Анализ финансовых результатов коммерческой организации
Цель внутреннего анализафинансовых результатов — выявить резервы роста прибыли и рентабельности деятельности организации для повышения уровня его конкурентоспособности и финансовой устойчивости.
Задачи анализа:
• проанализировать динамику показателей прибыли и рентабельности;
• оценить состав и структуру нераспределенной прибыли;
• дать оценку изменениям прочих доходов и расходов;
• провести факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг;
• проанализировать распределение прибыли на предприятии;
• оценить показатели рентабельности;
• рассчитать резервы роста доходности организации и разработать мероприятия по их реализации.
Анализ нераспределенной прибыли целесообразно начать с изучения ее состава и динамики изменения отдельных статей. В состав нераспределенной прибыли должны быть включены следующие статьи формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»: валовая прибыль, прибыль от продажи продукции (работ, услуг), прочие доходы (расходы), прибыль до налогообложения. По каждой перечисленной статье определяют ее удельный вес в прибыли до налогообложения. Расчетные значения позволят установить факторы, формирующие финансовый результат, выявить тенденцию изменений и их причины, которым необходимо дать экономическое обоснование. Например, увеличение коммерческих расходов оправдано мри условии роста товарооборота и активным продвижением товаров на рынки сбыта.
Особое внимание следует уделить расходам, которые занимают значительный удельный вес и ежегодно возрастают. Например, при анализе убытков от выплаты штрафов при нарушении договорных обязательств устанавливают причины невыполнения обязательств по каждому договору, а при списании просроченной дебиторской задолженности на убытки необходимо установить причины невыполнения расчетно-платежной дисциплины по каждому дебитору. В договорах-контрактациях необходимо изучить: условия доставки и транспортировки товара, сроки поставок, качество товара, ответственность сторон при невыполнении договорных обязательств. Нарушение договорных обязательств приводит к потере рынков сбыта продукции и — как следствие — к сокращению производства. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности исследуемого предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.
В этом случае определяют количественное влияние данных факторов на изменение прибыли до налогообложения.
Например, величину экономических потерь за счет списания дебиторской задолженности можно рассчитать последующей формуле:
ΔПдз = 360 * 3 * ПДЗ * Рдз
ПОдз * 100%
где ΔПдз— изменение прибыли за счет изменения просроченной дебиторской задолженности; 360 — период финансовой отчетности, из расчета 30 дн. в месяце (30 * 12); 3 — срок исковой давности просроченной задолженности; ПДЗ — сумма просроченной дебиторской задолженности, тыс. руб.; РДЗ — рентабельность использования дебиторской задолженности;
РДЗ = Прибыль до налогообложения * 100
Среднегодовая сумма дебиторской
Задолженности
ПОдз – фактический период оборачиваемости дебиторской задолженности, дн.;
ПОдз = 360 дн. * Сумма дебиторской задолженности
Стоимость товарной продукции
Пример расчета. Просроченная дебиторская задолженность на предприятии составила 10 тыс. руб., рентабельность ее использования — 20%, период оборачиваемости — 180 дн. Таким образом, недополучено прибыли на сумму 12 тыс. руб. (360 * 3 * 10 * 20): (180 * 100%).
Нераспределенная прибыль формируется преимущественно за счет доходов от обычного пила деятельности, поэтому необходимо провести детальный анализ прибыли от продажи продукции (работ, услуг) как в целом по предприятию, так и по отдельным видам товаров.
На прибыль от продажи товаравлияют объем продаж, цена реализации и полная себестоимость.
Объем проданных товаров может положительно и отрицательно влиять на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации уменьшается величины прибыли.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Повышение цены при неизменных других факторах всегда приводит к увеличению финансового результата. Цена реализации является интенсивным фактором роста прибыли, однако темпы се увеличения не должны приводить к опережающему темпу сокращения объемов продаж.
Факторная модель прибыли от продажи продукции (П):
П = К х (Ц-С),
где К — количество проданной продукции, ц; Ц — цена реализации, руб.; С — себестоимость единицы продукции, руб.
Алгоритм расчета количественного влияния факторов методом абсолютных разниц
ΔПобщ = Пф – Ппл,
втом числе изменение прибыли за счет:
• объема продаж ΔПк = (Кф — Кпл) х (Цпл — Спл);
• пены реализации ΔПц = Кф х (Цф - Цпл);
• себестоимости продукции ΔПс = Кф х (Спл — Сф).
Наибольшую актуальность приобретает анализ прибыли по методике директ-костинг (маржинальная методика). Ее преимущества заключаются в более достоверном определении степени влияния факторов с учетом взаимосвязи объема продаж и переменных затрат.
Факторная модель прибыли от продажи продукции (П) по системе директ-костинг:
П = К х (Ц - В) -А,
где К — количество проданной продукции, ц; Ц — цена реализации, руб.; В — удельные переменные затраты (в расчете на единицу продукции), руб.; А — сумма условно-постоянных затрат, руб.
Факторный анализ проводят методом цепных подстановок
ΔПобщ =Пф – Ппл;
Пусл1 = Кф х (Цпл - Впл) - Апл;
Пусл2 = Кф х (Цф - Впл) - Апл;
Пусл3 = Кф х (Цф - Вф) - Апл.
Изменение прибыли за счет факторов:
• объема продаж ΔПк = Пусл 1 — Ппл;
• цены реализации ΔПц = Пусл2 - Пусл1;
• удельных переменных затрат ΔПВ = Пусл3 - Пусл2;
• суммы постоянных затрат ΔПА = Пф — Пусл3.
Пример факторного анализа прибыли от продажи товара С по отечественной и зарубежной методикам отражен в табл. 46.
Расчет количественного влияния факторов на изменение прибыли по методике директ-костинг:
Пусл1 = 19823 • (75,15 - 173,45) - 380,79 =-2329,39 тыс. руб.
Пусл2 = 19823 (191,34 - 173,45) - 380,79 = -26,16 тыс. руб.
Пусл3 = 19823 - (191,34 — 92,91) - 380,79 = 1570,39 тыс. руб.
Изменение прибыли за счет:
• изменения количества проданной продукции:
ΔПк = Пусл1 - Ппл = -2329,39 - (-1244) = -1085,39 тыс. руб.;
• изменения цены единицы продукции:
ΔПц = Пусл2 – Пусл1 = -26,16 - (-2329,39) = 2303,23 тыс. руб.;
• изменения удельных переменных затрат:
ΔПуперз= Пусл3 - Пусл2= 1570,39 - (-26,16) = 1596,55тыс. руб.;
• изменения суммы постоянных затрат:
ΔПпз = Пф- Пусл3= 1235 - 1570,39 = -335,39 тыс. руб.
Суммарное изменение прибыли:
ΔП = ΔПк + ΔПц + ΔПуперз + ΔПпз = 2479 тыс. руб.
Таблица 46
Исходные и расчетные данные факторного анализа прибыли от реализации продукции (по отечественной методике)
Показатель | Базисный год | Отчетный год |
А | Б | В |
1. Объем реализации, ц | ||
2. Цена реализации, руб. | 75.15 | 191.34 |
3. Себестоимость 1 ц руб. | 216.81 | 129.04 |
4. в том числе удельные переменные затраты, руб. | 173.45 | 92.91 |
5. Сумма постоянных затрат, тыс. руб. | 380.79 | 716.20 |
6. Прибыль (убыток), тыс. руб. | -1244 | 1235.0 |
7 Изменение прибыли (убытка), всего, тыс. руб. (6В - 6Б) | Х | |
в том числе за счет: объема продаж (1В - 1Б) (2Б-ЗБ) | X | -1564 |
цены реализации 1В (2В - 2Б) | X | |
себестоимости продукции 1В (ЗБ - ЗВ) | X |
Вывод. Расчетные данные позволяют констатировать, что в отчетном году, по сравнению с прошлым годом, прибыль от продажи продукции увеличилась на 2479 тыс. руб. На ее увеличение существенно повлияли рост иены реализации и снижение себестоимости единицы продукции. Эти факторы увеличили прибыль на 2303 тыс. руб. и 1740 тыс. руб. соответственно. За счет количества проданной продукции прибыль снизилась на 1564 тыс. руб. Так как при продаже анализируемой продукции в базисном году был получен убыток, то увеличение объема продаж в расчетных данных способствует не росту, а сокращению дохода.
Если проводить анализ расчетных значений показателей по зарубежной методике, то прослеживается, что увеличение суммы постоянных затрат отрицательно влияет, а сокращение переменных издержек приводит к росту прибыли на 1596,55 тыс. руб.
В продолжение вывода необходимо указать причины изменения объема продаж, цены и себестоимости (постоянных и переменных расходов). По результатам анализа разрабатывают мероприятия по устранению отрицательно воздействующих причин.
Приведем пример использования маржинального анализа (СVР) в стратегическом анализе финансовых результатов, когда требуется обосновать управленческие решения по увеличению объемов продаж отдельных видов товаров в зависимости от величины маржинального дохода и размера получаемой прибыли. Предполагаемая компания планирует увеличить объемы реализации товаров A и В, однако при этом произойдут изменения в структуре товарной продукции и соответственно в структуре затрат. Эффективна ли данная стратегия фирмы?
Исходные и расчетные данные отражены в табл. 47.
Вывод: Стратегия компании по преимущественному увеличению объемов реализации товара В в 2,5 раза относительно товара A — на 25% следует признать правомерной, поскольку обеспечивает наибольший финансовый результат вследствие роста продаж более рентабельного товара. В целом за счет этих двух товаров прибыль возрастет в 2,6 раза, а рентабельность продаж — на 4,8%. Если в дальнейшем фирма будет придерживаться такой ассортиментной стратегии (повышение объемов производства товаров с наибольшей долей маржинального дохода), то будет наращивание прибыли.
При факторном анализе прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по предприятию В расчет включают структуру реализованной продукции, которая может как положительно, так и отрицательно влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов товаров в общем объеме ее продажи, то прибыль возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая прибыль уменьшится.
Факторная модель прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по предприятиюпо зарубежной методике:
Таблица 47