Основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Конституционно-правовая ответственность Президента Российской Федерации, процедура отрешения его от должности.

Конституция РФ предусматривает следующие основания досрочного прекращения полномочий президента:

1. Отставка президента часть 2 ст 92 - досрочное прекращение по собственной его инициативе

2. Ввиду стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Конституционный суд РФ в постановление от 11 июля 2000 года сформулировал свои позиции в отношение данного основания досрочного прекращения полномочий Президента:

a. Для досрочного освобождения от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особый порядок (процедуру) такого освобождения;

b. Положения о порядке установления степени утраты трудоспособности определенные действующим законодательством о здравоохранении не распространяются на президента РФ;

c. Для установления стойкой не способности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие президенту полномочия требуется особая процедура с целью объективного подхода к фактической невозможности для президента в связи с расстройством функций его организма, носящих постоянный и не обратимый характер;

d. Преведение в действие досрочного прекращения полномочий президента по состоянию здоровья допустима лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным не исполнением президентом своих полномочий или добровольной его отставке;

e. Порядок установления стойкой не способности президента осуществлять свои полномочия не должен быть облегченным и упрощенным;

В особых случаях временной не способности президента осуществлять свои полномочия он передает их передает их прецидателю правительства на основании собственного указа.

3. Отрешение президента от должности в связи с совершением гос. измены или иного тяжкого преступления – ст 93 импичмент;

Для выдвижения обвинения президента в совершении гос измены или иного тяжкого преступления требуется инициатива не мение 1/3 депутатов гос. Думы;

Далее решение гос думы об выдвижении обвинения президента принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов гос думы при наличае заключении специальной комиссии образованной гос думой;

Далее выдвинутое гос думой обвинение президента должно быть подтверждино соответствующими заключениями заключениями верховного суда рф (о наличии в деянии президента признаков состава преступления) и конституционного суда рф (о соответствии конституции рф процедуры обвинения выдвижения обвинения президента);

Далее решение о отрешении президента от должности принимается советом федерации 2/3 от общего числа его членов не позднее чем в 3 месячный срок со дня выдвижения гос думой обвинения против президента;

Согласно части 3 ст 92 конституции во всех случаях, когда президент не в состоянии выполнять свои обязанности их временно исполняет прецидатель правительства. Исполняющий обязанности президента не имеет права распускать гос думу, назначать референдум, а также выносить предложение о поправках и пересмотре конституции;

Для президента полномочия которого прекращены за исключением президента отрешенного от должности , ФЗ от 12 февраля 2001 года устанавливается ряд правовых, соц и иных гарантий соответствующих его высокому статусу;

Президент РФ во время пребывания у власти и соответственно в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью.

Однако в то же время он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность.

Так, Президент РФ выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданным им актом прав и законных имущественных интересов граждан - физических лиц и различных объединений и организаций -юридических лиц.

Федеральное Собрание Российской Федерации: нормативная основа деятельности, понятие, функции, структура. Формы парламентской деятельности.

Федеральное собрание РФявляется государственно-правовым институтом. Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное собрание – это Парламент, являющийся представительным и исполнительным органом РФ.

Порядок формированияФедерального собрания РФ: формируется из представителей двух палат: Совета Федерации РФ (СФ РФ) и Государственной думы РФ (ГД РФ). Одновременно проводятся выборы в обе палаты. Совет Федерации формируется путем зачисления лиц, занимающих определенные должности правительства, выбранных на эти должности народом. Совет Федерации РФ состоит из представителей (по два представителя) всех субъектов РФ от исполнительного и представительного органов (по одному от каждой власти) государственной власти РФ. По результатам прямого всеобщего народного голосования избираются депутаты в ГД РФ.

Государственную думу РФ представляют 450 депутатов. Являясь одновременно представительным и законодательным органами государственной власти, Федеральное собрание РФ обеспечивает свободное волеизъявление народа и правопорядок.

Правовая основа деятельности Федерального собрания РФ:

1) действующая конституция РФ (гл. 5. ст. 94 – 109);

2) постановления конституционного суда РФ № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3) 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции РФ» от 12.04.1995 г., № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ» от 23.03.1995 г.;

3) другие постановления и законы РФ, регламентирующие правовую деятельность Федерального собрания РФ.

СтруктураФедерального собрания РФ: Федеральное собрание РФ, как уже известно, состоит из СФ РФ и ГД РФ, обе палаты представлены председателями, заместителями, комитетами и комиссиями в каждой палате. Совет Федерации РФ и Государственная дума формируют для осуществления своих полномочий Счетную палату. Исполнительный орган СФ РФ представлен Правительством РФ, которое состоит из председателя, заместителей, федеральных министров.

Полномочия Федерального собрания РФ:

1) утверждение указа, направленного Президентом РФ в Федеральное собрание РФ о введении чрезвычайного положения;

2) назначение выборов Президента РФ;

3) отрешение Президента РФ от занимаемой должности;

4) назначение судей Высшей судебной власти РФ;

5) назначение и отрешение от должности председателя Счетной палаты РФ;

6) назначение и отрешение от должности Генерального прокурора РФ;

7) назначение на должность и отрешение от должности Уполномоченного по правам человека РФ;

8) утверждение кандидатуры на должность председателя Правительства РФ

Порядок формирования палат Федерального Собрания. Совет Федерации: состав, порядок формирования. Государственная Дума: состав, порядок выборов депутатов.

Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) от субъектов РФ — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В 1993 году Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина о Конституционной реформе, была учреждена Государственная дума Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, ровно половина из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий.Именно такая схема действовала на выборах в российский парламент в 1993—2003 годах и будет действовать снова, начиная с 2016 года. В 2007 и 2011 годах все 450 депутатов госдумы определялись по результатам голосования за партийные списки, а проходной барьер равнялся 7 %. Но на выборах 2011 года партии, набравшие менее 7%, но более 6%, а также менее 6, но более 5 получили бы по 2 и 1 мандату соответственно (но по результатам выборов таких партий не было). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации).

Срок полномочий II—V созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с VI созыва депутатов избирают сроком на пять лет.

Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.

Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители.

Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Закон 2005 года сохраняет своё действие до окончания полномочий Государственной думы VI созыва.

Наши рекомендации