Вопрос 29. Понятие «бюджет». Особенности и разновидности бюджетов.

Бюджет – это форма планового отчета, которая определяет потребность в сырье и материалах, трудовых и финансовых ресурсах.

Операционные бюджеты составляются для ЦО (частные бюджеты).

На предприятии необязятельно формировать полную систему бюджетов, все зависит от особенностей деятельности предприятия и некоторые бюджеты могут отсутствовать.

Полная система бюджетов включает в себя:

-бюджет продаж

-бюджет производства

-бюджеты расходов и закупок сырья и материалов

-бюджет затрат труда

-бюджет общепроизводственных расходов

-бюджет коммерческих расходов

-бюджет общехозяйственных или управленческих расходов

Различают следующие виды бюджетов:

-приростные бюджеты (основа – прирост; формируется на основе текущих бюджетов или результатов деятельности в предыдущий период; применение этого метода может обернуться неэффективной деятельностью предприятия в целом и ЦО

-бюджетирование «с нуля» (плановые показатели не зависят от достигнутого уровня, поэтому здесь исключается неэффективная деятельность за прошедший период; этот метод можно рассматривать как метод стимулирования поиска альтернативных вариантов достижения поставленных целей, дает возможность планирования в принципиально новых видах – сферах деятельности предприятия)

Выделяют следующие виды бюджетов:

-статический бюджет – бюджет, рассчитанный на определенный уровень деловой активности ЦО

-гибкий бюджет – осуществляется корректировка статического бюджета на фактический объем производства

-бюджет в натуральных единицах измерения


Гибкие бюджеты. Факторный анализ исполнения бюджетов.

Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему реализации, поэтому, прежде чем принимать решения о распределении ответственности между выделенными центрами ответственности за отклонения, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема реализации (выручки от реализации).

Этой цели служит так называемый гибкий бюджет, который обеспечивает возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.

Для того, чтобы проанализировать фактический расход сырья и материалов в стоимостной оценке, необходимо сравнивать факт с показателями гибкого бюджета, которые определяются как произведение фактического кол-ва произведенной продукции на плановую норму расходов сырья и материалов в расчете не единицу продукции и на плановую стоимостную оценку единицы материалов.

Чтобы определить влияние количественного показателя, качественный показатель (это цена) берется на плановом уровне. А чтобы определить влияние качественного показателя, количественный берется на фактическом уровне.

Плановая оценка сырья и материалов в расчете не единицу продукции осуществляется с учетом средних цен их приобретения на рынке.

Для составления годовой сметы использования основных материалов необходимо знать по каждому цеху или ЦО производственную программу, норму расходов сырья и материалов и цену за единицу сырья и материалов.


Порядок составления генерального бюджета торговой организации.

Генеральный бюджет включает в себя три вида бюджета:

1. Операционный бюджет.

2. Инвестиционный бюджет.

3. Финансовый бюджет.

Операционный бюджет

Этапы процесса составления операционного бюджета соответствуют определенному типу или названию бюджета.

1-ый этап. Составление бюджета продаж. Цель бюджета – рассчитать объем продаж по каждому виду товаров.

Бюджет продаж включает в себя следующие показатели (по каждому виду товаров):

- план продаж;

- цена реализации единицы товара;

- выручка от продаж (произведение плана на цену).

2-ой этап. Составление бюджета закупок товара с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и нормируемых запасов товаров на конец планируемого периода.

1. потребность в товарах = планируемые остатки на конец периода + бюджет продаж.

2. Бюджет закупок = общая потребность в товарах - фактический запас товара на начало планируемого периода (по данным бух.учета). Этот бюджет составляется в натуральных единицах изменения.

3-ий этап. Составление бюджета с/с проданных товаров.

С/с проданных товаров = стоимости запасов на начало + с/с товаров, закупленных за период – стоимость запаса на конец

С/с закупленных товаров = прямыех затраты на приобретение товаров + расходы

4-ый этап. Происходит разработка бюджета административных, коммерческих, управленческих и других расходов в разрезе отдельных статей в целом по предприятию и по ЦО.

При разработке бюджета коммерческих расходов следует исходить из предполагаемого объема продаж, также необходимо учитывать интенсивность усилий по продвижению товаров.

Бюджет административных (управленческих) расходов составляется согласно выделенным статьям:

- оплата труда сотрудников администрации;

- страховые взносы;

- амортизация оборудования;

- затраты на аренду транспортных средств;

- расходы на бумагу и прочие расходные материалы;

- аренда помещения;

- страховка;

- прочее (небольшой удельный вес в общем объеме – до 5%).

5-ый этап. Исчисляется результат от реализации товаров, формируется плановый Отчет о прибылях и убытках, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс.

ОПиУ включает в себя расходную часть (с/с проданных товаров, коммерческие, административные расходы, а также прочие виды планируемых доходов торговой организации).

Доходная часть бюджета должна планироваться с учетом плана продаж товаров и плана прочих финансовых поступлений. Кроме того, необходимо учитывать остатки денежных средств на балансовых счетах торговой организации. Доход может увеличиваться за счет увеличения дебиторской задолженности, при этом увеличение денежных средств на счете не всегда означает увеличение дохода организации.

Плановый отчет ОПиУ может быть составлен в двух видах:

1. По системе директ-костинг с определением маржинального дохода;

2. По полной с/с (форма № 2).

6-ой этап. Составляется бюджет движения денежных средств.

Приступая к разработке бюджета движения денежных средств, необходимо знать наличие остатков денежных средств на счете, выделить источники поступления денежных средств, а также выплаты (статьи) организации.

Потребность в операционном остатке денежных средств характеризует минимально необходимую сумму для осуществления текущей деятельности на плановое количество оборотов денежных средств планируемого периода.

Общий размер среднего остатка ДС в планируемом периоде определяется как сумма операционного остатка ДС + страхового остатка ДС в планируемом периоде + средней суммы инвестиционного остатка ДС + средняя сумма компенсационного остатка (определяется в размере, определенном в договоре о банковском обслуживании).

Сумма страхового остатка = Сумма операционного остатка* Коэффициент вариации поступления ДС в организацию по отдельным месяцам предыдущего года.

Прогнозный бюджет движения ДС включает в себя следующие показатели: Остаток ДС на начало планируемого периода + поступления (в т.ч. по источникам поступления - расходования (выбытия) ДС (в т.ч. по соответствующим статьям)) + избыток (недостаток). В случае недостатка ДС рассматриваются вопросы финансирования за счет кредитов и займов. Остаток ДС на конец периода будет совпадать с остатком ДС на начало следующего периода.

Все расчеты заканчиваются составлением прогнозного баланса.

Наши рекомендации