Глава 20. Расходы бюджета на образование
1. Общая характеристика системы образования в Республике Беларусь и источники финансирования отрасли
2. Расходы бюджета на содержание учреждений дошкольного образования и порядок их планирования
3. Расходы бюджета на содержание учреждений общего среднего образования и их планирование
4. Расходы на учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, их планирование
5. Финансирование высшего образования в Республике Беларусь
20.1. Общая характеристика системы образования в Республике Беларусь и источники финансирования отрасли
В Кодексе Республики Беларусь об образовании1 выделены две особые функции образования (рис.):
1) как отрасли социальной сферы;
2) образовательного процесса.
Существуют следующие уровни образования:
· дошкольное;
· общее среднее;
· профессионально-техническое;
· среднее специальное;
· высшее;
· послевузовское;
· дополнительное образование детей и молодежи;
· дополнительное образование взрослых;
· специальное.
В Республике Беларусь образование разделяется на основное, дополнительное и специальное (рис. ).
Специальное образование предполагает обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития посредством особых образовательных программ на уровнях дошкольного и общего среднего образования.
В системе образования действуют такие его формы, как очная (дневная и вечерняя), заочная (в том числе дистанционная) и форма соискательства.
Рынок образовательных услуг весьма специфичен, что обусловлено следующими особенностями:
· качество образовательной услуги как товара нельзя в полной мере оценить в процессе его потребления;
· качество образовательных услуг напрямую зависит не только от условий их производства (использования современных образовательных и воспитательных технологий, наличия высококвалифицированных педагогов), но и от индивидуальных способностей детей, принятых на обучение;
· образовательные услуги как товар отличают высокая ликвидность (их производство позволяет быстро вернуть затраченные ресурсы) и социальная значимость (они важны не только для потребителя — физического лица, но и для всего общества в целом).
Расходы на образование отражаются по разделу 09 «Образование» функциональной классификации расходов бюджета и включают расходы, связанные с финансированием деятельности организаций, обеспечивающих получение образования всех уровней; с подготовкой кадров высшей научной квалификации; повышением квалификации и переподготовкой кадров; финансированием прикладных научных исследований, научно-технических программ и проектов в области образования; содержанием и обеспечением деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования; проведением централизованных мероприятий органами управления образованием; изданием учебников и учебных пособий для систем дошкольного и общего среднего образования; выполнением государственных программ в области образования.
Перечисленные расходы отражаются по следующим подразделам функциональной классификации:
09 01 «Дошкольное образование»;
09 02 «Общее среднее образование»;
09 03 «Профессионально-техническое образование»;
09 04 «Среднее специальное образование»;
09 05 «Высшее и послевузовское образование»;
09 06 «Повышение квалификации и переподготовка кадров»;
09 07 «Внешкольное воспитание и обучение»;
09 08 «Прикладные научные исследования»;
09 09 «Другие вопросы в области образования».
Источники финансирования отрасли. Финансирование государственных учреждений образования осуществляется с учетом государственных минимальных социальных стандартов в области образования на основании программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых.
Источникифинансирования:
· республиканский и (или) местные бюджеты;
· средства учредителей;
· средства, полученные от приносящей доходы деятельности;
· безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
· иные источники, не запрещенные законодательством.
В области образования действует система Государственных минимальных социальных стандартов, включающая следующие нормативы бюджетной обеспеченности расходов (в денежном выражении):
· на одного воспитанника в учреждениях дошкольного образования;
· на одного учащегося в учреждениях общего среднего образования;
· на одного учащегося специальных общеобразовательных школ;
· на одного учащегося в учреждениях профессионально-технического образования;
· на одного учащегося в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
Источники финансирования частных учреждений образования:
· средства учредителей;
· средства, полученные от приносящей доходы деятельности;
· безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
· иные источники, не запрещенные законодательством.
Учреждения образования, реализуя свое право осуществлять приносящую доходы деятельность, получают средства, которыми они могут самостоятельно распоряжаться, расходуя их в соответствии с законодательством и собственными уставами. При этом не происходит снижения финансирования таких организаций за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Основные виды платных образовательных услуг:
· обучение на подготовительных курсах;
· обучение с возмещением затрат;
· платное консультирование по учебным дисциплинам;
· переподготовка и повышение квалификации специалистов;
· предоставление второго высшего образования;
· углубленное изучение отдельных дисциплин вне сетки расписания;
· дополнительные дисциплины по заявкам студентов и др.
Получили распространение сдача образовательными учреждениями в аренду помещений, оборудования, земельных участков; оказание населению и организациям платных автотранспортных, оздоровительных, рекреационных, телекоммуникационных, аудиторских и экспертных услуг; выполнение за плату ремонтных работ, множительных и типографских работ; консалтинг, НИОКР. Образовательные учреждения могут использовать такие источники внебюджетных средств, как операции с ценными бумагами, спонсорская помощь, взносы попечительского совета, депозитные вклады, долевое участие в коммерческих проектах с иными организациями и др.
20.2. Расходы бюджета на содержание учреждений дошкольного образования и порядок их планирования
Расходы на дошкольное образование определяются спецификой услуг, оказываемых дошкольными учреждениями в связи с воспитанием и развитием детей, и включают расходы на содержание ДДУ всех типов и наименований.
В соответствии с назначением расходы делятся на две основные группы: текущие и капитальные (рис. ).
Так же, как другие бюджетные организации, детские учреждения составляют сметы в порядке, установленном Министерством финансов.
Оперативные показатели, на основе которых осуществляется планирование расходов, — это число детей и количество групп:
Количество групп = Число детей / Нормативная наполняемость групп.
Рассчитываются показатели на начало и конец планируемого периода, а также среднегодовые.
Число детей на начало года определяется на уровне фактического их наличия по списочному составу, на конец года — на основании данных о предполагаемом их выбытии и приеме детей в течение года.
Среднегодовой контингент рассчитывается исходя из числа детей на начало года и количества месяцев функционирования переходящего контингента, а также из числа детей на конец года и количества месяцев функционирования нового контингента.
Расходы на содержание ДДУ зависят от среднегодового числа детей, количества групп, а также дней пребывания одного ребенка в дошкольном учреждении, поэтому в практике планирования расходов на содержание детских дошкольных учреждений используется такой расчетный показатель, как число детодней (ЧД):
ЧД = Среднегодовая численность детей • Число дней пребывания одного ребенка в дошкольном учреждении.
Число дней пребывания одного ребенка в дошкольном учреждении рассчитывается на основе данных табелей посещаемости.
Целевые направления расходов на текущее содержание ДДУ:
· расходы на заработную плату персонала;
· начисления на заработную плату персонала;
· расходы на питание детей, на приобретение мягкого инвентаря, игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми;
· коммунальные расходы (на освещение, отопление, водоснабжение) и др.
Фонд заработной платы (ФЗП) работников детского дошкольного учреждения включает: фонд заработной платы педагогического персонала, фонд заработной платы административно-хозяйственного персонала и фонд заработной платы медицинского персонала.
ФЗП рассчитывается исходя из типовых штатов и должностных окладов (ставок) отдельных категорий работников.
Полная ставка выплачивается за выполнение установленной нормы часов работы.
36 ч в неделю — для воспитателей;
24 ч — для музыкальных работников;
30 ч — для руководителей физического воспитания.
Зарплата заведующим ДДУ и их заместителям устанавливается в зависимости от количества групп.
ФЗП исчисляется отдельно по каждой категории работников:
ФЗП = Среднегодовое количество должностей • Средняя ставка заработной платы по категории работников.
Среднегодовое количество должностей рассчитывается исходя из данных на начало и конец планируемого года. Средние ставки заработной платы рассчитываются на основе тарификационных списков.
Расходы на питание планируются по установленным денежным нормам на каждого ребенка, разработанным с учетом натуральных норм набора продуктов питания, необходимых для одного ребенка в день, и средних цен этих продуктов:
Расходы на приобретение мягкого инвентаря, игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми, медикаментов, на проведение детских праздников планируются по нормам на ребенка в год.
Финансирование расходов на содержание дошкольных учреждений образования осуществляется из средств республиканского и местного бюджетов, а также за счет добровольных взносов, пожертвований от физических лиц и спонсорской помощи от юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
Безвозмездная (спонсорская) помощь может предоставляться дошкольным учреждениям в целях укрепления их материально-технической базы.
Планирование и финансирование расходов на содержание ДДУ осуществляется в соответствии с государственными социальными стандартами, а именно — нормативом бюджетной обеспеченности расходов на одного воспитанника в год и нормативом обеспеченности детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования.
20.3. Расходы бюджета на содержание учреждений общего среднего образования и их планирование
В расходах местных бюджетов на образование наибольший удельный вес занимают расходы на общеобразовательные школы. Их планирование осуществляется согласно бюджетным сметам.
При планировании расходов на общеобразовательные школы учитываются такие оперативные показатели, как количество учащихся и число классов. Они рассчитываются на начало и конец планируемого года. Кроме того, выводятся среднегодовые показатели. Важно помнить, что бюджетный год и учебный год не совпадают во времени.
Количественные показатели на начало бюджетного года определяются на основании отчета по состоянию на 1 сентября предыдущего года, а на конец бюджетного года — на основании числа учащихся и классов на 1 сентября планируемого года.
Число учащихся на 1 сентября определяется следующим образом:
· для первых классов — по данным переписи;
· вторых, третьих и т.д. — по сведениям о переводе учащихся из первых, вторых и т.д. классов соответственно.
Среднегодовое число учащихся = [(Число учащихся на начало года* * 8 месяцев) + Число учащихся на конец года * 4 месяца)] /12.
Фонд заработной платы рассчитывается отдельно для каждой категории работников — педагогического, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала.
Педагогический фонд заработной платы на месяц рассчитывается отдельно по каждой группе классов:
ФЗПп.с = Количество педагогических ставок на все классы по группе классов • Средняя ставка учителя (средняя педагогическая ставка).
В связи с тем, что в бюджетном году (1 сентября) изменяется число учащихся и, соответственно, классов, изменяется также и показатель количества педагогических ставок на все классы (по данной группе классов). Поэтому фонд заработной платы педагогического состава рассчитывается отдельно па 8 месяцев (с января по август) и на 4 месяца (с сентября по декабрь):
Количество педагогических ставок (по группе классов) = Общее число часов по учебному плану (по группе классов) / Норма учебной нагрузки учителя.
Средняя педагогическая ставка определяется на основании тарификационной ведомости.
Исчисление ставок и заработной платы с учетом педагогической нагрузки производится согласно Инструкции по методике исчисления ставок педагогических работников с учетом педагогической нагрузки. Так, тарифные ставки по занимаемой должности (ТС) (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, на тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с учетом корректирующих коэффициентов.
Законодательством предусмотрено повышение тарифной ставки по занимаемой должности за стаж работы по специальности, работу в сельской местности, за характер и условия труда, за внедрение инноваций и др.
Персональная ставка педагогического работника по занимаемой должности состоит из тарифной ставки и повышений к тарифной ставке.
Ставки педагогическим работникам исчисляются с учетом педагогической нагрузки — объема работы педагогических работников, устанавливаемого в астрономических часах (в неделю, в год) на основании учебных планов, учебных программ, планов организационно-воспитательной, кружковой, коррекционной работы и включающего преподавательскую, организационно-воспитательную работу и осуществление дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.
Руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, ведет учет, контроль и несет ответственность за выполнение положенной нагрузки каждым педагогическим работником.
Полная ставка заработной платы выплачивается при выполнении установленной нормы учебной нагрузки, составляющей:
20 ч в неделю— для учителей, преподавателей, руководителей кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристских групп и др.;
80 ч — для учителей-дефектологов;
96 ч — для аккомпаниаторов, концертмейстеров, музыкальных руководителей, культорганизаторов.
На практике недельная выработка педагогического состава оказывается больше или меньше той, что предусмотрена на ставку. Поэтому применяется показатель ставки с учетом фактической педагогической нагрузки. Его размер пропорционально увеличивается или уменьшается по сравнению со ставкой, установленной по нормам часов преподавательской работы:
Ставка с учетом фактической педагогической нагрузки = Ставка по занимаемой должности / Норма учебной нагрузки на ставку х х Количество часов в неделю (фактическая педагогическая
Нагрузка).
Педагогическим работникам устанавливаются надбавки за квалификационную категорию (высшая, первая, вторая, без категории) в процентах к педагогической ставке по занимаемой должности
Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала определяется на основе штатного расписания и установленных должностных окладов по формуле
ФЗПа-х.п (у-в.п) = Среднегодовое число штатных единиц • Средний должностной оклад.
Число штатных единиц зависит от количества классов в школе и ее специфики. В штатное расписание учреждений, реализующих образовательные программы повышенного уровня сложности (гимназии, лицеи), а также в штаты школ с продленным днем обучения вводятся дополнительные должности. В целом же данный вопрос регулируется Инструкцией о порядке определения типовых штатов и нормативов численности работников начальных, базовых, средних, вечерних, специальных общеобразовательных, вспомогательных школ, гимназий, лицеев.
Заработная плата директоров школ и их заместителей по учебно-воспитательной работе (УВР) зависит от количества учащихся в школах. Тарифные разряды и коэффициенты, применяемые при ее исчислении (табл. 20.8), установлены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики.
Директорам (заведующим) в учреждениях с количеством учащихся (воспитанников, детей) до 50 человек тарифные оклады устанавливаются на 5 % ниже, чем их коллегам в учреждениях с контингентом учащихся (воспитанников, детей) до 280 человек. Повышать тарифные оклады руководителям организаций вправе вышестоящие органы управления.
Сумма расходов на заработную плату педагогического, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала составляет плановый фонд заработной платы учреждения.
Начисления на фонд оплаты труда планируются в процентах к величине планового фонда заработной платы:
Сумма начислений на фонд оплаты труда = Плановый ФЗП • Установленный норматив отчислений.
В школах также планируются расходы на бесплатное питание учащихся:
Сумма расходов на бесплатное питание = Денежные нормы расходов на питание на одного учащегося • Среднегодовое число учащихся, получающих бесплатное питание • Количество дней питания в году.
Расходы на удешевление стоимости питания определяются аналогично, с учетом количества детей в школе, получающих питание.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь устанавливаются денежные нормы расходов на питание на одного учащегося.
Величина расходов зависит от места расположения учреждения образования (сельская, городская местность), экологической ситуации на территории региона, в котором расположено учреждение образования, и других факторов.
В соответствии с законодательством правом на бесплатное питание обладают ученики из малообеспеченных семей и семей с тремя и более детьми, обучающиеся в начальных, базовых, средних либо специальных общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах; ученики, проживающие в интернатах при общеобразовательных учреждениях.
Одна из особенностей общеобразовательных школ — наличие групп продленного дня (ГПД). Расходы на питание для учащихся, посещающих ГПД и освобожденных от платы за питание, рассчитываются следующим образом:
Сумма расходов на бесплатное питание в ГПД = Денежные нормы расходов на питание на одного учащегося • Среднегодовое число учащихся, освобожденных от уплаты, посещающих ГПД • Число дней функционирования ГПД в году.
Два первых множителя определяются на основании вышеназванного постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2011 г. № 142, а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях».
Расходы па текущее содержание учреждений планируются в общеустановленном порядке. В частности, расходы на хозяйственные нужды (отопление, освещение, коммунальные услуги и др.), как правило, планируются с учетом фактических затрат за несколько предшествующих лет.
Расходы, па одну отопительную точку = Средний расход топлива в день • Количество отопительных дней в году • Стоимость единицы топлива.
Расходы на приобретение оборудования, предметов длительного пользования, специальных материалов (химических препаратов, реактивов), на пополнение книжного фонда, в том числе учебно-методическими изданиями, планируются с учетом фактического наличия (для материалов, литературы), сроков эксплуатации (для оборудования), сроков годности (для химических реактивов) и возможности финансирования таких расходов.
Расходы на капитальный ремонт планируются с учетом возможностей финансирующего бюджета. Расчет стоимости капитального ремонта производится по действующим расценкам исходя из объема необходимых работ.
Источники финансирования учреждений общего среднего образования:
· средства республиканского и (или) местных бюджетов — для государственных общеобразовательных учреждений;
· средства учредителя — для частных общеобразовательных учреждений.
Дополнительными источниками финансирования общеобразовательных учреждений выступают:
· доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг;
· безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· иные, не запрещенные законодательством Республики Беларусь источники.
Государственные общеобразовательные учреждения могут осуществлять образовательную деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов.
В республики запрещается устанавливать для государственных общеобразовательных учреждений нормативы осуществления деятельности, приносящей доходы, а также нормативы получения доходов из дополнительных источников финансирования.
Основные виды платных образовательных услуг для общеобразовательных учреждений, утверждаются официально.
Потребность в финансовых средствах для оборудования компьютерных классов определялась по примерной стоимости одного компьютерного класса (рабочее место преподавателя, рабочие места учащихся, принтер, сканер, модем, сменный диск, сетевое оборудование .Стоимость сервисного обслуживания компьютерных классов рассчитывалась исходя из средней стоимости ежеквартального обслуживания одного компьютера класса в год.
4. Расходы на учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, их планирование
.
Состав расходов по обеспечению функционирования ПТУ и ССУЗов всецело определяется видами их деятельности.
Факторы, влияющие на состав и структуру затрат:
• специальность (специализация);
• форма обучения (дневная, заочная, вечерняя);
• качество подготовки.
Кроме того, специфику состава затрат на подготовку кадров определяют следующие особенности учреждений ПТО и ССО:
• ПТУ и ССУЗы требует введения в штаты особых должностей — мастеров производственного обучения;
• возрастной состав учащихся ПТУ и ССУЗов обусловливает наличие таких должностей, как воспитатели учебных заведений;
• уровень обеспеченности учреждений финансовыми ресурсами определяет качество образования в ПТУ и ССУЗах.
Для планирования расходов на подготовку специалистов в ПТУ и ССУЗах составляется бюджетная смета. В основе планирования лежат показатели численности учащихся и количества групп.
Среднегодовое число учащихся определяется по учебному заведению в целом и по отделениям исходя из следующих данных: число учащихся на начало года, прием, выпуск, отсев, число учащихся на конец года.
Среднегодовое число групп = Среднегодовое число учащихся / Наполняемость групп (по нормам).
Расходы па оплату трудазанимают значительную долю всей суммы расходов на ПТУ и ССУЗы, где в процессе подготовки специалистов участвует персонал следующих видов:
• педагогический;
• учебно-вспомогательный;
• административно-хозяйственный.
Используется формула
ФЗП пту/ссуз = ФЗП педагогического персонала +
ФЗП учебно-вспомогательного персонала + ФЗП административно-хозяйственного персонала.
ФЗП педагогического персонала планируется таким же образом, как в школах, исходя из планового количества педагогических ставок (должностей), которое зависит от общего объема учебных часов и учебной нагрузки преподавателя.
На основе методики, утвержденной для учреждений образования, определяются педагогическая ставка, а также ставка с учетом фактической нагрузки и различного вида доплат.
Педагогическая ставка (оклад) устанавливается по Единой тарифной сетке (как и в общеобразовательных школах). В отличие от общеобразовательных школ норма нагрузки для педагогического персонала устанавливается на год и составляет 720 ч.
ФЗП прочего персонала рассчитывается исходя из среднегодового числа должностей по штатному расписанию и средней ставки заработной платы в месяц.
Заработная плата руководителей (директоров и их заместителей) зависит от количества учащихся и выполняемой педагогической нагрузки.
Методика планирования таких расходов ПТУ и ССУЗов, как «Начисления на заработную плату», «Приобретение оборудования и инвентаря», «Капитальный ремонт» и др., аналогична методике, применяемой для общеобразовательных школ.
Вместе с тем в ПТУ и ССУЗах планируются расходы на выплату стипендий учащимся дневного отделения. Для этого рассчитываются такие показатели, как процент обеспечения стипендией учащихся и среднегодовое число стипендиатов:
Сумма расходов на выплату стипендий учащимся = Среднегодовое число стипендиатов * Средний размер стипендии на одного учащегося в год.
Процент обеспечения стипендией учащихся определяется как отношение числа учащихся, получавших стипендию в предшествующем году, к среднегодовому числу учащихся.
Среднегодовое число стипендиатов в планируемом году определяется путем умножения среднегодового числа учащихся дневного отделения на процент обеспечения стипендией.
В смете ПТУ и ССУЗов планируются затраты па приобретение предметов снабжения и расходных материалов с учетом специфики учебного заведения и необходимости качественного осуществления учебного процесса; расходы по текущему содержанию учреждения и формированию его материально-технической базы. Методика планирования — общая для учреждений образования.
Источники финансирования:
• для государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, — средства республиканского и (или) местных бюджетов;
• для частных учреждений — средства учредителя.
Дополнительными источниками финансирования являются:
• доходы, получаемые от осуществления платной образовательной деятельности и иной деятельности, не запрещенной законодательством;
• добровольные пожертвования юридических и физических лиц;
• иные источники, не запрещенные законодательством.
Госучреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и среднего специального образования, могут осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, но не взамен и не в рамках образовательной деятельности, финансируемой из республиканского и (или) местных бюджетов.
Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2011—2015. Ее основная цель — повышение качества и доступности профессионально-технического образования, приведение его в соответствие с современными потребностями человека, общества и государства
Государственная программа развития среднего специального образования на 2011 —2015 годы. Программа, разработанная с учетом всех векторов деятельности средних специальных учебных заведений, предполагает их переоснащение и модернизацию ССУЗов, совершенствование образовательного направления и воспитательной составляющей.
5. Финансирование высшего образования в Республике Беларусь
Источники финансирования высших учебных заведений:
• для государственных вузов — средства республиканского бюджета; частных — средства учредителя;
• иные (внебюджетные) источники, не запрещенные законодательством;
• поступления от организаций за выполнение НИР, различных услуг и осуществление других видов деятельности;
• поступления от организаций, населения за подготовку и переподготовку специалистов;
• собственные средства вузов (доходы от услуг автотранспорта, студенческих корпусов, газет, редакционно-издательских отделов, физкультурно-оздоровительных услуг и др.).
Перечень платных образовательных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования и не финансируемых за счет средств республиканского бюджета:
• подготовка специалистов с высшим образованием, магистров, научных работников высшей квалификации (кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе);
• подготовка специалистов с высшим образованием по дополнительной специальности, а также подготовка по отдельным сертифицированным курсам высшего образования сверх учебного плана;
• переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов (кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе);
• дополнительное (сверх установленных часов) обучение по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), курсам;
• изучение дополнительных (сверх установленных учебными планами) учебных предметов (предметов), учебных дисциплин (дисциплин), курсов;
• профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих (служащих) (кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе);
• подготовка на подготовительных курсах, подготовительных отделениях, факультетах довузовской подготовки для поступления в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального образования, и в высшие учебные заведения;
• организация итоговой аттестации для лиц, не сдавших государственные экзамены или не защитивших дипломный проект в установленные учебным планом сроки.
Планирование расходов высших учебных заведений осуществляется с учетом ступени подготовки (бакалавр или магистр), формы обучения (стационар, вечерняя, заочная), профиля вуза (технический, гуманитарный, педагогический и др.).
Расходы на содержание вуза закладываются в смету:
• на оплату труда;
• материальные и приравненные к ним затраты;
• производственное и социальное развитие.
Основной показатель планирования — количество студентов по формам обучения — рассчитывается на начало планового года, конец года и среднегодовой.
Число студентов на 1 января определяется по фактическому состоянию на эту дату, а на 1 сентября — с учетом плана приема, выпуска, отчисления, а также сроков обучения.
Фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава (ППС) планируется с учетом количества должностей ППС и размера ставок заработной платы. В него включаются надбавки, доплаты за ученую степень, стаж работы в отрасли и др. Расчетная численность преподавательского состава определяется исходя из объема учебной работы (учебных часов, объема учебно-методической, научно-исследовательской работы и других видов работ, выполняемых ППС высших учебных заведений) и норматива численности студентов на одного преподавателя.
Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала определяется исходя из численности таких работников (рассчитывается па основании данных о количестве кафедр, учебных кабинетов, лабораторий, других вспомогательных структур, обеспечивающих учебный и научно-исследовательский процесс) и средней ставки (зависит от занимаемой должности, объема выполняемых работ, других количественных и качественных характеристик, позволяющих отнести работника к конкретному разряду тарифной сетки).
Фонд оплаты труда административно-хозяйственного персонала включает зарплату руководителей вуза (ректора, проректора), факультетов (деканов и их заместителей), отдельных учебных и хозяйственных подразделений, обеспечивающих нормальное функционирование учебного заведения.
Материальные и приравненные к ним затраты включают расходы на выплату стипендий, питание, мягкий инвентарь и др. Порядок определения их объема во многом совпадает с методикой их планирования в других образовательных учреждениях (школах, ссузах) и в то же время имеет некоторую специфику.
Расходы на стипендии планируются не только для студентов дневного отделения, но также для аспирантов и докторантов:
Объем расходов на выплату стипендий студентам = Среднегодовое число стипендиатов * Средний размер стипендии на одного стипендиата в год.
Число стипендиатов устанавливается из количества студентов и процента их обеспечения стипендиями.
Аналогично исчисляется стипендиальный фонд для аспирантов, докторантов.
В сметах вузов могут планироваться расходы на питание, в частности:
• на специальное питание, положенное некоторым категориям работников (например, химических лабораторий);
• питание спортсменов на время соревнований;
• питание студентов, проходящих курс оздоровления в профилактории.
Расчеты производятся по формуле
Расходы на питание (но каждой группе расходов) = Среднегодовое число лиц, получающих питание * Число дней питания в год * Стоимость питания в день.
Плановая потребность в финансировании расходов на питание определяется суммированием расходов на питание всей совокупности групп.
Расходы на приобретение связаны с покупкой мягкого инвентаря для общежитий, канцелярских принадлежностей, спецодежды для отдельных категорий работников вуза. Наиболее объемными остаются хозяйственные расходы (на отопление, освещение, водоснабжение, содержание помещений в чистоте и т.п.), оплата командировок и служебных разъездов, учебные расходы, выделение средств на приобретение книг для библиотек, затраты на производственную практику и др.
Кроме того, в вузах планируются расходы на научно-исследовательскую работу. Они рассчитываются исходя из количества и сметной стоимости разрабатываемых научных тем.
В смете предусматриваются также расходы на развитие материально-технической базы— на приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт и др.
Вузы, имеющие общежития, ежегодно планируют расходы на их содержание и одновременно — доходы в виде поступлений платы за проживание в общежитии.
В течение года в связи с динамикой цен, тарифов, минимальных ставок заработной платы и других показателей в сметы вузов могут вноситься изменения. При этом уточняются расчеты соответствующих затрат и объемы источников финансирования расходов (бюджетные ассигнования и др.).