Доходы и расходы бюджетов: понятие, виды, общая характеристика распределения в бюджетной системе Российской Федерации.

ст. 6 БК:Доходы - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.Доходы – денежные средства, которые поступают на безвозмездной основе в бюджет соотв. уровня. Исключение по возмездности: возвращение излишне уплаченных налогов.Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, связанные с нарушением налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся:— доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;— доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.БК РФ в главах 7, 8 и 9 прописывает доходы конкретных бюджетов (фед., субъекта и местного).Доходы бюджетов каждого уровня бюджетной системы в зависимости от порядка зачисления в бюджет подразделяются насобственные и регулирующие.Собственные доходы — это такие доходы бюджетов, которые законодательством РФ закреплены, на постоянной основе полностью или частично за определенным бюджетом — федеральным, региональным или местным.В соответствии со ст. 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:— налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;— неналоговые доходы, указанные в ст. 41 БК РФ, за исключением финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;— иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.Кроме собственных (закрепленных) доходов бюджетов существует группа регулирующих доходов. Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов (ст. 48). Перечень регулирующих доходов ежегодно утверждается в законе о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы. Теоретически любой собственный (закрепленный) доход может быть установлен в соответствующем законе о бюджете как регулирующий, если это стабильный источник дохода и от него можно передать часть дохода в нижестоящий бюджет.Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.Капитальные расходы бюджетов это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы. Текущие расходы бюджетов это часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование ОГВ, ОМС, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Основу распределения расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ составляет компетенция РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, закрепленная в К РФ и других нормативных актах3. За счет расходов федерального бюджета реализуется, главным образом, компетенция Российской Федерации; за счет бюджетов субъектов РФ — компетенция субъектов РФ, а за счет бюджетов МО — компетенция МО.Принципы распределения расходов между бюджетами различных уровней: принцип значимости расходов; принцип подчиненности организаций при утверждений расходов каждого бюджета.Принцип значимости бюджетных расходов означает, что расходы, имеющие общегосударственное значение, производятся из федерального бюджета; расходы, имеющие местное значение - из местного бюджета и т.д. Принцип подчиненности организаций при утверждении расходов каждого бюджета означает, что из федерального бюджета должны выделяться средства для учреждений федерального подчинения, из региональных бюджетов — для бюджетных учреждений, состоящих на бюджете субъекта РФ, и т.д

14. Орг-ция нал и безнал ден обращ-я в РФ. Обращ-е не = расчётам, тк обращ-е – это движ-е. Просновы: КРФ, ГК,БК, ФЗ о ЦБ РФ; ФЗо валют рег и вал контроле; ФЗ О банках и банк деят; ук През; пост Пр-ва; НА ЦБ, в т.ч. Полож о безнал расчётах 2000г. - ЮЛ и ИП; Полож о безнал расчётах ФЛ 2003г. Обращ-е мб в нал (передача денег в физ ф от 1лица к др) и безнал ф (не исп деньги в физ ф, а движ-е идёт от 1 к др путём записи по счетам). 1) В нал обращ-и ЦБ устан прав платёжесп-ти, т.е. когда банкнота/монета мб приз-на неплатёжесп, и след-но произв-ся обмен (кас всех кредит орг-ций). Обмену подлеж: утрач фрагмент, но сохр не менее 55%; склеен из фрагм-ов, сохр не м 55%; сост из 2 фраг-ов раз-х купюр 1го номинала и не м 55%; им брак изгот-я; монеты, сохр аверс/реверс. ЦБ также осущ вед-е касс опер-й, отслеж процесс движ-я ден ср-в, учёт и контроль ден массы через касс опер-и. Орг-ция д вместе со своей кредит орг, где у неё счёт, высчитать лимит использ-я нал, исходя из анализа своей деят. Этот лимит хран в кассе всегда, а сверх подлеж-т инкасс-и в эту кредит орг-ю в теч 3 раб дн, ост только д/выплаты з/п и тд. ФЗ о ккт. В РФ не устан огранич д/ФЛ в использ ден ср-в, в отл от ЮЛ. М/у ЮЛ в рамках 1го дог-ра сумма налич не д превышать 100тыс руб. 2) Безнал обращ-е Мб: а) классич - клиент банка (Влад счёта) даёт поруч-е банку, а тот произв-т списание с его счёта и начисл на счёт др; б) чек, вексель - ден обяз-ва (Мб способом расчёта). Движ-е ден массы происх лишь тогда, когда цен бумага предъяв в банк, тогда банк произв спис-е со счёта выписавшего на счёт предъяв-го; в) движ-е с исп пластик (банк) карт, предполаг исполь-е спец апп - банкоматов. Платёж сис - виза, маэстро, мастер-кард. Банки к ним присоед. У кажд сис свои прав. Огранич по переводу в безнал ф нет. Здесь у ЦБ нет особых полном, поэтому банки часто эмитир ден ср-ва, а это порожд инфляцию.

Прав-й статус и полн-я мест-ой админ-ии (МА) и её главы. Структура МА.

Статья 37. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ

МА(исп-но-расп-ный орг мун-го обр-я) надел-ся уставом МО полн-ми по реш-ю воп-в мест-го знач-я и полн-ми для осущ-ия отд-х гос-х полном-ий, переданных ОМС ФЗ и зак-ми суб-тов РФ. Напр, 1) разраб-ет проекты мест-го бюдж-а, программ 2) исполняет мест-й бюджет 3) исполн-ет прав-е акты ПО МО 4) обеспеч-ет содерж-е и использ-е нах-ся в мун-ой собств-ти жил-го фонда и нежил-х пом-й итд. МА обл-ет правами ЮЛ. Глава МА- глава МО или лицо, назнач-е на долж-ть главы МА по контракту, заключ-му по рез-м конкурса ,на опред-ый Уставом МО срок. Рук-дит на принц-пах единонач-ия.(т.е. решает след-ие вопр-ы:1)рук-дит орг-ми и структ-ми подраз-ми МА.2)изд-ет распор-я по вопр-м орг-ции МА.3)опред структ-ру МА, кот-я затем утв-ся ПО МО.4)м опред-ять штаты МА. 5)несет перс-ую отв-ть за деят-ть МА.Контракт закл-ся на срок полн-чий представ-го орг-на муни-го обр-я(ПО МО), не< чем на 2года. Назнач-ся главой МО. Глава Ма подконтр-ен ПО МО. Не м зан-ся предпр-кой деят-тью. Стр-ра МА-внутр-е строение орг-на, подел-ное на отрасл-е (функции-ные) и тер-ные подразд-я. Стр-ра МА состоит из:1) руковод-е звено (глава МА и замы);2) аппарат МА, сост-щий из отделов и лиц, оказ-щих содействие руковод-ям;3) функц-но-отрасл-ое звено (деп-ты, управл-я, комит-ы, отд-лы);4) тер-ое звено (тер-е структ-е ед-цы МА).

13. Пон-е денеж сист, ее осн эл-ты и пр основы. Знач-е ден реф и деном-и. Пр основы: КРФ (ст. 71-ден эмиссия относ к вед РФ, 75-ден ед-цей явл рубль); ГК; ФЗ «о ЦБ РФ»; ФЗ«о валют рег и вал контроле»; ФЗ «О банках и банк деят». ДС - устр-во ден обращ-я, закреп в зак. Ден обращ-е-движ-е ден массы внутри страны в нал/безнал ф. Ден масса - общее кол-во денег, кот необх гос-ву на дан мом и нах-ся обычно в обороте. Формир-е ден обращ-я относ к компет ЦБ РФ: совмес с Прав РФ м созд ед денеж пол-ку. Деньги м исп-ся как ср-во платежа/как ср-ва накоп-я сбереж-й/как товар/как измер-е стоим-ти ч-л. Эл-ты ДС: 1) офиц ден ед-ца. Это абстр-ция. Отлич от ден знака (рубль). Ден знак - внеш ф выраж-я офиц ден ед-цы; Мб безнал и нал (банкнота/казнач билет и монета). Ден эмиссия осущ только ЦБ РФ. Выпуск иных ден ср-в, суррогатов запрещ. Валюта - шире, она вкл нах в обращ-и, изъятые/изымаемые, но подл обмену рубли; ср-ва в рублях на счетах в банках РФ/кредит орг; ср-ва в рублях на счетах иностр кред орг по согл об исп рубля в кач-ве платёж ср-ва. 2) эмиссия нал денег - выпуск в обращ-е. Привод к увелич ден массы. Изгот-е денег предшес-т эмиссии. Эти ? реш ЦБ. Для изгот ЦБ закл дог с орг-ями - 2 монет двора (М, СПб) и Гознак. Они изгот опред виды денег по ф, утв ЦБ. Потом ЦБ размещ деньги по терр РФ с пом спец подраздел-я (Объед росс инкассации) равном-но, т.е. в равном объёме, с учётом потреб-тей. В кажд регионе сущ резерв фонд банкнот и монет, кот выпуск-ся по потреб-ти (учит насел, пенсии, з/п). ЦБ обесп себе пр эмитир деньги - он пригот прогр-му провед-я ед кред и ден пол-ки, раздел «Эмис. ден. средств», если нет - на буд год эмис не планир-ся. ЦБ пишет общую сумму, кот выпуск, получ одобр-е от ГД (утв этот док-т). На совете дир ЦБ реш ? об объёме выпуска, оформ Приказом ЦБ, кот легализ банкноты, монеты (там пиш №, и только они мб в обращ-и, а ост - в резерв фонде/ждут выпуска/уничтож). 3)орг-ция и регул-е налич ден обращ-я - движ ден массы. В целях орг-ции налич ден обр-я на ЦБ возлаг ф-ции: произ-во, перевозка, хран банкнот и монет; устан правил хран, перевоз, инкасс нал денег длякредит орг-ций; устан признаков платежесп денег; опред порядка вед-я касс операций. Ден реф - полное/частич преобр ден массы в целях укреп ден обращ-я, поддерж-я офиц ден ед-цы. Кас всей ДС (в 1922-1924, 1947, 1993г.). Деноминация - тех операции по замене денег старого образца на нового. М происх без ден реф. Кас только ден массы. Сокращ ден массы. Осущ по указам През, пост Пр-ва (1997-1998г).

20.Прав-ой статус и поряд-к форм-я представит-го органа мун-го обр-я. (ПО МО).ФЗ «Об общ-х принц-х орг-ции МС в РФ №131-ФЗ».ПО МС-орган, избр-й нас-м мун-го обр-я, обл-ий правом предст-ть его инт-сы и прин-ть от его имени реш-я, действ-щие на тер-и мун-го обр-я. ПО МО м осущ-ть свои полном-я в случ-е избр-я не < 2х третей от установл-ой числ-ти деп-в. Устав МО опред-ет правомоч-сть зас-ния ПО МО (не < 50% от числа деп-тов). Засед-ния ПО МО не реже 1р в 3мес. Срок 1го засед-я вновь избр-го ПО МО не > 30 дн со дня избр-я. ПО посел-я сост-ит из деп-тов, изб-х на мун-х выборах. (если в пос-нии <100 чел-к, обл-х избир-м правом, ПО не формир-ся, фун-ии ПО осущ-ет сход гр-н). ПО мун-го р-на 1)м сост-ть из глав пос-й, вход-х в сост-в мун-го ра-на и из деп-в ПО этих пос-й, изб-х ПО пос-й из своего состава в соотв-ии с равной незав-мо от числ-ти нас-я пос-я нормой предст-ва. 2) м изб-ся на мун-х выборах. Число деп-в, изб-х от 1го пос-я, не м б > 2х пятых от уст-ной числ-ти ПО мун-го р-на. Иниц-ва о его форм-ии оформл-ся реш-ем ПО, расп-го в гран-ах мун-го р-на посел-я.(в реш-ии указ-ся норма деп-тов и день начала раб-ты ПО). Поряд-к форм-я ПО мун-го р-на закреп-ся в Уставе мун-го р-на в теч-ии 3х мес-в со дня работы ПО. Числ-ть деп-в ПО пос-я (втч гор-го окр-га) зависит от чис-ти нас-я и опред-на Уставом МО. (от 7ми деп-в при нас-ии <1тыс чел-к до 35 при нас-ии 500тыс чел-к). Числ-ть деп-в ПО мун-го р-на не < 15 чел-к. В отн-ии ПО внутригор-кой тер-ии города фед-го знач-я-не < 10 чел-к. ПОгор-го пос-я, мун-го р-на, гор-го округа обладают правами ЮЛ. Ост-ные ПО могут облад-ть правами ЮЛ в соотв-и с уставом МО. Искл-ная комп-ция ПО МО находятся: 1)принятие устава МО, внес-е изм-ий и доп-ий. 2)утвержд-е мест-го бюдж-а.3) уст-е, изм-е и отмена мест-х нал-в и сборов. 4) опред-е порядка управл-я и распор-я имущ-м, нах-ся в мун-й собств-ти . 5) конт-ль за исполн-м ОМС и ДЛ МС полн-ий по реш-ю вопр-в мест-го знач-я; 6)прин-е реш-я об удал-ии главы МО в отставку и др.

Наши рекомендации