Если выручка (доходы) превышает себестоимость (расходы), финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка (доходы) равна себестоимости (расходам), то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует прибыль как основная цель коммерческих организаций и источник развития и процветания предприятия. В случае когда затраты (расходы) превышают выручку (доходы), то организация получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит ее в достаточно сложное финансовое положение.

Таким образом, экономическая природа финансового результата субъектов рынка - это прибыль или убыток, которые могут быть использованы как своего рода комплексные показатели эффективности использования экономических ресурсов.

В сущности, финансовый результат является прибылью или убытком, а проявлением этой сущности является объединяющий все направления деятельности организации экономический показатель.

Доходы и расходы предприятия определяются в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 [8] и "Расходы организации" ПБУ 10/99 [10].

Доходами считаются увеличения экономических выгод предприятия в результате поступления различного вида активов (материальных и денежных ценностей) и/или погашения обязательств перед другими субъектами, приводящие к увеличению капитала (за исключением вкладов в уставный капитал). Расходами, соответственно, считаются уменьшения экономических выгод в результате выбытия активов и/или увеличения обязательств предприятия перед другими субъектами рыночных отношений, приводящие к уменьшению капитала (за исключением изъятий из уставного капитала).

Сравнение совпадающих по времени доходов и расходов по всем упомянутым категориям деятельности позволяет судить об их прибыльности или убыточности. Суммирование всех частных результатов определяет конечный результат функционирования предприятия за тот или иной период.

Прибыль до налогообложения представляет собой суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, прочих активов и сальдо прочих доходов и расходов.

Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. К ним относятся:

· прибыль (убыток) от реализации;

· прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности;

· прибыль (убыток) отчетного периода;

· нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

Непосредственно по данным формы №2 «Отчёт о прибылях и убытках» могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов:

· прибыль (убыток) от финансовых и прочих операций;

· прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль);

· валовый доход от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Формирование показателей представленных в форме №2 Отчёт о прибылях и убытках» отражены в таблице 1.

Обобщенную характеристику хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики даёт величина чистой прибыли и показатели финансового положения. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. К ним относятся:

· прибыль (убыток) от реализации;

· прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности;

· прибыль (убыток) отчетного периода;

· нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

Непосредственно по данным формы №2 «Отчёт о прибылях и убытках» могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов:

· прибыль (убыток) от финансовых и прочих операций;

· прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль);

· валовый доход от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Формирование показателей представленных в форме №2 Отчёт о прибылях и убытках» отражены в таблице 1.

Таблица 1
Схема формирования финансового результата по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках»
№ п/п Показатели Расчёт показателей
Валовая прибыль выручка (нетто) от продажи товаров, работ и услуг – себестоимость проданных товаров, работ и услуг
Прибыль (убыток) от продаж валовая прибыль – коммерческие и управленческие расходы
Прибыль (убыток) до налогообложения прибыль (убыток) от продаж + (-) прочие доходы и расходы
Чистая прибыль отчётного периода Прибыль (убыток) до налогообложения + отложенные налоговые активы – отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль – налоговые санкции
Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) чистая прибыль отчётного периода – отчисления на выплату дивидендов

Отчётность о финансовых результатах содержит важнейшие показатели эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации составляют основную информацию, необходимую организациям, взаимодействующим с организацией, акционерам, дебитором и кредиторам, банком, налоговым органам. Поэтому в составе квартальной и годовой бухгалтерской отчётности организации представляют форму №2 «Отчёт прибылях и убытках» за соответствующий период.

Отчётность о финансовых результатах содержит важнейшие показатели эффективной хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации составляют основную информацию, необходимую организациям, взаимодействующим с организацией, акционерам, дебитором и кредиторам, банком, налоговым органам. Поэтому в составе квартальной и годовой бухгалтерской отчётности организации представляют форму №2 «Отчёт прибылях и убытках» за соответствующий период.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (нетто) от реализации (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей, поступающих в бюджет) и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Формирование прибыли происходит следующим образом:

Состав финансовых результатов коммерческой организации - student2.ru Состав финансовых результатов коммерческой организации - student2.ru Состав финансовых результатов коммерческой организации - student2.ru Состав финансовых результатов коммерческой организации - student2.ru .

В практической работе организаций довольно часто возникали затруднения при решении вопроса о классификации прочих поступлений расходов по указанным видам.

Начиная с отчетности за 2006 г. все доходы/расходы подразделяются на два вида: доходы/расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы/расходы, что приближает российские правила формирования бухгалтерской отчетности к правилам МСФО. При этом указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности установлено, что в бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, т.е. существенная информация для заинтересованных пользователей. Вопрос о существенности такой информации решается организацией и зависит от оценки показателя, характера информации и конкретных обстоятельств возникновения.

Таким образом, расшифровка существенных прочих доходов и расходов организации должна, как и раньше, присутствовать в бухгалтерской отчетности. Это необходимо в первую очередь для целей управленческого анализа.

Наряду с этим, Налоговый кодекс РФ (НК РФ) проводит разделение доходов/расходов предприятия на доходы/расходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы/расходы (ст.ст. 248/265 НК РФ).

Наши рекомендации