Аналитические группировки затрат входящих в себестоимость

1) По месту возникновения(производственные, коммерческие (транспортные, сбытовые))

2) По целесообразности(производительные, непроизводительные)

3) По способу отнесения на себестоимость отдельных продуктов(прямые, косвенные)

4) По отношению к изменению объемов производства(переменные, условно-постоянные)

5) По экономическому содержанию(основные, накладные)

6) По степени экономической однородности(простые, сложные)

7) По возможности охвата плана(планируемые, не планируемые)

8) По характеру производства(основные, вспомогательные)

По цехам

По видам продукции

По отдельным заказам

По стадиям производства

Виды и формы себестоимости:

1) Индивидуальная- себестоимость продукции предприятия с учетом его технических и организационных особенностях.

2) Отраслевая – опред. на продукцию предприятия, входящую в отрасль и производственную однородную продукцию.

3) Цеховая – определяет сумму затрат всех цехов предприятия при цеховой системе управления.

Цеховая себестоимость = затраты на производство продукции + расходы по управлению и обслуживанию цехов (общепроизводственные)

4) Производственная– содержит все затраты предприятия, связанные с изготовлением продукции.

Производственная себестоимость = Цеховая себестоимость + общехозяйственные расходы

5) Полная (коммерческая) себестоимость = производственная себестоимость + коммерческие расходы

6) Базисная себестоимость–используется для определения цены на продукцию предприятия – изготовителя. Может рассчитываться на основе полных затрат или только переменных затрат, в зависимости от того какую стратегию выбирает предприятие.

Формы себестоимости:

1) Плановая себестоимость –определяет работу предприятия на определенный плановый период. В основе лежат усредненные максимально допустимые нормы расходы различных видов ресурсов, поэтому плановая себестоимость является максимально допустимой величиной, отклонение от которой в большую сторону являетсяне желательным для предприятия.

2) Отчетная (фактическая) себестоимость – определяется фактическими затратами на производство и реализацию продукции и характеризует степень выполнения плана за отчетный период. Отклонение отчетной себестоимости от плановой называется причинами неудовлетворительной работы предприятия.

3) Нормативная – рассчитывается на основе текущих норм расхода материальных и трудовых ресурсов столько раз в год, сколько происходит изменений данных норм и нормативов. Нормативная себестоимость рассчитывается на предприятии, где применяется нормативный метод учета затрат и калькулирование себестоимости.

Методы планирования себестоимости:

1)По факторный – заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в плановом году по сравнению с предыдущим.

2)Сметный – обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат.

3)Калькуляции – заключается в обосновании величины затрат на производство единицы продукции.

4) Нормативный – заключается в определении затрат на производство и реализацию продукции на основе заранее составленных норм и нормативов.

ВЫВОД: При планировании себестоимости продукции все метолы применяются в комплексе, что позволяет взаимосвязанные задачи планирования издержек. Методы дополняют друг друга и делают процесс планирования издержек менее трудоёмким.

Соколова Вероника

15. Планирование и регулирование рыночных цен.

16. Финансовое планирование и прогнозирование деятельности предприятия.

17. Планирование и распределение прибыли на предприятии.

18. Планирование рентабельности производства.

19. Понятие «бюджетирование». Виды бюджетов, методики составления.

20. Планирование и регулирование рыночных цен.

21. Финансовое планирование и прогнозирование деятельности предприятия.

Финансовое планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, доходов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

· обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;

· выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия;

· соблюдение акционеров и инвесторов;

· выполнение обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми и вышестоящими организациями;

· контроль за финансовым состоянием предприятия.

Финансовое планирование представляет собой процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение предприятия и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе окончательных вариантов финансовых планов.

Основные направления финансовой политики предприятия:

· анализ и планирование денежных потоков;

· выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала);

· управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью;

· разработка учетной и налоговой политики;

· контроль и управление затратами, включая выбор амортизационной политики;

· выбор дивидендной политики.

Задачи финансового планирования определяются финансовой и инвестиционной политикой предприятия:

1) управление денежными потоками предприятия;

2) анализ взаимосвязи возможных решений о дивидендах, финансировании и инвестициях;

3) прогнозирование будущих последствий сегодняшних решений, чтобы избежать неожиданностей, яснее понимать взаимосвязь текущих и будущих решений;

4) эффективное использование прибыли и других финансовых ресурсов;

5) осуществление контроля по предприятию в целом и центрам финансовой ответственности, в частности.

Значение финансового планирования на предприятии заключается в следующем:

1) финансовое планирование содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

2) позволяет сделать выбор наиболее эффективных путей развития из возможных альтернатив;

3) дает возможность определить в перспективе экономическую эффективность деятельности предприятия;

4) способствует постановке конкретных целей, которые служат способом мотивации работы менеджеров, и позволяет установить критерий оценки их деятельности.

Объекты финансового планирования:

1. Движение финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязанностей перед государством, финансирование прочих расходов.

Финансовые ресурсы представляют ту часть денежных средств, которая образуется в процессе создания и распределения совокупного общественного продукта и направляется на формирование и использование фондов денежных средств.

2. Финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов. Формы финансовых отношений и их границы во многом определяют движение финансовых ресурсов и образуемые при этом стоимостные пропорции. Выделяют следующие отношения:

· между предприятиями и различными субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при коммерческом кредитовании;

· между собственником предприятия, трудовым коллективом и отдельными работниками при оплате труда персонала;

· между субъектами хозяйствования, входящими в объединение и самим объединением, а также между субъектами хозяйствования и хозрасчетными подразделениями внутри них при формировании и распределении централизованных фондов финансовых ресурсов, предназначенных для решения общих задач;

· между предприятиями, объединениями и государственным бюджетом при внесении платежей в бюджет и внебюджетные фонды и получении ассигнований из бюджета;

· между предприятиями и коммерческими банками при получении и погашении ссуды и при уплате процентов за кредит;

· между предприятиями и страховыми организациями при страховании имущества предприятия.

Финансовое планирование упорядочивает эти отношения, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение денежных потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическими и тактическими планами.

1. Стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов. Стоимостные пропорции формируются при распределении финансовых ресурсов. Задачей финансового менеджмента является определение рациональных соотношений между собственным и заемным капиталом, оборотными и внеоборотными активами, объемом финансирования расширенного производства, текущих затрат и других расходов. Данные пропорции должны быть экономически обоснованы, поскольку влияют на эффективность деятельности предприятия.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, а с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Методы финансового планирования дают возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов предприятия и на основе систематизации и осмысления полученной информации выбирать оптимальные пути движения вперед, предвидеть вероятные трудности на пути к стабильному процветанию, предупреждать негативные последствия реализации избранных путей развития.

Планирование позволяет рассмотреть возможные альтернативные разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение предприятием стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.

Финансовое планирование как субъективный процесс разработки и выполнения плановых заданий должен базироваться на объективных условиях, учете действия экономических законов и закономерностей. Они оказывают влияние на установление основных направлений движения финансовых ресурсов, содержание финансовых планов, а также организацию данного процесса. В то же время от научного уровня финансового планирования, должной его организации, применения прогрессивных видов и методов планирования во многом будет зависеть рациональное использование всех ресурсов, действенность экономических рычагов, стимулов и благополучие предприятия в целом.

В процессе финансового планирования должны достигаться следующие цели:

· определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы);

· принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов;

· определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;

· уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;

· выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств, в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;

· определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:

1) анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает предприятие;

2) прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;

3) обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант будет представлен в окончательной редакции плана);

4) оценка результатов, достигнутых предприятием, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Четырехступенчатый процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждой стадии планирования влияют на будущее предприятия. Поскольку никто не в состоянии точно предвидеть будущее, процесс планирования должен быть непрерывным. Необходимо постоянно отражать на каждом этапе финансового планирования поступающую информацию. Непрерывно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс пересмотра финансовых планов был непрерывным.

Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и финансовым отделами. Самостоятельные финансовые отделы (управления) создаются, как правило, на крупных и средних предприятиях. В состав отдела могут входить подразделения финансового планирования, анализа, финансово-хозяйственной деятельности, организации расчетов, инкассации, кассовых операций и др.

Функции финансового отдела в области планирования:

· составление проектов финансовых планов предприятия со всеми необходимыми расчетами с учетом максимальной мобилизации внутрихозяйственных резервов, наиболее рационального использования ресурсов;

· составление и предоставление в установленные сроки кредитных заявок и кассовых планов в учреждения банков и участие в их рассмотрении;

· участие в составлении плана реализации продукции в денежном выражении, определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам;

· составление совместно с планово-экономическим отделом плановых расчетов различных фондов, образуемых из чистой прибыли и участие в составлении смет их расходования;

· определение плановой суммы амортизационных отчислений с разделением их на полное восстановление основных фондов и капитальный ремонт;

· участие в определении потребности в собственных оборотных средств по элементам и расчету нормативов оборотных средств;

· составление плана финансирования капитального ремонта основных фондов;

· составление плана распределения балансовой прибыли и амортизационных отчислений;

· участие в составлении плана финансирования НИОКР;

· выполнение расчетов по предъявлению поставщикам и подрядчикам;

· распределение квартальных финансовых показателей по месяцам;

· доведение показателей финансового плана и вытекающих из него заданий, лимитов и норм до структурных подразделений предприятия;

· составление на месяц и внутримесячные периоды оперативных финансовых планов;

· составление оперативных планов реализации продукции в денежном выражении и планов по прибыли;

· участие в составлении оперативных графиков отгрузки товарной продукции;

· контроль за завозом товарно-материальных ценностей с целью предупреждения сверхнормативных запасов;

· обеспечение выполнения финансового, кредитного и кассового планов;

· обеспечение платежей в государственный бюджет, уплата процентов по ссудам, взносы собственных средств в централизованные отраслевые фонды, выдача заработной платы персоналу предприятия, оплата счетов поставщиков и подрядчиков, финансирование затрат, предусмотренных планом, осуществление операций по счетам предприятия в банках;

· ведение ежедневного оперативного учета.

В процессе финансового планирования используются следующие предварительные расчеты:

1) планируемый объем производства продукции;

2) сметы затрат на производство;

3) планы использования основных производственных фондов и расчет амортизационных отчислений;

4) инвестиционный план;

5) инновационный план;

6) смета на образование фонда накопления;

7) смета на создание фонда потребления;

8) план налоговых выплат.

Методы финансового планирования на предприятии

В практике финансового планирования применяются следующие методы:

1. Экономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период. Данный метод следует рассматривать не как простое сопоставление отчетных данных с плановыми для выявления отклонений, а как способ, позволяющий определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Анализ финансовых планов включает ряд этапов:

1) Проводится экономический анализ всех ресурсов предприятия за предшествующий плановый период. Результаты анализа используются при составлении финансовых планов на предстоящий период.

2) Определяются темпы роста доходов и расходов за предшествующий плановый период для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов.

3) Устанавливаются размеры изменения финансовых и производственных показателей в течение интервала планирования. Это позволяет установить определенные закономерности.

4) Проверяется выполнение основных статей плана для выявления отклонений и их причин.

5) Выявляется наличие материальных и финансовых ресурсов, состояние активов на начало планового периода для обоснования их исходного уровня для новых заданий.

С целью выявления тенденций развития предприятия анализируются:

· изменения в объеме продаж в целом и по основным видам продукции;

· изменения в величине прибыли, рентабельности;

· объемы и эффективность инвестиций;

· политика цен на реализуемые товары;

· условия расчета с потребителями и поставщиками продукции;

· денежные операции;

· состав и структура основных и оборотных активов;

· оборачиваемость активов;

· состав и соотношение собственного и заемного капитала;

· уровень дивидендов.

Чтобы собрать такие данные, нужен упорядоченный бухгалтерский и налоговый учет, непосредственное участие работников и руководителей планово-финансовых служб, знание динамики и показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. При удовлетворительном состоянии бухгалтерского учета проведение экономического анализа не должно представлять затруднений.

2. Коэффициентный метод определения величины доходов и расходов. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, рассчитываются предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Такой подход имеет ряд недостатков:

1) при недостаточно обоснованной базе дальнейшее уточнение показателей усугубляет имеющиеся недостатки. Это может повлечь за собой нерациональное использование финансовых ресурсов и стать причиной нарушения непрерывного процесса производства.

2) в случае несовершенства действующей на предприятии методики планирования применение коэффициентного метода отрицательно сказывается на эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, а в ряде случаев приводит к нарушению стоимостных пропорций и ухудшению финансового положения.

3. Нормативный метод. Сущность метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках. Система норм и нормативов включает: федеральные нормативы, нормативы субъектов РФ, нормативы местных органов власти, внутрихозяйственные нормативы предприятий.

4. Балансовый метод заключается в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы должны быть сбалансированы между собой на наиболее рациональной основе, т.е. путем выбора эффективных методов формирования фондов денежных средств, распределения и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов, финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности с целью недопущения вероятности банкротства.

Балансовый метод традиционно применяется при распределении прибыли, планировании финансовых фондов – накопления, потребления. Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

Остаток средств фонда на начало планового периода + Поступления средств в фонд = Расходование средств фонда + Остаток средств фонда на конец планового периода.

5. Метод дисконтированных денежных потоков используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит инструментом для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.

Концепция денежных потоков основана на исчислении современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Использование метода дисконтированных денежных потоков позволяет выявить результат финансовых решений без ссылки на допущения бухгалтерского учета. Оценивая прогнозные изменения финансовых потоков за определенный период работы предприятия на основе временного фактора, можно придти к выводам, отличным от традиционного экономического анализа.

6. Метод многовариантности (сценариев)заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения. В качестве критерия выбора могут выступать:

· Минимальная величина средневзвешенной стоимости капитала;

· Максимальная величина чистой приведенной стоимости;

· Максимум рентабельности собственного капитала;

· Максимум рентабельности активов.

Вариант финансового плана с наименьшим стандартным отклонением и коэффициентом вариации считается менее рискованным. Финансовое планирование не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс принятия решений о том, какие риски следует принимать, а какие следует отклонить.

7. Метод экономико-математического моделирования позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается черед экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса, то есть описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

где Y – показатель;

х – факторы.

Корреляционная связь – это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве наблюдений. Корреляционная связь показывается уравнениями регрессии различного вида.

При расчете моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования. Он должен быть таким, чтобы исходные данные были однородными. С одной стороны, если период исследования слишком мал, невозможно выявить общие закономерности. С другой стороны, нельзя брать слишком большой период, так как любые экономические закономерности непостоянны и могут существенно изменяться в течение длительного интервала времени. Поэтому для перспективного планирования используют годовые данные деятельности предприятия за 3−5 лет, а для текущего планирования – квартальные данные за 1 год. При существенных изменениях условиях работы предприятия в плановом периоде в рассчитанные на основе экономико-математических методов показатели вносятся необходимые коррективы.

Существует три альтернативные модели финансового планирования и прогнозирования:

· система алгебраических уравнений;

· модель линейного программирования;

· эконометрическая модель.

Модель финансового планирования необходимо очень тщательно выбирать, поскольку последствия этого выбора для процесса финансового планирования и для будущего предприятия очень велики. Хорошая модель финансового планирования должна обладать следующими характеристиками:

1) результаты и исходные предположения должны быть достоверны;

2) модель должна обладать возможностью совершенствования;

3) модель должна учитывать взаимосвязь решений в области инвестиций и источников финансирования, дивидендной политики, производства и влияния этих решений на стоимость предприятия;

4) модель должна обладать достаточной гибкостью, чтобы ее можно было использовать в различных ситуациях;

5) результаты модели должны быть понятны пользователю, не требовать от него специальной подготовки.

Любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимозависимости между экономическими показателями. Для достижения максимального результата, в экономико-математической модели должно быть учтено большое число требований, условий, предположений, которые можно пересматривать, что дает возможность получить разные варианты финансовых и бизнес-планов. Это достаточно трудоемкий процесс, поэтому используются компьютерные программы, позволяющие облегчить решение данной задачи.

8. Прогнозный метод является одним из базисных при выработке стратегической линии предприятия. Финансовое прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Основная задача финансового прогнозирования – определить предполагаемый объем финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде, найти источники их формирования и направления наиболее эффективного использования на основе анализа складывающихся тенденций и с учетом воздействия на них различных факторов.

Финансовое прогнозирование позволяет рассмотреть возможные альтернативы разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение предприятием стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости. С помощью финансового прогнозирования добиваются взаимостыковки разных направлений деятельности предприятия, увязывая потребности в инвестициях с наличием финансовых ресурсов; оно позволяет согласовывать различные, часто противоречивые цели – например, увеличение объема продаж с необходимостью одновременного уменьшения доли заемных средств в суммарных ресурсах предприятия.

Финансовое прогнозирование дает возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов предприятия и на основе систематизации и осмысления полученной информации выбирать оптимальные пути движения вперед, предвидеть вероятные трудности на пути к стабильному процветанию, предупреждать негативные последствия реализации избранных путей развития.

Прогнозирование, позволяя оценить перспективы предприятия, помогает ответить на вопрос, что его ожидает его в будущем – финансовое благополучие или банкротство. Одним из главных достоинств прогнозирования является то, что оно служит базой для принятия вполне осознанных и обоснованных решений. Без него не обойтись, принимая любой инвестиционный проект, так как именно будущие выгоды от вложения средств определяют тактику сегодняшнего поведения предприятия и влияют на выбор им соответствующего направления инвестиций.

Основной целью финансового прогнозирования является достижение высокой эффективности хозяйствования, что должно находить свое выражение в росте финансовых ресурсов, рациональном их использовании, укреплении финансовой устойчивости предприятия. Реализация этой цели требует соблюдения в ходе финансового прогнозирования некоторых общих принципов, следование которым обязательно в условиях рыночной экономики:

· определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, необходимо учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать такие затраты, которые позволили бы получить предельно высокую рентабельность;

· следует строго соотносить финансовые затраты со сроками их реальной окупаемости, иначе не избежать напряженности с финансовыми ресурсами и даже – банкротства;

· выбрав долгосрочные направления вложения средств необходимо предусмотреть наиболее экономичные методы их финансирования;

· в ходе финансового прогнозирования должна быть обеспечена сбалансированность рисков, для чего затраты с высокой финансовой отдачей, но повышенным риском нужно разумно сочетать с инвестированием средств в объекты, хотя и менее рентабельные, но с гарантированным доходом;

· при выборе источников привлечения ресурсов и направлений их инвестирования следует помнить об условиях соблюдения платежеспособности и ликвидности предприятия, чтобы не допустить его банкротства из-за непродуманных решений;

· в ходе финансового прогнозирования должна быть учтена инфляционная составляющая и на нее была сделана корректировка во всех расчетах;

· финансовое прогнозирование должно быть ориентировано на конъюнктуру рынка и одновременно учитывать вероятность наступления определенных событий, особенно в средне- и долгосрочной перспективе. На его основе следует вырабатывать модели поведения предприятия, учитывающие изменения ситуации с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Наши рекомендации