Функции Президента Российской Федерации в сфере финансовых правоотношений

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ как структурное подразделение Администрации Президента РФ

Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.

Бюджетное послание Президента включает:

-основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;

-сводный финансовый баланс по территории РФ;

-основные направления бюджетной политики РФ;

-сведения о государственных доходах на территории РФ;

-проект бюджета РФ;

-проект консолидированного бюджета РФ;

-оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых периодов.

Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган - Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

- анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

- рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

9. Функции Министерства финансов Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации действует в настоящее время на основании Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. № 329 (СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258). В соответствии с указанным положением Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, таможенных платежей и некоторые другие.

Круг полномочий Министерства финансов РФ очень широк, в частности Минфин России осуществляет следующие полномочия:

1. вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов и других нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в его компетенцию;

2. принимает такие нормативные правовые акты, как:

– порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

– порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;

– формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

– форма таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров при декларировании товаров;

– порядок и условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

– порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов Российской Федерации информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

– отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;

– условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;

– предельные нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок;

– нормы расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными учреждениями;

– порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

– требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков;

3. осуществляет, в частности:

– составление проекта федерального бюджета;

– утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджету;

– представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

– методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

– управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;

– выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

– государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

– сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

– организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

– согласование решений Пенсионного фонда Российской Федерации об объемах и структуре размещения средств страховых взносов.

10. Правовое регулирование деятельности Счетной палаты Российской Федерации

11. Правовое регулирование деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Праравовой статус счетной палаты Российской Федерации определен Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", другими законами Российской Федерации.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату [3], состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Правовой статус счетной палаты Российской Федерации определяется и другими законами. Счетная палата Российской Федерации, наряду с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляет контроль за порядком и своевременностью перечисления полученных от продажи федерального имущества денежных средств в федеральный бюджет[4].

Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти[5].

Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы регионов наделены широкими полномочиями по экспертизе и внешнему бюджетному контролю проектов бюджетных законов[6].

Следует отметить, что полномочия этих органов предусматривают все необходимые виды контроля: предварительный (при подготовке проекта бюджета), текущий (во время исполнения бюджета) и последующий (по завершении финансового года).

12. Налоговый контроль как вид финансового контроля: понятие, формы и методы

Налоговый контроль осуществляется в сфере отношений, складывающихся в процессе уплаты налогов и сборов, вплоть до момента зачисления налоговых доходов на счета бюджетов, т.е. охватывать все действия банков по исполнению ими платежных поручений налогоплательщиков (налоговых агентов или плательщиков сборов).

Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, представляет собой фактически первый, начальный этап налогового расследования во всей системе выявления и расследования налоговых преступлений.

Классификации видов налогового контроля полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации.

1. По времени проведения:

1. Предварительный налоговый контроль – предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций.

1.2 Текущий или оперативный контроль – осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.

1.3 Последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени.

2. По объекту:

2.1 Комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

2. Тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.

3. По характеру контрольных мероприятий:

1. Плановый контроль – подчинен определённому планированию.

2. Внеплановый (внезапный) контроль – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости

4. По методу проверки документов:

1. Сплошной контроль – основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени.

2. Выборочный контроль – предусматривает проверку первичных документов за один или несколько месяцев.

5. По месту проведения:

1. Камеральный контроль – проводится по месту нахождения налогового органа.

2. Выездной контроль – осуществляется по месту нахождения налогоплательщика.

6. По источнику данных:

1. Документальный контроль – основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах.

2. Фактический контроль – учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и т.д.

7. По периодичности проведения:

1. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года.

2. Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Для достижения указанных целей налоговые и иные контролирующие органы используют следующие основные формы (способы) налогового контроля, которые установлены налоговым кодексом Российской Федерации22:

1. Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства посредством сопоставления реального состояния финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика отчетным данным.

2. Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов – право налоговых органов на вызов налогоплательщиков (налоговых агентов и плательщиков сборов) для дачи пояснений закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Вызов осуществляется на основании письменного уведомления о вызове в налоговые органы налогоплательщиков, налоговых агентов или плательщиков сборов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием или перечислением) ими налогов, либо в связи с налоговой поверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

3. Истребование документов от налогоплательщика или налогового агента

Во время проведения любого вида налоговой проверки сотрудники налогового орана нередко сталкиваются с необходимостью получения документальных подтверждений тех или иных операций, совершаемых налогоплательщиком. Для выяснения истинного характера осуществляемых налогоплательщиком действий необходимо истребовать у него необходимую информацию, которая смогла бы стать доказательством правомерности его действий.

4. Выемка (изъятие) документов

В случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщика и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или изменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов. Под выемкой документов понимается принудительное обеспечение доступа должностных лиц к документации налогоплательщика и изъятие копий необходимых документов, а под изъятием документов – изъятие их подлинников.

5. Осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)

Должностное лицо налогового органа, выполняющее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий и помещений налогоплательщика, в отношении которого производится налоговая проверка, а также документов и предметов. Осмотру могут подвергаться любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанные с содержанием объекта налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории независимо от места их нахождения.

Наши рекомендации