Налоговая система (основные принципы и виды). Бюджетный федерализм (понятие и виды бюджетов). Структура федерального бюджета. Налогово-бюджетная политика (цели и инструменты).

По характеру начисления налоговые системы подразделяются на:

· Прогрессивные – ставка налога увеличивается по мере роста объекта налога

· Регрессивные – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков (косвенные налоги)

· Пропорциональные – налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта налога.

Принципы налогообложения:

· По принципу получаемых благ – физ и юр лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства

· Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода.

Функции налогов: фискальная (пополнение бюджета); регулирующая (рост общественного благосостояния)

Меры налогового регулирования: ставка налога, льготные ставки, налоговые освобождения и т.д.

Кривая Лаффера – описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в гос бюджет.

Налоговая система (основные принципы и виды). Бюджетный федерализм (понятие и виды бюджетов). Структура федерального бюджета. Налогово-бюджетная политика (цели и инструменты). - student2.ru Поступление налогов в госбюджет (Т); (t) предельная ставка (подоходный налог).

100% ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая став­ка: легальная деятельность будет просто свора­чиваться или «уходить в тень».

Бо­лее низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбереже­ниям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Если экономика находится в области выше точки М кривой Лаффера, мероприятия по снижению налоговых ставок при­ведут к росту доходов бюджета. Снижение налогового бремени не дает крат­косрочного эффекта и проявляется в полной мере лишь в долгосрочном аспекте.

Бюджет - смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств.

Виды бюджетов: федеральный, бюджет субъекта РФ (региональный), бюджет муниципального образования (местный), консолидированный (федеральный, региональные и муниципальные).

Бюджеты федерализм – разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня.

Структура:

Доходы

Налог на прибыль

Подоходный налог

НДС и акцизы

Налог на внешнюю торговлю

Итого налоговых платежей

Неналоговые доходы

Всего доходов

Профицит(+)Дефицит(-)

Расходы

Государственное управление

Национальная оборона

Международная деятельность

Судебная власть

Правоохранительная деятельность

Услуги народному хозяйству

Социальные услуги

Обслуживание гос долга

Прочие расходы

Всего расходов

Налогово-бюджетная политика – воздействие гос-ва на уровень деловой активности посредством изменения гос. расходов и налогообложения. Влияет на уровень нац дохода, объем производства, занятости, уровень цен; направлена против нежелательных изменений эконом конъюнктуры, безработицы и инфляции.

Налогово-бюджетную политику можно подразделить на 2 типа:

Дискреционная (гибкая) налогово-бюджетная политика - сознатель­ное манипулирование законодат. властью налогообложением и гос расходами с целью воздействия на уровень эконом активности. Влияние на объем производства, занятости, уровень цен и эк рост. Законодат органы действуют целенаправленно, принимая законы, касающиеся объема гос расхо­дов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

В рамках кейнсианского подхода дискре­ционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредств воздействие на совокупные расходы.

Налоговая система (основные принципы и виды). Бюджетный федерализм (понятие и виды бюджетов). Структура федерального бюджета. Налогово-бюджетная политика (цели и инструменты). - student2.ru Увеличение государственных расходов или снижение налогообло­жения сдвигают вверх линию С+I+G+NХ и ведет к росту дохода. Снижение государственных расходов или увеличение нало­гообложения сдвигают вниз линию С+I+G+NХ и ведет к снижению дохода.

Власти увеличивают гос расходы за счет средств бюджета, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов.

Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем полной занятости, можно манипулиро­ванием налогообложением. Государство вводит аккордный налог (постоянной величины), который дает одну и ту же сум­му налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Увеличение налога приведет к снижению совокупных расходов; уменьшение аккордного налога поднимет вверх график совокупных расходов и увеличит национальный доход. Пра­вительство при борьбе со спадами может как увеличивать государствен­ные расходы, так и снижать налоги.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная по­литика предполагает рост гос расходов и снижение налоговых ставок. Дискреционная сдерживающая налого­во-бюджетная политика предполагает снижение гос рас­ходов и рост ставок налогов.

Стимулирующая политика может сопровож­даться бюджетным дефицитом. Ее цель – борьба со спадами и циклической безработицей.

Дискреционную налогово-бюджет­ную политику осложняет фактор времени, невозможность точно вовремя определить, что эк-ка находиться на спаде и успеть применить эти меры все еще находясь в фазе спада.

Налоговая система (основные принципы и виды). Бюджетный федерализм (понятие и виды бюджетов). Структура федерального бюджета. Налогово-бюджетная политика (цели и инструменты). - student2.ru Автоматическая налогово-бюджетная политика – автомати­ческие изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия встроенных стабилизато­ров (пособий по безработице и прогрессивного налогообложения) т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реаль­ного ВВП на изменения совокупного спроса.

Наклон ломаной кривой Т на каждом участке зависит от став­ки налога(t). В точке Е - сбалансированный бюджет.

Если во время спада уменьшается реальный выпуск, доходы уменьшаются, то одновременно автоматически происходит и уменьшение налогового бремени. В период спада легче становится налоговый пресс и тем са­мым смягчается спад. Также во время спада и со­провождающей его циклической безработицы увеличивается бюджетный дефицит, т.к. автоматически растет общая сумма пособий безработным и другие соц выплаты. Вывод: бла­годаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят опреде­ленные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

И наоборот: бум → рост доходов→ рост налоговых поступлений→ усиление налогового пресса→ сдерживание подъема. Безработица падает→ уменьшаются пособия. Вывод: бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздей­ствие (борются со спадом и безработицей), а бюджетные профициты – сдерживающее воздей­ствие на экономику (борются с инфляцией и прегревом эк-ки).

Встроенные стабилизаторы не могут вообще на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса. Но они способ­ны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизитель­но на 1/3.

На практике правительства промышленно развитых стран проводят комбинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.

Наши рекомендации