Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Статус Президента Российской Федерации определен Консти­туцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, ис­полнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент опреде­ляет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конститу­цией РФ и федеральными законами, он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отне­сти его также к особым субъектам исполнительной власти.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к формиро-




Раздел II. Субъекты административного права

Глава 6. Органы исполнительной власти



ванию организационной системы, так и к содержанию ее функци­онирования.

Президент РФ формирует Правительство РФ. Предусмотрен­ное Конституцией РФ согласование Президентом с Государствен­ной Думой назначения Председателя Правительства РФ имеет фор­мально процедурный характер. Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства РФ; определяя внешнюю и внутреннюю политику, Президент тем самым оказы­вает законное влияние на различные стороны самого содержания деятельности Правительства РФ и всей системы исполнительной власти.

Именно этим обусловлена юридическая зависимость Прави­тельства РФ от Президента. Она отчетливо проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Пра­вительства; его указы и распоряжения обязательны для исполне­ния на всей территории Российской Федерации (см. п. 2 ст. 90 Кон­ституции РФ); он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ (п. 3 ст. 115 Конституции РФ); указы Президента относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятель­ности Правительства РФ (ст. 113, п. "ж" ст. 114 Конституции РФ); Президент вправе приостанавливать действие актов органов испол­нительной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 85).

Вместе с тем, с точки зрения требований законности, Президент РФ не должен подменять органы исполнительной власти, пред­ставляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти.

Федеральным законом от 29 июля 2000 г. "О внесении измене­ний и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" расширены возможности Президента РФ в укреплении законнос­ти в деятельности, в частности, исполнительных органов субъектов РФ. В случаях, указанных в данном Законе, Президент РФ впра­ве вынести высшему должностному лицу субъекта РФ предупреж­дение, отрешить, отстранить его от должности1.

Учрежден институт Полномочного представителя Президен­та РФ в федеральном округе, Полномочный представитель дей­ствует на основании Положения о нем, утвержденного Указом Пре­зидента РФ от 13 мая 2000 г.2 Он призван обеспечить реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соот­ветствующего федерального округа. К его основным задачам от­носятся: организация в федеральном округе работы по реализа­ции органами государственной власти направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

организация контроля за исполнением в федеральном округе ре­шений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президен­та РФ; представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о по­литическом, социальном и экономическом положении в округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Взаимодействие федеральных органов исполнительной влас­ти с Полномочным представителем определяется постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 г.1

Президент РФ является Председателем Государственного Со­вета Российской Федерации, членами которого являются по долж­ности высшие должностные лица (руководители) высших исполни­тельных органов государственной власти субъектов РФ. Будучи совещательным органом, Государственный Совет призван содейство­вать реализации полномочий главы государства по вопросам обес­печения согласованного функционирования и взаимодействия орга­нов государственной власти. Его статус определяется утвержден­ным Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. Положением о Государственном Совете Российской Федерации2).


1 СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3205. 2 СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

1 СЗ РФ. 2000. № 34. Ст. 3473. 2 СЗ РФ. 2000. № 36. Ст. 3633.

Наши рекомендации