Расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета по разделам,подразделам и видам расходов 2014 г.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 101 321 836,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 85,4 86 545 824,0
Благоустройство населенных пунктов 4,4 4 500 000,0
Прикладные исследования в области жилищно-коммунальных услуг 1,3 1 270 500,0
Другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг 8,9 9 005 512,0

Источником финансирования проектов модернизации и разви­тия жилищно-коммунального комплекса в перспективе должны стать заемные финансовые средства, а пока по-прежнему значи­тельная часть расходов ЖКХ финансируется из бюджета, в част­ности:

• оказание населению жилищно-коммунальных услуг;

• выполнение государственных, отраслевых и региональных программ;

• субсидирование жилищно-коммунальных услуг, оказывае­мых населению, проживающему в жилищном фонде всех форм соб­ственности (кроме безналичных жилищных субсидий на удешевле­ние стоимости этих услуг);

• возмещение потерь доходов от предоставления льгот отдель­ным категориям граждан по жилищно-коммунальным услугам;

• капитальный и текущий ремонт жилищного фонда, приобре­тение специальной коммунальной техники и оборудования для ор­ганизаций жилищно-коммунального хозяйства;

• ремонт объектов канализации, тепло- и водоснабжения.

Бюджет возмещает разницу между стоимостью услуг ^ККХ и

тарифами для населения.

Расходы бюджета планируются исходя из объема оказываемых услуг, действующих тарифов на услуги ЖКХ и уровня возмещения затрат потребителями услуг.

Тарифы на услуги (по техническому обслуживанию, пользова­нию жилыми помещениями, горячему и холодному водоснабже­нию, канализации, снабжению газом, электрической и тепловой энергией, пользованию лифтом, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов), оказываемые населению, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Пре­зидентом Республики Беларусь до начала очередного финансового года. При этом учитываются рост доходов населения и параметры возмещения затрат за счет всех источников, определяемых законам о республиканском бюджете на конкретный финансовый год. Дей­ствие тарифов начинается с 1 января очередного года.

Тарифы на коммунальные услуги, оказываемые юридиче­ским лицам (за исключением тарифов на тепловую и электри­ческую энергию, отпускаемую организациями ГПО «Электроэнер­гетика»), устанавливаются облисполкомами, Минским гориспол­комом до начала очередного финансового года с учетом обеспечения населению возмещения части затрат на оказание коммунальных услуг. Действуют тарифы начиная с 1 января очередного года.

Полное возмещение затрат, связанных с техническим обслужива­нием жилья, эксплуатацией жилых помещений, оказанием жилищ­но-коммунальных услуг населению, обязательно. Оно производится за счет всех источников, предусмотренных законодательством.

Закон наделяет Совет Министров Республики Беларусь правом но согласованию с Президентом Республики Беларусь изменять та­рифы на техническое обслуживание, пользование жилыми поме­щениями, жилищно-коммунальные услуги для населения в случае изменения в течение года уровня цен и тарифов на энергоресурсы, основные и вспомогательные материалы либо изменения налогово­го законодательства, а также в иных исключительных случаях.

В настоящее время в сфере ЖКХ действуют несколько нормативов госу­дарственных социальных стандартов, которые призваны обеспе­чить качество и доступность оказываемых населению услуг. Среди них: норма обеспечения водой; удельный вес освещенных улиц; удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием; график по­дачи горячей воды; санитарная очистка территорий населенных пунктов; норматив потребления электроэнергии в домах; норма расхода газа для целей приготовления пищи.

Будущее этой отрасли зависит от реализации Концепции разви­тия жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года,

Основная цель данной Концепции — создание экономических, правовых и организационных условий для безубыточного функцио­нирования, дальнейшего развития и реформирования жилищно-ком­мунального хозяйства, способствующих повышению эффективности и надежности систем жизнеобеспечения населения, улучшению ка­чества предоставляемых услуг и одновременно — снижению затрат на их производство, обеспечению социальной защиты населения.

Основные задачи Концепции:

• установление и соблюдение минимальных нормативов соци­ального стандарта по предоставлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания;

• совершенствование системы социальной защиты населения путем упорядочения существующих льгот, усиления адресной на­правленности выделяемых па эти цели средств;

• дальнейшее совершенствование системы оплаты коммуналь­ных услуг и платы за пользование жилыми помещениями;

• финансовое оздоровление организаций жилищно-коммуналь­ного хозяйства.

Решение этих задач требует радикального изменения хозяй­ственного механизма — перехода отрасли в режим безубыточного функционирования. Поэтому деятельность по дальнейшему разви­тию жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемая на осно­ве Концепции, включает поэтапное реформирование платы за поль­зование жилыми помещениями, техническое обслуживание и ком­мунальные услуги. Реализация Концепции позволит стабилизиро­вать работу отрасли и уменьшить нагрузку на бюджет.

Тема 17. Основы сметно-бюджетного планирования и финансирования

1. Сметы бюджетных учреждений, их виды. Порядок составления бюджетной сметы получателей бюджетных средств.

2. Порядок составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций.

3. Принципы финансирования бюджетных организаций.

1. Сметы бюджетных учреждений, их виды. Порядок составления бюджетной сметы получателей бюджетных средств

Сметы, бюджетных учреждений являются особой формой финансового плана.

«Смета — это финансовый план, устанавливающий объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций», — так записано в Бюджетном кодексе Республики Беларусь.

Все бюджетные организации используют единуюформу смет, утвержденную для них Министерством финансов Республики Беларусь, и руководствуются Инструкцией о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, разработанной Министерством финансов.

Получателями, бюджетных средств на соответствующий год выступают бюджетные организации. Кодекс наделяет их таким правом и одновременно возлагает ответственность зацелевое и эффективное использование бюджетных средств.

Распределение бюджетных ассигнований между получателями осуществляютраспорядители, бюджетных средств — организации, которые согласно Бюджетному кодексу и иным актам бюджетного законодательства имеют необходимые на то полномочия.

Бюджетные организации составляют бюджетные сметы получателей бюджетных средств на объем бюджетных ассигнований, доведенный до них распорядителем; а при получении средств от осуществления приносящей доходы собственной деятельности — смету доходов и расходов внебюджетных средств.

Всвою очередь распорядители бюджетных средств разрабатывают на основании плана деятельности сводные бюджетные сметы и сводные сметыдоходов и расходов внебюджетных средств. В обязанность распорядителей входит рассмотрение проектов и последующее утверждение бюджетных смет получателей бюджетных средств, а также смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, получающих средства от осуществления приносящей доходы деятельности.

Сметы составляются на календарный год и действуют с 1 января по 31 декабря.

При разработке бюджетной сметы получателя бюджетных средстврешаются следующиезадачи:

• исходя из бюджетных ассигнований, доведенных распорядителем бюджетных средств, устанавливается объем бюджетных средств, необходимый бюджетной организации для выполнения своих функций;

• определяются целевые направления расходования бюджетных средств;

• осуществляется поквартальное распределение бюджетных средств.

Различают следующиевиды бюджетных смет:

• индивидуальные и сводные бюджетные сметы;

• индивидуальные и сводные бюджетные сметына капитальное строительство.

Расходование бюджетных средств, выделяемых па централизованные мероприятия, отражается распорядителями в смете расходов на централизованные мероприятия — специальной отдельной индивидуальной бюджетной смете. В нее включаются ассигнования в случаях, когда осуществление таких мероприятий связано с закупкой специального оборудования, других материальных ценностей особого назначения и с обеспечением ими подведомственных организаций, а также с проведением зрелищных культурно-массовых мероприятий, спортивных сборов.

Бюджетные сметы разрабатываются но каждому из получателей бюджетных средств, даже если они обслуживаются централизованными бухгалтериями (см. прил.).

Получатель бюджетных средств готовит также сводную бюджетную смету в целом по получателю бюджетных средств.

Бюджетные сметы составляются получателями бюджетных средств в разрезе функциональной, программной, экономической и ведомственной классификаций расходов бюджета.

Распорядители бюджетных средств формируют сводные бюджетные сметы, как правило, в разрезе функциональной классификации, по разделам, подразделам и видам расходов, а также в целом по распорядителю бюджетных средств.

После утверждения республиканского и местных бюджетов Министерство финансов и местные финансовые органы доводят до распорядителей бюджетных средств годовые объемы бюджетных назначений, установленные законом о республиканском бюджете и решениями местных Советов депутатов, с поквартальным распределением, произведенным с учетом поквартального распределения доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского бюджета и местных бюджетов соответственно.

Для своевременного формирования бюджетной росписи республиканского и местных бюджетов Министерство финансов и местные финансовые органы устанавливают распорядителям бюджетных средств сроки представления проектов бюджетных смет и сводных бюджетных смет, а также определяют основные подходы к поквартальному распределению расходов. Последнее осуществляется с учетом сроков выплаты заработной платы и других денежных выплат населению, сроков оплаты расходов за поставленные товары, оказанные услуги и выполненные работы, сроков проведения отдельных мероприятий (при этом оценивается возможность обеспечения их финансирования), а также с учетом поквартального распределения, доведенного Министерством финансов и местными финансовыми органами.

В свою очередь распорядители бюджетных средств сообщают всем подведомственным получателям годовые объемы бюджетных ассигнований (с поквартальным распределением) и устанавливают получателям бюджетных средств сроки представления проектов бюджетных смет.

Планирование расходов но бюджетным сметам производится получателями бюджетных средств исходя из реальной потребности в средствах, с соблюдением режима экономии и условия эффективного расходования материальных и денежных ресурсов. Показатели по расходам, включаемым в бюджетные сметы получателей бюджетных средств, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по статьям, подстатьям и элементам экономической классификации.

Проекты бюджетных смет и сводных бюджетных смет в установленные сроки представляются получателями бюджетных средств на рассмотрение соответствующим распорядителям. К проектам прилагаются:

• плановые показатели по сети, штатам и контингентам;

• штатные расписания;

• расчеты расходов по статьям, подстатьям и элементам экономической классификации.

Показатели (оперативные, или производственные) по сети, штатам и контингентам рассчитываются на начало и конец планируемого года, а также в среднегодовом исчислении. Они характеризуют состояние сети, мощность и объем деятельности соответствующих учреждений, поэтому используются как основа планирования их расходов.

По индивидуальным сметам расходы, как правило, планируются на единицу обслуживаемых контингентов или штатную единицу; по сводным сметам — на единицу сети.

Распорядители бюджетных средств рассматривают проекты бюджетных смет подведомственных получателей, проверяя:

• соблюдение порядка составления бюджетных смет;

• соблюдение доведенного Министерством финансов и местными финансовыми органами поквартального распределения, необходимого для формирования бюджетной росписи на соответствующий финансовый год;

• соответствие производственных (сетевых) показателей, принимаемых в бюджетных сметах получателей бюджетных средств, прогнозу социально-экономического развития республики на соответствующий финансовый год;

• соответствие поквартального распределения ассигнований срокам проведения отдельных мероприятий и возможности обеспечения их финансирования;

• соблюдение режима экономии, отсутствие в сметах завышенных либо не подтвержденных расчетами и необоснованных расходов.

Проверенные распорядителем и подписанные руководителями и главными бухгалтерами соответствующих получателей бюджетных средств бюджетные сметы, составленные в двух экземплярах, утверждаются руководителем распорядителя бюджетных средств. На каждом экземпляре ставятся печать и дата утверждения, в верхнем правом углу указывается общая сумма расходов по бюджетной смете получателя бюджетных средств. Один экземпляр утвержденной бюджетной сметы возвращается получателю бюджетных средств, а второй остается у распорядителя бюджетных средств.

Утверждение бюджетных смет получателей бюджетных средств осуществляется в течение месяца после утверждения бюджетной росписи республиканского бюджета и местных бюджетов.

Распорядители бюджетных средств республиканского бюджета и местных бюджетов на основании утвержденных бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, а также бюджетных смет по самому распорядителю бюджетных средств составляют (в двух экземплярах) сводные бюджетные сметы распорядителей бюджетных средств и утверждают их. В недельный срок один экземпляр представляется Министерству финансов (или местным финансовым органам).

В бюджетные сметы получателей бюджетных средств могут вноситься изменения, отражающие увеличение или уменьшение объема расходов в соответствии с законодательством, например по причинам:

• уточнения показателей бюджета;

•перераспределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств;

•перераспределения бюджетных ассигнований между позициями бюджетной классификации Республики Беларусь, кварталами и т.д.

При создании бюджетных организаций, либо наделении их новыми функциями, либо выполнении вновь принятых бюджетных программ в соответствии с законодательством и в ряде других случаев составляются дополнительные бюджетные сметы получателей бюджетных средств, которые утверждаются в установленном порядке.

Если в утвержденных бюджетных сметах получателей бюджетных средств выявляются завышенные или излишние расходы, то обязанность распорядителя бюджетных средств — произвести уменьшение бюджетных ассигнований получателей бюджетных средств на суммы завышенных или излишних расходов с последующим уменьшением расходов бюджета при уточнении его показателей.

2. Порядок составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций

Смета доходов и расходов внебюджетных средствявляется финансовым планом, устанавливающим объем доходов и расходов, направление и распределение средств, получаемых бюджетной организацией от осуществления приносящей доходы деятельности. Сметы составляются по каждой бюджетной организации и по каждому виду деятельности.

Так же, как и бюджетная смета, смета доходов и расходов внебюджетных средств разрабатывается в соответствии с действующей в Республике Беларусь бюджетной классификацией. Ее отличие от бюджетной сметы получателей бюджетных средств в том, что она состоит из доходной и расходной частей. В доходную часть включаются (с их но квартальным распределением) средства, планируемые к получению бюджетной организацией от осуществления приносящей доходы деятельности в соответствующем финансовом году. В расходной части предусматриваются расходы бюджетной организации по этой деятельности с их поквартальным распределением, которое формируется в соответствии с поквартальным распределением доходов.

Для обоснования плановых показателей по доходам и расходам к смете прилагаются:

• плановые показатели по сети, штатам и контингентам;

• показатели деятельности организации, влияющие па объемы доходов и расходов внебюджетных средств;

• расчеты по доходам;

• выписка из штатного расписания бюджетной организации по структурным подразделениям, выполняющим виды деятельности, приносящие доходы;

• калькуляция стоимости услуг (работ, товаров);

• расчеты расходов, включаемых в смету доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, по статьям, подстатьям и элементам экономической классификации.

Кроме того, составляются сводные сметы доходов и расходов внебюджетных средств в целом по бюджетной организации. Подписанные руководителем бюджетной организации и главным бухгалтером сметы представляются в двух экземплярах на рассмотрение и утверждение распорядителям бюджетных средств (по подчиненности), которые анализируют их с точки зрения:

• законности образования средств от осуществления приносящей доходы деятельности;

• полноты и правильности исчисления доходов и расходов;

• соблюдения режима экономии в исчислении расходов;

• правильности исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджет;

• остающихся в распоряжении бюджетной организации сумм превышения доходов над расходами;

• правильности целевого направления средств.

Сроки и порядок утверждения смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций тс же, что предусмотрены для бюджетных смет: на каждом экземпляре ставятся подпись руководителя, оттиск печати распорядителя бюджетных средств (по подчиненности) и дата утверждения; в верхнем нравом углу указывается общая сумма доходов внебюджетных средств бюджетной организации. Один экземпляр утвержденной сметы возвращается организации-получателю. а второй остается у распорядителя бюджетных средств.

На основании принятых смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций распорядители готовят в двух экземплярах свои сводные сметы в разрезе видов деятельности и функциональной классификации но разделам, подразделам и видам расходов. Один экземпляр представляется Министерству финансов или местным финансовым органам одновременно со сводной бюджетной сметой.

Изменения в смету доходов и расходов внебюджетных средств бюджетной организации могут вноситься се руководителем но согласованию с распорядителем бюджетных средств, утвердившим данную смету.

Общий контроль за порядком составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств и смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций возлагается на распорядителей бюджетных средств, в ведении которых находятся получатели бюджетных средств, а также на Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы.

3. Принципы финансирования бюджетных организаций.

Финансирование бюджетных организаций, осуществляемое на основании бюджетных смет получателей бюджетных средств, регулируется следующимипринципами:

• финансирование в меру выполнения производственных показателей (показателей но сети, штатам, контингентам) — т.е. объем финансирования бюджетной организации зависит от выполнения показателей, определяющих объем деятельности организации: обслуживаемых контингентов, объема оказанных услуг, режима функционирования и др. Соблюдение указанного принципа позволяет финансовым органам вести контроль за деятельностью бюджетной организации;

• целевой характер использования бюджетных средств — бюджетные ассигнования предоставляются получателям бюджетных средств только на основе утвержденных смет, на заранее обусловленные цели, обозначенные соответствующими позициями бюджетной классификации расходов. Строгое соблюдение этого принципа препятствует нецелевому использованию бюджетных ассигнований;

• финансирование с учетом освоения ранее предоставленных бюджетных средств — принцип, который наряду с другими позволяет решать задачу эффективного использования бюджетных средств;

• получение максимального эффекта при минимуме затрат — достигается, с одной стороны, экономное, а с другой — эффективное использование бюджетных средств. Эффект может выражаться как в решении различных задач социально-экономического развития посредством бюджетных расходов, так и в дополнительном притоке в бюджет денежных средствза счет роста доходов получателей бюджетных средств;

• безвозвратность бюджетного финансирования — предоставление средств без выставления условия их обязательного возврата в бюджет;

• бесплатность бюджетного финансирования — выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видом оплаты в процессе финансирования бюджетных организаций.

В течение бюджетного года объемы бюджетного финансирования могут уточняться в связи с внесением изменений в бюджетные сметы. Наиболее типичные причины изменений:

• перевыполнение (невыполнение) производственных показателей, на основе которых рассчитывались расходы бюджетной организации, связанное:

- с изменением режима работы учреждения;

- изменением условий деятельности учреждения;

- сокращением (ростом) обслуживаемых контингентов;

- получением государственного заказа и т.д.;

• установление фактов завышения ассигнований в сметах при проверке бюджетных смет финансовыми органами.

Тема 18. Финансирование расходов на здравоохранение

1. Общая характеристика системы здравоохранения Республики Беларусь

2. Расходы на здравоохранение, источники их финансирования

3. Составление сметы расходов организаций здравоохранения

4. Медицинское страхование

18.1. Общая характеристика системы здравоохранения Республики Беларусь

Здравоохранение является важнейшей областью со­циальной политики всех государств. В разных странах проводится корреляция между уровнем ВВП на душу населения и состоянием здо­ровья населения, как наиболее значимой среди совокупных расходов на отрасли соци­альной сферы.

Наряду с Конституцией Республики Беларусь правовые, орга­низационные, экономические и социальные основы государствен­ного регулирования в области здравоохранения заложены в Законе Республики Беларусь «О здравоохранении», направленном на со­хранение, укрепление и восстановление здоровья населения.

В соответствии со ст. 3 основными принципами государствен­ной политики в области здравоохранения являются:

• создание условий для сохранения, укрепления и восстановле­ния здоровья населения;

• обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;

• приоритетность мер профилактической направленности, раз­витие первичной медицинской помощи;

• приоритетность медицинского обслуживания таких катего­рий населения, как несовершеннолетние, женщины во время бере­менности и родов, инвалиды и ветераны;

• формирование ответственного отношения населения к сохра­нению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здо­ровья окружающих;

• ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Пра­вительству Республики Беларусь, местных исполнительных и рас­порядительных органов и других организаций за состояние здо­ровья населения;

• ответственность нанимателей за состояние здоровья работни­ков.

Главным структурным элементом является государственная система здравоохранения, включающая как учреждения здраво­охранения, непосредственно оказывающие медицинскую помощь, так и организации, деятельность которых направлена на создание условий для оказания медицинской помощи.

Государственная система здравоохранения основана на принци­пах социальной справедливости и всеобщего охвата населения бес­платной медицинской помощью, которая предоставляется в госу­дарственных учреждениях здравоохранения исходя из государ­ственных минимальных социальных стандартов в области здра­воохранения, утвержденных Советом Министров Республики Бела­русь. Речь идет о следующих нормативах:

• бюджетной обеспеченности расходов на одного жителя в сред­нем но республике, а также по бюджетам областей и г. Минска;

• обеспеченности врачами общей практики, участковыми тера­певтами и педиатрами (суммарно) — 1 врач на 1,3 тыс. жителей;

• обеспеченности койками — 9 коек на 1 тыс. жителей;

• обеспеченности аптеками — 1 аптека на 8 тыс. жителей;

• бригадами скорой медицинской помощи — 1 бригада на 12,5 тыс. жителей.

18.2. Расходы на здравоохранение, источники их финансирования

Финансирование государственной системы здравоохра­нения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетных средств, определяется на основе норма­тивов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.

Кроме того, в качестве источников финансирования здравоох­ранения рассматриваются безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, а также иные источники, не запрещенные законодательством Рес­публики Беларусь.

Расходы бюджетов на здравоохранение отражаются но разделу 07 «Здравоохранение» функциональной классификации расходов бюджета:

• на содержание организаций здравоохранения, связанные с пре­доставлением ими медицинских услуг централизованными закуп­ками медикаментов и медицинского оборудования, а также оказа­нием санаторно-курортных услуг;

• осуществление государственного санитарно-эпидемиологи­ческого надзора;

• содержание и обеспечение деятельности учреждений, осущес­твляющих руководство и управление в сфере здравоохранения, от­вечающих за прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения;

• другие мероприятия в области здравоохранения.

Соответственно, расходы на здравоохранение группируются по подразделам.

Но подразделу 07 01 «Медицинская помощь населению» отра­жаются расходы на содержание организаций здравоохранения, оказывающих стационарную, амбулаторно-поликлиническую, скорую медицинскую помощь, включая расходы на протезирова­ние (в том числе зубное и глазное), содержание организаций пере­ливания крови, санаториев для детей, а также санаториев для де­тей с родителями.

IIo подразделу 07 02 «Санитарно-эпидемиологический над­зор» отражаются расходы на содержание санитарно-эпидемиологи­ческих организаций и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий.

По подразделу 07 03 «Прикладные научные исследования, на­учно-технические программы и проекты в области здравоохране­ния» — расходы, связанные с выполнением научно-технических, социальных, народнохозяйственных программ, финансовой под­держкой инновационных проектов в части проведения научных ис­следований и разработок, подготовкой и изданием научно-техни­ческой и научно-методической литературы, проведением научных и научно-технических мероприятий, развитием материально-тех­нической базы научных организаций и др.

Вподразделе 07 04 «Другие вопросы в области здраво­охранения». Здесь учитываются расходы на содержа­ние санаториев для взрослых, Государственной службы медицин­ских судебных экспертиз, патологоанатомических бюро, баз хране­ния медицинской техники и имущества, бюро Всемирной организа­ции здравоохранения; расходы на мероприятия по обслуживанию инвалидов ВОВ, по направлению боль­ных на лечение за рубеж, проведению медицинских съездов и кон­ференций и др.

Источников финансирования государственных медицинских организаций недостаточно , поэтому используются внебюджетные источники.

В Республике Беларусь развивается рынок платных медицинских услуг, формируемый не только негосударственными организациями и предпринимателями, оказывающими услуги в области здравоохранения, но и государственными учреждениями здравоохранения.

Показателем развития здравоохранения является доля расходов на отрасль в ВВП. Динамика это­го показателя в Республике Беларусь отражена в табл.

Наши рекомендации