Понятие, особенности и виды бюджетов

Бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

Основная роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны, т. е. для выполнения задач общего значения в рамках соответствующей территории.

Виды бюджета.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики ибюджетов районов, республиканских городов республики.

Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) - форма образо вания и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веде ния субъекта РФ.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - фор ма образования и расходования денежных средств, предназна ченных для обеспечения задач и функций, отнесенных к пред метам ведения местного самоуправления.

43.Бюджетные доходы: понятие и виды.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающиев безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый тип бюджетов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в госу- дарственной или муниципальной собственности, по- сле уплаты налогов и сборов, предусмотренных за- конодательством о налогах и сборах; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учрежде- ниями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной' власти, ор- ганов исполнительной власти субъектов РФ, орга- нов местного самоуправления, после уплаты нало- гов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в резуль- тате применения мер гражданско-правовой, адми- нистративной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причи- ненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образо- ваниям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кре- дитов; иные неналоговые доходы.

44.Бюджетные расходы: понятие и виды.

Расходы бюджета - денежные средства, направ- ляемые на финансовое обеспечение задач и функ- ций государства и органов местного самоуправле- ния.

Распределение (разграничение) доходов и расхо- дов бюджетов - это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каж- дый тип бюджетов.

Расходы распределяются между бюджетами исхо- дя из следующих основных принципов: соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления (по принадлежности); учет подчиненности (подве- домственности)'предприятий, организаций, учрежде- ний при формировании расходов каждого бюджета; учет значения определенных мероприятий, учрежде- ний, масштабов и последствий их влияния на разви- тие общества; самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления в определении на- правлений и состава расходов своих бюджетов. Все эти принципы действуют в совокупности, характери- зуют состав расходов бюджетов всех уровней.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на основе мини- мальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государ- ственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономиче- ского содержания делятся на текущие расходы и ка- питальные расходы в соответствии со ст. 66 БК РФ.

Капитальные расходы бюджетов - часть расхо- дов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность; расходы на проведе- ние капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроиз- водством; расходы, при осуществлении которых соз- дается имущество или увеличивается его стоимость. Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование ор- ганов государственной власти, органов местного са- моуправления, бюджетных учреждений, оказание го- сударственной поддержки другим бюджетам и от- дельным отраслям экономики в форме дотаций, суб- сидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Наши рекомендации