Формирования доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Виды доходов

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и нало­говым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного само­управления. Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Доходы бюджетов включают:

- налоговые

- неналоговые виды доходов;

- безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:

- налогов на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, водного налога, единого социального налога;

- акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, легковые автомобили и мотоциклы;

- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают в свой состав:

- налог на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный в полном объеме;

- налоги на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых, единого сельскохозяйственного налога в части установленной Бюджетным кодексом РФ (100 процентов от части, подлежащей перечислению в региональный бюджет и 70 процентов соответственно);

- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, животного мира (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;

- за государственную регистрацию общественных объединений и региональных отделений политических партий, средств массовой информации;

Состав налоговых доходов местных бюджетов устанавливается Бюджет­ным кодексом РФ для бюджетов поселений (ст. 61 БК РФ), бюджетов муниципальных районов (ст. 61.1 БК РФ), бюджетов городских округов ст. 61.2 БК РФ). Бюджеты муниципальных образований, в целом, включают в свой состав:

- налоговые доходы от местных налогов (земельного налога и налога на имущество
физических лиц);

- налоговые доходы от федеральных налогов и сборов (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, государственной пошлины за совершение нотариальных действий).

Налоговые доходы являются основой доходов бюджетной системы РФ. Их роль в бюджетах различных уровней не одинакова, но в целом за счет налоговых доходов в зависимости от макроэкономической ситуации формируется от 80 до 95% доходов БС РФ.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы в доходах бюджета занимают сравнительно небольшую долю от 5 до 15%.

К безвозмездным поступлениям относятся:

- дотации (из вышестоящего бюджета нижестоящему, на безвозмездной, безвозвратной основе, без указания цели использования) из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидии(из вышестоящего бюджета нижестоящему, имеют четкое целевое назначение, предполагают софинансирование) из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции (как из вышестоящего бюджета нижестоящему, так и наоборот, безвозмездные, безвозвратные, имеют четкое целевое назначение, передаются для финансирования делегируемых полномочий) из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

К собственным доходам бюджетов относятся (в соответствии с БК):

- налоговые доходы

- неналоговые доходы,

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Методы бюджетного регулирования и способы распределения доходов между бюджетами
Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности. Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

1. установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

2. перераспределение самих бюджетных источников;

3. безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

4. ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы бюджетов. Это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год

Государственное и муниципальное финансовое планирование реализуется прежде всего в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправлении (федеральный, региональный и местный бюджеты). Как финансовый план бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Он утверждается законом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа власти (местного самоуправ­ления). Состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется БК РФ. Все это придает бюд­жету директивный характер, обусловливающий обязательность испол­нения плановых показателей.

В практике используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экст­раполяции, нормативный, индексный, программно-целевой.

Метод экстраполяции. Он используется при определении финан­совых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе коррек­тировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на от­носительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок, имеет ряд недостатков:

- не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов;

- не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня;

- не учитывает изменения отдельных факторов в плановом пе­риоде по сравнению с отчетным периодом.

Нормативный метод. Суть его состоит в том, что плановые по­казатели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются ка­чественной основой для финансового планирования с соблюдением режима экономии. Например, в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации с момента введения в действие фе­дерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджет­ной системы Российской Федерации должно базироваться на осно­ве минимальных государственных социальных стандартов, нормати­вов финансовых затрат на оказание государственных услуг и еди­ных методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Индексный метод. Этот метод предполагает широкое использо­вание системы разнообразных индексов при расчете плановых фи­нансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физиче­ских объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), де­флятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимо­стных показателей в постоянные цены), деловой активности, про­изводительности труда и многие другие.

Программно-целевой метод. Он позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-эконо­мического развития в целевом, отраслевом и территориальном ас­пектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых про­блем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансиро­вания ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и сро­кам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-кон­структорских, производственных, социально-экономических, орга­низационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффек­тивное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного разви­тия Российской Федерации.

Бюджетное планирование на федеральном уровне и уров­нях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финан­совый план решает задачи организации и управления бюд­жетными средствами в конкретном звене управления. В сис­тему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государствен­ном и территориальных уровнях управления с учетом их воз­можностей по формированию бюджетов и их исполнению. Це­лями такого планирования на всех уровнях власти являются:

• обеспечение координации социального и экономичес­кого развития государства и его территорий на основе бюд­жетной политики;

• прогнозирование объектов финансовых ресурсов, не­обходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

• прогнозирование финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;

• определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.

Составление проектов бюджетов является исключитель­ной прерогативой Правительства РФ, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ и муниципальных образований. В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов необходимы сведения о:

• налоговом законодательстве;

• предполагаемых объемах финансовой помощи, предо­ставляемой нижестоящим уровням бюджетной системы;

• видах и объемах расходов всех уровней бюджетной системы (иногда передаваемых с одного уровня на другой);

• нормативах финансовых затрат и др.

Проект бюджета основывается на:

• бюджетном послании Президента РФ;

• прогнозе социально-экономического развития соответ­ствующего территориального образования;

• направлениях бюджетной и налоговой политики соот­ветствующего территориального образования;

• плане развития сектора экономики соответствующего территориального образования.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе данных и показателей прогноза социально-экономи­ческого развития государства. В плане содержатся данные о возможностях бюджетов по мобилизации доходов и финан­сированию расходов по статьям бюджета. План составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегод­но корректируется с учетом реального и прогнозного соци­ально-экономического развития государства. Перспективный финансовый план как документ составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе данных прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилиза­ции доходов и заимствований.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных и представительных органов власти о пред­полагаемых направлениях социально-экономического разви­тия, выявления возможностей в перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосроч­ных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития.

Баланс финансовых ресурсов или сводный финансовый баланс представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований хозяйству­ющих субъектов. Он составляется на основе отчетного ба­ланса финансовых ресурсов за предыдущий год с учетом про­гноза социально-экономического развития и является осно­вой для составления проекта бюджета. По своей сути свод­ный финансовый баланс является балансом финансовых ре­сурсов, создаваемых и используемых в масштабе государ­ства или на его территориальном образовании. Сводный баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и средства государственных предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Сводный финансовый баланс государства разрабатыва­ется Правительством РФ (Минэкономразвития России при участии Минфина России) на основе макроэкономических показателей по схеме (см. таблицу).

№ п/п Доходы № п/п Расходы
1 2 От налога на прибыль От налога на добавленную стоимость Затраты на государственные инвестиции по развитию
       
п и т. д. . п и т. д.
  Итого доходов:   Итого расходов:

Наряду с разработкой финансового баланса РФ в после­дние годы получили распространение сводные финансовые балансы территориальных образований.

Основной задачей территориального сводного финансо­вого баланса является определение объемов финансовых ре­сурсов, созданных, поступивших и используемых в регионе.

Планирование финансовых ресурсов основано на анали­зе достигнутого уровня мобилизации и использования фи­нансовых ресурсов региона и выявлении степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Наши рекомендации