Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.

КРФ определяет статус Президента как главы государства, который выше всех трех ветвей власти, координирует их, не входит ни в одну из ветвей власти, взаимодействуя с ними, принимая участие в организации деятельности.

Президент вместе с тем принимает участие в организации и функционировании ИВ.

Он как глава государства имеет ряд полномочий – гарант ПСЧГ, формирует Правительство, предлагает для одобрения ГДФС кандидатуру Председателя Правительства РФ, обеспечивает согласованное функционирование ОГВ, принимает или отклоняет отставку премьера, определяет внутреннюю и внешнюю политику РФ, приостанавливает акты ОИВ субъектов РФ в случае противоречия их НПА и ПСЧГ, использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между ОИВ разных уровней, представляет для назначения в СФ кандидатуру главы ЦБ, назначает и освобождает от должности федеральных министром, зампредов Правительства по представлению премьера, формирует и возглавляет высшие судебные должности, военную доктрину, администрацию Президента, полпредов в регионах, диппредставителей, утверждает систему и структуру ФОИВ, вносит в них изменения и дополнения. Может вводить чрезвычайное или военное положение, издает указы и распоряжения, обязательные на территории РФ, и которые не должны противоречить законам.

ВДЛ субъектов подчиняются президенту по предметам ведения РФ и совместного веденяи (полномочий РФ).

Важные функции ИВ выполняет администрация Президента РФ, координирующая деятельность органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Установлена Положением об АП РФ 2004 г. О структурном подразделении АП также приняты положения (контрольное управление, управление по обеспечению КПГ, ГПУ).

Администрация президента готовит законопроекты для внесения их Президентом, заключения на законопроекты, проекты документов, актов Президента РФ, обеспечивает деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ОИВ, взаимодействие Президента с ПП, общественными объединениями, ТПП, диалог с гражданским обществом, учитывает и анализирует обращения граждан, информацию об обстановке в стране и за рубежом. Руководство Администрацией осуществляет Президент РФ, Президенту в администрации подчиняются руководитель администрации, секретарь Совбеза, пресс-секретарь, замруководителя, помощники и советники Президента, полпреды в ФО, в ОГВ.

26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Президент РФ в процессе реформы ОИВ утвердил указом от 13.05.2000 №849 Положение о полпреде Президента в федеральных округах. В РФ – восемь ФО – Ц, СЗ, ПВ, Ю, СК, ДВ, УР, СИБ. Образование округов осуществляет федеральный контроль на уровне субъектов РФ, разрешает конфликты между ОИВ.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, на срок полномочий Президента или на меньший срок, определенный Президентом. Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью.

Назначение на должность заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации, помощников полномочных представителей Президента Российской Федерации, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

Основными задачами полномочного представителя являются:

организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;

представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;

организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;

организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

организует по поручению Президента Российской Федерации проведение согласительных процедур

вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,; выполняет также представительские функции, выполняет представительские функции (вручение наград, представление к ним, вручение удостоверений судей)

Полпред имеет право пользоваться всей государственной информацией, запрашивать материалы у ОГВ, вносить предложения о взыскании Президенту, работать с Контрольным управлением администрации, требовать от них проверок и анализа ситуации.

27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.

Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»1;

Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260;

Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260

Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30;

Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452.

Правительство РФ возглавляет единую систему ИВ, осуществляет государственную власть в РФ, это де-факто высший ОИВ, это коллегиальный орган.

От других федеральных органов Правительство РФ отличается предметом и сферой деятельности. В пределах своих полномочий Правительство РФ:

а) организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ;

б) осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.

Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.

По Указу Президента от 2008 г. Председатель Правительства имеет девять заместителей, в т.ч. двух первых, зама-руководителя Аппарата, и зама-Министра финансов.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия ГД, освобождается от должности Президентом по отставке или в случае невозможности исполнения полномочий. Освобождение от должности Председателя влечет отставку всего Правительства. Зампреды и федеральные министры назначаются и освобождаются Президентом РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства образуется аппарат Правительства, который состоит из департаментов, управлений, секретариатов председателя и зампредов и Руководителя аппарата.

Правительство руководит работой федеральных министерств и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные ФОИВ подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение задач. К общим полномочиям Правительства относятся реализация внутренней и внешней политики России, регулирование в социально-экономической сферы, обеспечение единства ИВ, формирование ФЦП, реализация права законодательной инициативы, устанавливаются также полномочия в отдельных сферах.

Правительство принимает постановления и распоряжения (нормат/инди)

Они подписываются премьером, публикуются и обязательны к исполнению по всей РФ, публикуются в течение 15 дней или безотлагательно. Акты Правительства могут быть оспорены в суде. Они вступают в силу не ранее дня официального опубликования, исключение – распоряжения и некоторые постановления со дня подписания, если самими актами не определен порядок вступления в силу.

Основные акты и решения принимаются на заседаниях Правительства, которые проводятся не реже раза в месяц. При Правительстве могут образовываться комиссии (для координации ИВ) и советы (консультативные органы).

Президент может отменять акты Правительства. В предусмотренных случаях также председатель правительства исполняет обязанности Президента.

Между Правительством РФ и субъектов устанавливаются вертикальные связи, по многим вопросам – прямое подчинение, координация действий (по вопросам РФ, совместного ведения)

В процессе реформы внедряются новые ИКТ, проводится концепция «Электронного правительства».

28. Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации: организационно-правовые формы, система, структура, функции. Административная реформа и система федеральных органов исполнительной власти. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30). Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Регламент федерального органа исполнительной власти (федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства). Административный регламент федерального органа исполнительной власти по исполнению государственной функции. Административный регламент федерального органа исполнительной власти по предоставлению государственной услуги.

КРФ устанавливает систему ОИВ в РФ. Основной критерий органов – разграничение полномочий между РФ и субъектами. К ведению РФ относятся установление системы ФОИВ, порядка их организации и деятельности. формирование ФОИВ. В совместном ведении – установление общих принципов организации системы ОГВ.

Сейчас акты – смотри выше, плюс положения о ФОИВ. Положения разрабатываются на основе НПА, Типового регламента взаимодействия. ФОИВ разрабатывают административные регламенты исполнения функций, предоставления услуг, должностные регламенты государственных служащих.

Административный регламент ФОИВ составляют регламент ФОИВ, регламенты исполнения функций, предоставления услуг, должностные регламенты.

Административные регламенты исполнения функций и предоставления услуг утверждаются федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, государственными внебюджетными фондами по согласованию с федеральными министерствами.

Постановление Правительства от 11.11.05 утвердило порядок разработки и утверждения админрегламентов, установил общие требования, сроки и последовательность действий ФОИВ , порядок взаимодействия между структурными подразделениями, ДЛ, взаимодействия с другими ФОИВ и организациями при исполнении госфункций. Админрегламенты разрабатываются ФОИВ на основе федеральных законов, Типовых регламентов. В админрегламент включаются разделы «Общие положения», «Административные процедуры», «Требования к порядку предсотавления государственной услуги» - для услуг. Регламенты разрабатываются с учетом методических рекомендаций.

Цель разработки – устранение избыточных административных процедур, упрощение действий, сроков, предоставление информации о действиях гражданам, возможность установления персональной ответственности за соблюдение требований регламентам.

Регламенты представляются ФОИВ на госрегистрацию в Минюст, подлежат опубликованию.

Федеральное министерство имеет право осуществлять функцию нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности. Федеральная служба и агентство также могут принимать индивидуальные акты, но не могут осуществлять нормативное регулирование кроме отдельных случаев.

Система ОГВ субъектов РФ определяется субъектами самостоятельно в соответствии с общими принципами организации ОГВ, КРФ.

Система ФОИВ – совокупность ОГУ, установленных КРФ, ФЗ, ФКЗ, имеющих свое специальное назначение, организационную структуру, нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.

В систему ФОИВ входят упомянутые органы.

Функции ФОИВ – по принятию НПА, по контролю и надзору ( в т.ч. выдача лицензий), по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг.

Федеральное министерство – ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента сферой деятельности. Оно осуществляет самостоятельно правовое регулирование, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, по управлению госимуществом (специальные органы).

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб и агентств, утверждает ежегодный план и показатели деятельности, вносит проект положения о них, предложения по финансированию в Минфин, в Правительство – НПА, дает поручения службам и агентствам, назначает на должность и освобождает от должности руководителей, имеет право отменить противоречащее закону решение их, назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов.

Федеральное министерство осуществляет координацию внебюджетных фондов.

Федеральная служба – ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, ГБ, защиты и охраны границы, проведения борьбы с преступностью. Возглавляет – директор службы.

Федеральное агентство – ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением контрольно-надзорных. Возглавляет руководитель, может быть коллегиальным органом. Принимает индивидуальные правовые акты, как и служба, может быть подведомственно Президенту РФ.

Сейчас действует структура ФОИВ, установленная указом 2008 г. «Вопросы…»

В регламент ФОИВ включаются разделы, которые определяют общие правила деятельности ФОИВ, в т.ч. общие положения, порядок планирования, подготовки решений, исполнения поручений в ФОИВ, проектов, рассмотрения запросов, деятельности подразделений ФОИВ, взаимодействия министерства с находящимися в его ведении службами и агентствами, правила организации деятельности ТО, взаимодействия с ТО, работы с обращениями граждан, обеспечения доступа к информации о деятельности ФОИВ. Конкретный регламент утверждается с учетом требований типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.

Типовой регламент взаимодействия ОИВ - устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.

Регламенты федерального министерства, государственного комитета, федеральной службы и федерального агентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, положения о федеральном органе исполнительной власти и настоящего Типового регламента и утверждаются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. Типовой регламент устанавливает порядок осуществления функций ФОИВ, координации и контроля, формирования планов и показателей, деятельности ТО ФОИВ, исполнения поручений, участия в законопроектной деятельности, подготовки проектов заключений, рассмотрения запросов и обращений, организации документооборота, межведомственных координационных и совещательных органов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. История развития системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Высшее должностное лицо и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Взаимодействие и координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (см.: Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: Утв. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725).

Деятельности ОИВ субъектов осуществляется во всех субъектах РФ. КРФ определяются общие начала в образовании региональных ОИВ. ОИВ создаются во всех видах (республики – в своих К, остальные – в уставах).

Сейчас регламентируется ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Субъекты формируют ИВ самостоятельно в соответствии с законом. Это вопрос совместного ведения. Система ИВ устанавливается самостоятельно, перечень ИВ определяется ВДЛ субъекта в соответствии с основным актом субъекта

Гражданин РФ наделяется полномочиями ВДЛ по представлению Президента законодательным органом субъекта. Кандидатуры представляются Администрацией Президента РФ не менее чем две – за 90 дней до истечения срока полномочий или за 10 дней до досрочного прекращения полномочий.

Предложение о кандидатуре ВДЛ вносятся в законодательный орган за 35 дней до истечения срока, проводятся консультации по кандидатуре. Законодательный орган рассматривает за 14 дней кандидатуру, принимает решение простым большинством от установленного числа депутатов, если отклоняет – повторно, при повторном отклонении – назначается временный исполняющий на 6 месяцев. Президент после представления в третий раз кандидатуры вправе распустить орган законодательной власти субъекта. Назначение происходит указом, назначен может быть достигший 30 лет на срок не более 5 лет. ВДЛ не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, замещать должности в ОГВ. ВДЛ представляет субъект вовне, обнародует законы, формирует высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, требует внеочередного заседания, участвует в работе законодательного ОГВ субъекта, обеспечивает координацию деятельности, осуществляет полномочия по назначению госслужащих и на государственные должности ( в правительстве). ВДЛ издает указы и распоряжения (или постановления вместо указов), которые обязательны на территории субъекта. Возможно досрочное прекращение, отрешение от должности. Решение ОГВ субъекта РФ направляется на рассмотрение президента РФ для отрешения от должности. Возможно по представлению Генпрокурора временное отстранение ВДЛ от должности, что может обжаловаться в ВС РФ.

Высший ИОГВ субъекта РФ является постоянно действующим ОИВ субъекта и обеспечивает исполнение КРФ, ФЗ и других НПА на территории субъекта, устанавливается наименование уставом, орган обладает правом ЮЛ.

Формирование – за счет бюджета субъекта. Высший ОИВ субъекта социально-экономическое планирование осуществляет, проводит единую политику в области финансов, имеет полномочия – по защите ПСЧГ, борьбе с преступностью, общественному порядку, разрабатывает проект бюджета субъекта, обеспечивает его исполнение, формирует иные ОИВ субъекта, распоряжается собственностью субъекта РФ, вправе предложить ОМСУ или иному ДЛ МСУ привести акты в соответствие с ФЗ, обратиться в суд, заключает договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, осуществляет иные полномочия.

Законодательный орган может выразить недоверие руководителям органов, принятие решения о недоверии влечет освобождение их от должности или иные последствия по уставу субъекта.

В краях и областях – администрация, в иных – правительство. Могут отдельные лица возглавлять эти органы. Существует система ОИВ – органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции, формируются органы исходя из исторических традиций (в ВО – Правительство, губернатор-ВДЛ).

Стоит также отметить, что в пределах субъекта также действуют ТО ФОИВ, ВДЛ по указанному в вопросе указу имеет полномочия по организации взаимодействия и координации ОИВ субъекта и ТО ФОИВ МВД, МЧС, Минюста и т.д. Федеральные министры до принятия решения о назначении руководителя ТО согласовывают решение с ВДЛ субъекта, существуют в случае отказа в согласовании согласительные процедуры, 2 месяца после отказа – назначение руководителя или представление к назначению в установленном порядке, информирование о несогласование высшие ФОИВ.

Понятие, комплексность, структура и источники института государственной службы. Институт государственной службы в системе административного права. История формирования и развития государственной службы в России (XVII - XX вв.). Конституционно-правовые основы государственной службы. Этапы реформы государственной службы. Формирование публичного служебного права.

Институт государственной службы – система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы госслужбы, статуса служащих, гарантий и процедур его реализации, а также механизма прохождения госслужбы. Правовому регулированию, таким образом, подлежат формирование госслужбы, создание статуса госслужащего, образование механизма прохождения службы. Институт госслужбы состоит из правовых норм, устанавливающих государственно-служебные отношения. Нормы этого института устанавливают правовое стимулирование и ограничение, позитивные/негативные средства регулирования, материальные и процессуальные нормы.

Государственная служба отражает управленческие связи и отношения, которые необходимо урегулировать в различных правовых формах при помощи норм государственно-служебного характера, к этим отношениям относятся отношения, которые возникают между ОИВ. Основным связующим звеном в этих отношениях является служащий. Государственный служащий является индивидуальным субъектов АП, он выступает в отношениях самостоятельно, несет права и обязанности. Служащие чаще всего вступают во внутренние отношения. Служащие являются субъектами публичного права. Госслужащие могут быть также субъектами иных отраслей права – ТП, ФП, УП, ГП.

Государственная служба является комплексным правовым институтом. который включает в себя правовые нормы различных отраслей права. Этот институт состоит из отдельных подинститутов – принципов госслужбы, гостайны, аттестации и т.д., объединяет в себе множество норм других отраслей права – КП, АП, ТП и т.д. Институт ГС делится на принципы ГС, статут госдолжности, правовой статус ГС, реализации госфункций служащими, прохождения службы, служебной дисциплины, условий ГС, прекращения отношений, управления ГС.

КП – устанавливает основы госслужбы, госслужба основывается на конституционных положениях

Межд. право – на основе ч. 4 ст. 15, актов ГА ООН

ТП – по ФЗ о ГГС на госслужащих распространяются акты законодательства о труде с особенностями, льготы (ПСО)
УП – ответственность должностных лиц, глава 30 – преступления против госвласти.

Институт государственной службы претерпел значительные изменения . В дореволюционное время разделялась уже гражданская и военная служба.

Источники (правовые) – ФЗ о ГГС

История госслужбы берет свое начало с 18 века – разделение военной и гражданской службы, разделение должностей на классы, классные чины. Под госслужбой понималась совокупность определенных действий, совершаемых в интересах ГУ, определенным способом, не превышая полномочий административной власти. Зак-во знало определение на службу – от имени царя, определение к должности – первые три ранга по указу царя, далее – министром. Устанавливались моральные требования к служащему.

Современное законодательство в некоторой степени основывается и на дореволюционных положениях, негативные черты – неизменны (бюрократизация, отсутствие равного доступа, кумовство, централизация, отсутствие демократических начал и т.д.)

Советская госслужба грешила партийным влиянием, отсутствием профессионального чиновничества, регулированием нормами ТП административно-правовых отношений.

В дореволюционное время возник основной понятийный аппарат, принципы госслужбы.

17 век – приказы, местное управление путем приказных изб, воеводы. формируется профессиональное чиновничество

18 век – создание коллегий. Табель о рангах, увеличение требований к обязанностям, выстраивание централизованной современной бюрократической системы. В Табель вносились со временем изменения.

5.10.1906 – декларация равного доступа к госслужбе, до этого – национальная и религиозная дискриминация.

Законодательство установило порядок поступления на службу путем прошения.

Существовала аттестация чиновников – путем схожего порядка проверки знаний и качеств аттестуемого, известны ограничения на службе, запреты служащим, порядок производства в классные чины, поощрения (ордена, премии, знаки отличия) и взыскания. Чиновники получали отдельное денежное жалование (Е Вторая), до этого – местное натуральное жалование, кормление.

Существовала ответственность служащих, в т.ч. уголовная, специальными органами для высших классов – Сенатом, гражданская ответственность – в окружных судх, судебной палатой, дисциплинарная – выговоры с 1831, 1846 – Уложение о наказаниях, несколько видов – понижение в должности, вычет из стажа и жалования, арест, увольнение, отрешение от службы.

1917 – ВОСР. Новая система советской госслужбы. Медленность в разработке нового зак-ва при сломе старого. Принимались отдельные НПА, 1922 – Декрет о введении чинов, рангов, званий, 1932 «О дисциплинарной ответственности», 1987-1990 – целая серия НПА. 1967 – Единая номенклатура должностей.

Принципы – соответствие воле народа, демцентрализм, равноправие, плановость, социалистическая законность.

Де-факто профессиональных госслужащих в СССР не было, они находились под контролем Советов, назначение – путем приказа, могли быть уволены с ГС без права обжалования, вопросы ЗП – ТП.

90-е годы – кардинальные перемены. ФЗ «Об основах ГС в РФ».

КП-основы – КРФ, термин госслужбы в вопросах ведения – 71 статья – ФГС – исключительна, ГС субъектов – совместное ведение по ФЗ «Об основах ГС РФ» 1995 г.

31. Государственная должность: понятие и основные положения теории. Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы. Классификация и реестры должностей государственной гражданской службы. Категории и группы должностей гражданской службы. Квалификационные требования к должностям гражданской службы.

ФЗ «О системе ГС РФ» и «О ГГС РФ» устанавливают, что государственным служащим является гражданин РФ, который исполняет обязанности по должности ГС за денежное вознаграждение. Статус ГС определяется замещением государственной должности и получением квалификационного разряда.
Должность ГС с организационной точки зрения – определенная структурная единица, находящаяся в системе государственной службы. Учреждение государственной должности – порядок установления должности уполномоченным субъектом в структуре органа. Должности ФГГС учреждаются указом Президента или ФЗ, субъектов – законами субъектов. Замещение ГД – способ поступления гражданина на госслужбу.

В законодательстве ГД определяется как должность в ФОГВ, ОГВ субъектов, в иных госорганах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Закон определяет систему и модель ГС по организационно-должностному критерию, устанавливает перечень и виды должностей ГС. Из этой системы исключаются государственные должности Президента, Председателя Правительства, некоторых других лиц. Деятельность лиц, занимающих государственные должности РФ и субъектов РФ, законодательством о службе не регулируется. В субъектах РФ устанавливаются отдельные законы, которые устанавливают перечень государственных должностей.

В соответствии с ФЗ «О системе ГС РФ» должности ГС делятся на должности ФГГС и ГГС субъектов РФ, воинские должности, должности правоохранительной службы. Должности распределяются по группам и или категориям, устанавливается соотношение должностей (в процессе реформы. вероятно).

Квалификационные требования устанавливаются законодательством. ФЗ «О ГГС», ст. 12 – требования к образованию, стажу ГС, работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам. Государственные должности классифицируются по категориям – руководители – руководители ОГВ и структурных подразделений, замруководители и руководители ТО ФОИВ и подразделений, руководители и замы представительств ФОИВ

помощники (советники) для содействия руководителям, как и руководители – на срок или без срока

специалисты – без ограничения сроков полномочий для профессионального обеспечения выполнения ОГВ установленных задач и функций

обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий

Группы – высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

1-2 – на 1-3 делятся

3 – 1-4

4 – 2-5

Указ «О государственных должностях РФ» 1995 г. устанавливает Сводный перечень должностей РФ, который включает перечень наименований должностей. Ст. 9 ФЗ «О системе ГС РФ» - реестр должностей ГС, включает должности ФГГС, типовые должности военной и правоохранительной службы. Реестр должностей субъекта учреждается законом субъекта (для ГГС).

Эти реестры составляют Сводный реестр должностей ГС. Реестр ФГГГС учрежден Указом Президента от 31.12.2005 №1574. В Реестр входят перечни должностей по органам власти.

В штатное расписание в целях технического обеспечения ОГВ могут включаться должности, которые не относятся к должностям ГС, это работники, и их деятельность регламентируется нормами трудового права.

Наши рекомендации