Конституционный статус Президента Российской Федерации. Особое ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент Российской Федерации как глава государства

Особое ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент Российской Федерации как глава государства, оказывающий существенное влияние на всю систему государственных органов.

Президент Российской федерации является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних сношениях, интересы всех граждан в силу того, что он избирается путем всеобщего голосования.

Президент обеспечивает необходимое единство государственной власти, сохраняя при этом разделение властей, т.е. Президент призван обеспечить устойчивость механизма властвования.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституции порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Модель сильного Президента Российской Федерации выражена следующими факторами:

1. Президент избирается народом. В силу этого Президент получает мандат доверия от всего населения России.

2. Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти и осуществляет свою власть самостоятельно.

Задача Президента - определять основные цели экономической политики, контролировать методы и темпы их достижения. Формы деятельности Президента РФ осуществляются в правовых рамках для реализации главных задач:

-поддержания стабильности государственной системы;

-поддержания мира в обществе;

-охраны конституционного строя;

-охраны суверенитета и целостности государства.

3. Президент РФ имеет право на принятие нормативно-правовых актов (указов, распоряжений), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы.

4. Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. В части 3 ст. 80 Конституции РФ не говорится, в какой конкретной форме Президент определяет основные направления политики.

5. Правительство РФ можно назвать Правительством Президента РФ, так как Президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. 83, 111 Конституции РФ), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. 103, 111 Конституции РФ). Президент РФ устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти.

6. В соответствии со ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

7. Президент РФ вправе вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, но он обязан незамедлительно сообщить об этом Государственной Думе и Совету Федерации.

8. В международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию не как федеральный уровень власти и не как государство-аппарат, а как государство-субъект международных отношений, страну суверенную и независимую.

Ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства, называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны; арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.

Перечень полномочий Президента РФ:

1. В организации работы законодательного органа и законодательного процесса:

• созыв парламента на очередные и внеочередные сессии;

• роспуск однопалатного парламента или его нижней палаты;

• подписание и публикация законов;

• использование права вето;

• обращение в орган конституционного контроля в отношении законодательных и иных актов, противоречащих конституции;

• выступает как непременный участник законодательного процесса;

• издает нормативно-правовые акты;

• имеет право назначать выборы в Государственную Думу и распускать ее, но не имеет право распустить верхнюю палату Совета Федерации.

2. В организации работы органов исполнительной власти и управленческой деятельности, в области обороны государства:

• имеет право председательствовать на заседании Правительства;

• принимает решение об отставке Правительства;

• по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

• назначает председателя Центрального Банка и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении;

• формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

• является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны;

• назначает на должность и освобождает от нее высшее командование Вооруженных Сил РФ;

• формирует администрацию Президента;

• назначает на должность и освобождает от нее полномочных представителей в семи федеральных округах;

• вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;

• назначает судей высших и других судов, генерального прокурора и др.;

• ведает вопросами помилования.

3.В области внешней политики:

• ведет переговоры и подписывает международные договоры;

• назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат федерального собрания

• дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных отношениях;

• осуществляет руководство внешней политикой РФ и выполняет другие внешнеполитические функции (участие в Саммитах и т.д.).

Реализация всех этих полномочий главой государства осуществляется независимо от того, входит ли он в состав указанных органов видов государственной власти.

Президент прекращает исполнение своих полномочий в случае:

• его отставки;

• стойкой неспособности по состоянию способности осуществлять принадлежащие ему полномочия;

• отрешение от должности.

Отставка предполагает наличие заявления Президента. По состоянию здоровья конституцией не предусмотрено никаких процедур.

Процедура отрешения от должности носит сложный характер, при этом Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное решением Верховного Суда.

Наши рекомендации