Задачи статистических группировок. Типологические, структурные и аналитические группировки

Стадии экономико-статистического исследования.

Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет разнообразные методы, в зависимости от поставленных задач и характера исходной информации.

Все методы применяются на трех основных стадиях экономико-статистического исследования:

1. Сбор первичной статистической информации.

2. Статистическая сводка и обработка первичной информации.

3. Анализ статистической информации для принятия решений.

Методы, используемые при выполнении основных стадий экономико-статистического исследования.

1. Методы массового наблюдения. Закон больших чисел.

Основное содержание этого закона: в сводных статистических характеристиках действие элементов случайности взаимопогашается, хотя они и могут проявляться в признаках отдельных единиц статистической совокупности.

2. Метод статистических группировок. Метод обобщающих статистических показателей.

3. Метод средних величин и показателей вариации.

- Ряды динамики (временные ряды).

- Индексный метод.

- Корреляционно-регрессионный анализ.

- Выборочный метод.

Понятие о статистической информации и статистическом наблюдении. Требования к статистическому наблюдению.

Статистическая информация (статистические данные) – первичный статистический материал, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, обработке, анализу и обобщению.

Статистическое наблюдение – это начальная стадия экономико-статистического исследования. Это научно организованная работа по сбору массовых первичных данных о явлениях и процессах во всех сферах бизнеса.

Требования к статистическим наблюдениям: - ценность, - полнота, - достоверность, - объективность,

- сопоставимость

Данные необходимы для: - обзора, - изучения, - оценки качества предоставляемых услуг или производственного процесса, - выработки альтернативных решений, - удовлетворения любопытства.

Основные способы получения данных. Выявление и устранение ошибок статистических исследований.

Основные способы получения данных:

- Изучение промышленных, правительственных, финансовых и других источников. Источники данных разделяются на первичные (если данные непосредственно используются для анализа) и вторичные (если некто собирает данные для последующей передачи).

- Эксперимент. В нем все испытания проводятся под строгим контролем. Планирование эксперимента (эффективность моющих средств).

- Опрос. Респонденты свободно отвечают на ряд вопросов. Затем ответы редактируются, шифруются, табулируются для дальнейшего анализа.

- Наблюдение. Для явлений, обычно протекающих в естественных условиях - знания о животном мире (социология и бизнес-наблюдение за фокус-группой).

Оценка достоверности результатов исследования (цель опроса, зачем и для кого они проводятся; какие выборки положены в основу опроса)

Детерминированная выборка состоит из элементов, включенных в нее без учета вероятности их появления. Вероятностная выборка состоит из элементов, вероятность появления которых известна заранее.

Ошибки статистических исследований:

1. Ошибка, связанная с охватом исследования (систематическая ошибка выбора).

2. Ошибка, связанная с отсутствием ответа.

3. Ошибка выборочного исследования (целесообразность, относительная дешевизна, эффективность – преимущества выборочного наблюдения).

4. Ошибка измерения.

Организация числовых данных. Упорядоченный массив. Диаграмма «ствол и листья».

В последние годы вклады во взаимные фонды составили миллиарды долларов. Приобретая акции (долю) взаимного фонда, инвестор вступает во владение всеми акциями компании, принадлежащими фонду. В нашем сценарии мы играем роль финансового советника, выбирающего фонд, в который следует вкладывать средства.

Цели взаимных фондов различны:

- Капитал обычно складывается их акций схожих компаний. Например, фонды могут специализироваться на акциях крупных, средних или мелких компаний.

- Взаимные фонды различаются по степени риска, связанного с ценными бумагами, которыми они владеют. По этому критерию фонды делятся на взаимные фонды с очень высоким, высоким, средним, низким и очень низким уровнями риска.

Чем больше анализируемых данных, тем труднее сконцентрировать внимание на их основных характеристиках. Для лучшего восприятия информации из набора данных, надо их правильно организовать.

Упорядоченный массив состоит из последовательных данных, расположенных по возрастанию. Решаемые задачи: определение мах и мин значений; типичных величин; диапазона, которому принадлежит основная масса значений.

Диаграмма «ствол и листья» - это инструмент для организации набора данных и анализа их распределения. Данные в этой диаграмме распределены в соответствии с первыми цифрами, или стволами и замыкающими цифрами или листьями.

Задачи статистических группировок. Типологические, структурные и аналитические группировки.

Статистические группировки – это процесс образования однородных групп на основе разделения статистической совокупности на части или объединение изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

Статистические группировки – это метод статистического исследования, позволяющий уловить переход количественных изменений в качественные, выявить закономерности их развития. Результатом осуществления этого процесса является разделенный на группы объект наблюдения.

Виды группировок:

- типологические,

- структурные,

- аналитические,

- комбинированные.

Типологические группировки – выделяем основные типы в качественно однородной группы.

Структурные группировки – используются для изучения строения исследуемой совокупности (торговая сеть – по специализации; работники торговли – по возрасту, стажу работы, по образованию). По ним можно оценить качественные сдвиги или процесс концентрации.

Аналитические группировки – для изучения явления и связи между отдельными признаками явления. Так в коммерческой деятельности встречается много взаимосвязей между признаками, выступающими в роли причины или следствия явления.

Виды взаимосвязей в аналитической группировке:

1) Фактор – количественный признак, а результат – качественный признак (стаж работы и квалификация сотрудника; время договорных связей поставщик-торговля и качество товара).

2) Фактор (основа группировки) – качественный признак, а результат – количественный признак (квалификация сотрудников и производительность их труда).

3) Фактор и результат – качественные признаки (категория работников и их образование).

4) Фактор и результат – количественные признаки (производительность труда и заработная плата).

Комбинированные группировки – образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании. При этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного (категорийного) показателя, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей. С увеличением числа группировочных признаков, снижается наглядность, что уменьшает эффективность использования статистической информации.

Наши рекомендации