Тема 11. Проверка расчетов по оплате труда.
Цель аудита расчетов с персоналом – это проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильность начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с персоналом.
Задачами аудита расчетов с персоналом являются:
—подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
—установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда, других юридических и физических лиц;
—проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
—оценка мер, принимаемых администрацией по своевременному взысканию задолженности с работников (по подотчетным суммам, по фактам недостач и порчи ценностей, возврату ссуд и др.);
—проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям,, связанным с расчетами по оплате труда;
—проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и пр., личная карточка (форма № Т-2), табели учета использования рабочего времени (форма № Т-12), наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетные (форма № Т-53), расчетно-платежные (форма № Т-49) и платежные ведомости, лицевые счета (форма № Т-54) и налоговые карточки работников, рапорты, маршрутные листы, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации расчетов, учетные регистры (ведомости, журналы-ордера) по счетам 68, 69, 70, 71, 73, 76, 84 и т.д., Главная книга, отчетность и др.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда и по другим операциям, аудитор должен выяснить, какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии; имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; списочный и среднесписочный состав работников; как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и т.д.); ограничен ли состав сотрудников, получающих наличные деньги на хозяйственные и другие расходы; осуществляется ли на предприятии выдача ссуд, продажа товаров в кредит, как оформляются эти операции и пр.
На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита. Планирование состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы получения аудиторских доказательств:
—проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
—проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
—устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
—проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры. Достоверность произведенных работникам начислений заработной платы и других выплат (премий, материальной помощи, подарков и т.д.) проверяется обычно выборочно. Для этого выборку включаются данные по различным категориям работающих или уволенных сотрудников (руководителей, специалистов, рабочих), по основным видам начислений (удельный вес которых, как правило, превышает 5 % от общей суммы заработной платы) и по разным временным периодам (обычно, за один месяц каждого квартала). Проверке подвергаются расчетные и платежные ведомости, лицевые счета сотрудников, а также первичные документы (табели, наряды и др.), на основании которых произведены начисления заработной платы. Особенное внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов.
При повременной оплате труда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и соблюдения условий контрактов, а при сдельной — выполнение количественных и качественных показателей, правильность применения норм и расценок.
При проверке первичных документов устанавливается полнота заполнения всех реквизитов, наличие подписей лиц, ответственных за учет выполненных работ, отсутствие в документах подчисток, не оговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них подставных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля устанавливаются ошибки в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях.
Следует обратить особое внимание на правильность оформления и начисления различных выплат работникам. К ним относятся выплаты стимулирующего характера (премии, вознаграждения по итогам работы за год и др.), выплаты компенсирующего характера (надбавки и доплаты за работу в ночное время, сверхурочное и др.), выплаты за не проработанное время (оплата очередных и дополнительных отпусков, по временной нетрудоспособности и др.), оплата простоев, брака и т.п.
Аудитор должен учитывать, что начисление премий должно быть подтверждено приказом руководителя, предусмотрено в договоре, контракте или положении. Простои не по вине рабочего, оформленные листком о простое, оплачиваются не ниже тарифной ставки разряда (оклада) работника.
Доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий труда оформляются нарядом на сдельную работу, в котором указывается дополнительные технологические операции, не предусмотренные технологическим процессом. Листком на доплату подтверждаются выплаты за несоответствие фактических условий работы запланированным.
Полный (неисправимый) и частичный (исправимый) брак в производстве не по вине работника, подтвержденный актом, оплачивается соответственно в размере 2/з тарифной ставки разряда (оклада) работника и (в зависимости от процента годности продукции) не менее 2/з части тарифной ставки повременщика соответствующего разряда за время, необходимое на изготовление этой продукции по норме.
Оплата работнику за работу в ночное время производится в повышенном размере, устанавливаемом в коллективном договоре или в положении об оплате труда. Работа за сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующее время - в двойном размере. Работа в праздничные и выходные дни производственным рабочим-сдельщиком оплачивается не менее чем по двойным сдельным расценкам, а работникам-повременщикам — не менее чем по двойной часовой или дневной ставке сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы времени, и по одинарной, если работа выполнялась в пределах месячной нормы рабочего времени. По желанию работника вместо оплаты ему может быть предоставлен отгул.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплата компенсации за неиспользованные отпуска исчисляются за 12 календарных месяцев перед намечающимся отпуском путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и 29, и 4 (среднемесячное число календарных дней). В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается на основании листка временной нетрудоспособности медицинского учреждения.
Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются:
►за первые два дня болезни — за счет работодателя;
►начиная с третьего дня — за счет средств ФСС РФ.
Пособия исчисляются исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором человек заболел.
Максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 15 000 руб. (п. 3 ст. 8 Закона № 180-ФЗ).
При проверке правильности расчета среднего заработка следует учитывать, что в его сумму включаются все виды оплат, кроме оплаты за работу, выполненную в сверхурочное время, в праздничные дни, по совместительству, за не проработанное время, премии, не входящих в фонд оплаты труда, и других выплат, носящих единовременный характер.
Особое внимание уделяется проверке выплат по договором подряда и другим договорам гражданско-правового характера (комиссии, поручения, аренды имущества у физических лиц и др.). Устанавливается правильность оформления договора, экономическая целесообразность их заключения, реальность полученных по ним результатов и выгод для предприятия, правильность расчетов по договорам, налогообложению и отражения в учете.
Аудитор изучает также своевременность и полноту удержания из начисленной заработной платы налога на доходы физических лиц, отчислений в Пенсионный фонд, задолженности по подотчетным суммам, по возмещению материального ущерба, платежей по полученным ссудам, за купленные в кредит товары, по исполнительным листам и др. Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не должна превышать 50 % месячного заработка.
Основным видом удержания, которому при проверке уделяется внимание, является налог на доходы физических лиц. При этом осуществляется арифметический контроль сумм удержанного налога, подтверждается правомерность применения льгот, предусмотренных действующим законодательством. Устанавливаются случаи неудержания или неполного удержания налога на доходы с сумм материальной помощи, подарков, с компенсационных выплат сверх установленных норм (по командировочным и другим расходам), с разницы между рыночной стоимостью товаров и ценой реализации при продаже их сотрудникам по льготной цене и др. По данным договоров страхования, заключенных со страховыми компаниями, платежных поручений и лицевых счетов работников определяются факты перечисления денежных средств со счетов предприятия в пользу работников по договорам добровольного страхования. Суммы страхового возмещения облагаются налогом на доходы.
Удержания по исполнительным листам должны производиться только при их наличии либо на основании личного заявителя работника. Удержания за товары, проданные в кредит, и по ссудам осуществляются на основании поручения-обязательства или договора.
Далее устанавливается правильность указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов и сумм начисленной заработной платы и удержаний данных аналитического и синтетического учета по начисленной, выплаченной и депонированной заработной плате. Для этого осуществляется арифметический контроль в размере табельных номеров итоговых записей по расчетным ведомостям показателя «К выдаче», который определяется как разница между показателями «Итого начислено» и «Итого удержано». Сумма невыплаченной в конце месяца заработной платы должна соответствовать.кредитовому сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Выявленные отклонения фиксируются в рабочей документации аудитора с определением их влияния на показатели себестоимости и налогооблагаемой прибыли предприятия.
Типичные ошибки:
—отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств (положений, приказов, распоряжений, договоров подряда и т.п.);
—неприменение унифицированных форм первичных документов по оплате труда;
—невключение в совокупный доход работающих премий и выданных подарков;
—неверное начисление налога на доходы физических лиц;
—неверный расчет сумм по прочим видам оплат;
—ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и пр.);
—ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.);
—несоблюдение порядка выдачи денежных средств в подотчет и возврата неиспользованных суммы (нарушение сроков возврата, не отчитавшимся по ранее полученным авансам и др.);
—неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли на издержки (или за счет фондов предприятия) вместо отнесения их на виновных лиц.
Тема 12. Проверкарасчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей
Цель аудита расчетов предприятия с-бюджетом и внебюджетными фондами - подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.
Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются: Положение об учетной политике предприятия, «Бухгалтерский баланс» (ф. № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. № 2), декларации по отдельным налогам и платежам, расчетные ведомости по начислению заработной платы, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок, книга продаж, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др., Главная книга и др.
В ходе аудиторской проверки, по каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить:
►правильность исчисления налогооблагаемой базы;
►правильность применения налоговых ставок;
►правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;
►правильность начисления, полноту и своевременность перечисления;
►налоговых платежей;
►правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 68, 69;
►правильность составления налоговой отчетности.
Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с, учетом всех внесенные в них изменений и дополнений.
На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Так, для учета расчетов с бюджетом в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому могут быть открыты следующие субсчета:
— расчеты по налогу на доходы с физических лиц;
— расчеты по налогу на прибыль;
— расчеты по НДС;
— расчеты по налогу на имущество и др.
Начиная проверку, следует ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущенные в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.
В процессе подтверждения правильности исчисления отдельных налогов аудиторы, выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают полученные показатели с данными предприятия. Правильность применения на предприятии ставок по различным налогам и сборам устанавливается аудиторами путем сравнения фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих условий (виды деятельности, группы продукции и товаров, льготы и т.д.).
Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, аудиторы изучают записи в учетных регистрах по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих субсчетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, заработной платы персонала).
При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов аудиторам необходимо проверить правильность применения цен по сделкам. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг) указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Однако, при отклонении цен более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), аудиторы должны рекомендовать руководству предприятия доначислить налог на прибыль и пени.
Важное значение придается и проверке учета доходов от прочих операций, которые подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания), независимо от поступления денежных средств. Расходы же по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты.
Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, аудиторы должны установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» данным синтетического учета в Главной книге и показателям отчетности.
В ходе проверки аудитор расчетов по налогу на прибыль применяет следующие процедуры:
►сопоставление остатка по счету учета налога на прибыль с данными Главной книги;
►подготовку расчета по остаткам задолженности по налогу на прибыль и выверку остатков;
►анализ расчета налога на прибыль, сделанного клиентом, и всех значительных расхождений между фактической и расчетной суммами налога на прибыль;
►обсуждение с клиентом факторов, повлиявших на расчет налога.
►пересчет и проверку правильности подсчетов по данным налогового учета;
►сверку авансов по налогу на прибыль по предварительной и окончательной сумме налога.
В ходе аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению аудитор проверяет своевременность отчислений и уплаты взносов в Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Пенсионный Фонд, представляющих собой единый социальный налог. Аудит предполагает проверку расчетов сумм отчислений и их налогооблагаемую базу, правомерность ее формирования из различных уплачиваемых работникам сумм — для проверки используются данные счетов 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Аудиторская проверка НДС включает следующие процедуры:
— анализ налоговых деклараций за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам;
—сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;
—сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений;
—анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный период;
—проверка правомерности применения налоговых вычетов по НДС;
—проверка правомерности и правильности применения льгот по НДС.
При проверке правильности учета полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудиторы должны:
►выверить остатки по Главной книге;
►составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчетов по НДС;
►выверить данные по декларациям, представленным в налоговые
органы;
►проанализировать правильность применения ставок налога;
►пересчитать задолженность по НДС за отчетный период;
►проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами;
►определить периодичность уплаты НДС;
►. провести выборочную проверку правильности составления документации и расчетов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов.
Особое внимание аудитор должен уделить правоменрности применения налоговых вычетов по НДС. Согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» выполнение работ по аудиту налоговых вычетов может быть разделено на два этапа, На первом этапе проводится предварительная оценка существующей в организации системы исчисления НДС. На втором этапе осуществляется проверка правильности учета НДС по приобретаемым ценностям, работам, услугам и правомерности налоговых вычетов.
Предварителная оценка заключается в анализе, элементов системы налогообложения и определения факторов, влияющих на налоговые показатели. Аудитор выясняет:
— как организована работа по исчислению НДС;
— каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в регистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом происходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база;
— при проведении каких операций наиболее велик риск возникновения ошибок;
— ведется ли раздельный учет и какова его методика;
—осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения;
—представлены ли в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право организации на освобождение согласно ст. 145 НК РФ или применение налоговых вычетов;
—производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами (книгой покупок и журналом учета полученных счетов-фактур) должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, начальником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.
Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, являются следующие;
—неверное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;
—неправомерное отражение налоговых вычетов по НДС;
—ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек);
—неправильное определение налоговых льгот;
—несоответствие данных аналитического учета по отдельным налогам данным синтетического учета и показателям отчетности;
—нарушение сроков платежей по налогам;
—неправильное использование принципов бухгалтерского учета, законодательных актов и инструкций при расчете налогов;
—применение неверной ставки налога;
—неточный учет пеней и штрафов;
—искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым органам;
—неправильные классификация или расчет доходов, учитываемых при налогообложении в качестве освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету;
—проведение в учете фиктивных сделок по расчетам между материнскими и дочерними структурами для получения льгот по налогообложению.
Тема 13. Проверка финансовых результатов использования прибыли
при проведении аудита
Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности организации существенно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.
Цель аудита финансовых результатов и распределения прибыли — установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.
Источниками информации для проверки являются: Положение об учетной политике организации, учредительные документы, протоколы собраний учредителей; приказы, распоряжения, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, авизо и др.), учетные регистры по счетам 84, 90, 91, 99, 68, Главная книга, бухгалтерская отчетность (форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), декларации по налогу на прибыль и др.
Аудитору необходимо проверить:
►наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
►правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;
►правильность определения предприятием предполагаемой прибыли и выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления авансовых платежей в бюджет;
►правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;
►правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов;
► правильность отражения в учете финансовых санкций;
►
правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;
►законность и обоснованность создания резервов по сомнительным долгам;
►правильность отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств;
►правильность отражения в учете выручки от реализации продукции при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
►правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 99 «Прибыли и убытки», 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Аудитору необходимо проверить правильность формирования финансового результата. Аудитор проверяет правильность классификации доходов и расходов для целей финансового и налогового учета. Классификация доходов и расходов организации для целей финансового учета регламентируется Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Для целей налогового учета следует руководствоваться 25 главой НК РФ.
При проверке налогообложения прибыли аудитору необходимо установить:
—соблюдались ли организацией принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения в соответствии со ст. 40 НК РФ;
—являются ли произведенные организацией расходы обоснованными, документально подтвержденными и списанными в уменьшение доходов от реализации продукции (работ, услуг);
—все ли внереализационные доходы (за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ) включены при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и др.
При рассмотрении вопросов, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль, аудиторам следует учитывать, что порядок записей на счетах учета расчетов по уплате в бюджет налога на прибыль претерпел изменения. В течение года суммы авансовых платежей налога на прибыль отражаются по кредиту счета 51 «Расчетные счета» и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Суммы фактически причитающихся платежей (согласно расчетам) записывают по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 68 (субсчет «Налог на прибыль») определяется сумма задолженности по платежам в бюджет или переплаты. Погашение долга отражается записью по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Когда сумма переплаты засчитывается в счет начисленных платежей следующего периода, никакие дополнительные записи не делаются. Если сумма переплаты возвращается организации из бюджета, то в учете производится запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Осуществляя проверку, аудитор должен учитывать, что в отчетности формирование финансового результата показывается развернуто. Аудитор проверяет отражение результата от продажи товаров, продукции (работ, услуг). Для установления достоверности прибыли (убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (коммерческих расходов).
В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:
►операции по продаже надлежащим образом санкционированы;
►на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;
►продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;
►стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;
►суммы продажи правильно классифицированы;
►суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг) правильно отражены на соответствующих счетах.
Аудитор осуществляет выборочную проверку правильности отражения операций по продаже путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами и наоборот.
Операции по продаже должны быть надлежащим образом санкционированы. В ходе аудиторской проверки изучается ценовая политика организации. Сравниваются фактические цены по различным видам продукции, условия оплаты транспортных расходов или доставки, указанные в счетах, с данными соответствующих документов, утвержденных руководством. Источниками информации для этого счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, утвержденные прайс-листы, номенклатура цен, иные документы, определяющие порядок и условия реализации. В ходе проверки аудитор должен удостовериться, что данные по реально совершенным операциям отражены в учете в соответствии с условиями поставки, .закрепленными в хозяйственных договорах. Проверка полноты учета продаж может быть эффективно осуществлена аудитором путем выборочной сверки данных товарно-транспортных накладных (или заменяющих их документов) отдела продаж со счетами-фактурами и данными бухгалтерского учета. Основой для проверки служит регистр учета продажи. На основе данных этого регистра делается выборка номеров счетов, которые затем сверяются с товарно-транспортными накладными и заказами на покупку, полученными от заказчиков (покупателей).
При проверке полноты учета необходимо использовать товарно-транспортные накладные. Аудитор делает выборку товарно-транспортных накладных, данные которых сверяет с данными счетов-фактур и регистра учета продажи.
Аудитор должен проверить своевременность выставления счетов на продажу, т.е. по мере совершения операции (отгрузки) с отнесением к соответствующим периодам. Это позволяет предотвратить риск случайных пропусков данных в учете.
При проверке своевременности учета продажи сопоставляются даты, указанные в товарно-транспортных накладных, с датами соответствующих счетов-фактур, датами записей по счетам учета реализации и дебиторской задолженности. Значительные расхождения в датах свидетельствуют о потенциальных проблемах своевременности учета реализации.
Аудитор осуществляет проверку правильности оценки продажи путем пересчета данных учета для выявления возможных математических ошибок. Если сумма продажи выражена в иностранной валюте, то аудитору необходимо проверить применение валютных курсов. Аудитор сверяет курс, использованный организацией, с курсом ЦБ РФ, официально действовавшим на момент совершения операции, и путем прослеживания определяет надлежащим ли образом данная сумма отражена в бухгалтерских регистрах.
Важное значение придается аудиторами проверке прибыли (убытков) от прочих операций. В ходе проверки необходимо установить:
►правильность и полноту отражения доходов (убытков) от присужденных или признанных должниками штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров, а также от возмещения причиненных убытков;
►соблюдение условий по договорам займов и полноту получения доходов по всем видам займов;
►правильность отражения доходов (расходов) от курсовых разниц по операциям с валютой;
►правомерность списания убытков от стихийных бедствий;
►правильность списания долгов и дебиторской задолженности;
►правильность получения и документального оформления доходов от долевого участия в других предприятиях;
►правильность и полноту получения дивидендов по акциям и доходов по облигациям и другим ценным бумагам;
►полноту перечисления и получения доходов от сдачи имущества в аренду;
►правильность отнесения на прочие доходы и расходы других операций;
►соответствие записей синтетического и аналитического учета по счетам 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» записям в Главной книге и формах бухгалтерской отчетности.
Проверяя направления использования прибыли аудиторы должны подтвердить, что в отчетном периоде распределялась и использовалась только прибыль, полученная в предыдущих годах.
В ходе проверки отражения прочих доходов и расходов могут использоваться следующие процедуры: сверка с первичными документами (включая правильность расчета расходов, учитываемых при налогообложении); проверка правильности отнесения расходов к тому или иному периоду; анализ данных, аккумулированных на счетах учета доходов и расходов.
При проверке правомерности включения в состав прочих расходов убытков прошлых лет аудитор должен выяснить:
—получены ли эти убытки от производства и реализации продукции, работ, услуг и связаны ли они с этим производством (дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлые годы; возврат сумм покупателям за продукцию, оплаченную в прошлые годы; другие подобные затраты);
—являются ли эти убытки дополнительным начислением налогов в бюджет и обязательных платежей во внебюджетные фонды, относимых в конечном итоге на уменьшение налогооблагаемой прибыли (НДС, акцизов, земельного налога, налога на имущество и др.). Проверяется наличие документального подтверждения принадлежности этих убытков к прошлым годам.
В состав прочих доходов, включаются доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (когда это не является предметом деятельности организации). Осуществляя проверку этих операций, аудитору необходимо ознакомиться с содержанием договора аренды и провести юридическую экспертизу договора на его соответствие нормам ГК РФ: определено ли в договоре имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды; подлежит ли договор аренды регистрации, и произведена ли эта регистрация; определены ли в договоре порядок, условия и сроки внесения арендной платы; установлены ли в договоре условия проведения ремонта; условия возмещения арендатору стоимости улучшения (капитальных вложений) арендованного имущества. Следует проанализировать взаимоотношения арендодателя и арендатора по оплате коммунальных платежей. На практике достаточно распространена ситуация, когда в договоре арендная плата указывается без учета коммунальных платежей, которые подлежат уплате арендатором отдельно, исходя из фактического потребления электроэнергии за истекший период.
Налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, включаются в состав прочих расходов в суммах, начисленных организацией за отчетный период, и в этих суммах они учитываются при налогообложении прибыли. Поэтому аудитор должен проверить правильность составления расчетов по указанным налогам (определение налогооблагаемой базы, применение ставок), провести арифметическую проверку расчетов.
Аудитор проверяет правильность формирования нераспределенной прибыли и организации аналитического учета нераспределенной прибыли в организации.
К счету 84 могут быть открыты следующие субсчета: «Прибыль, подлежащая распределению»; «Нераспределенная прибыль»; «Непокрытый убыток».
Может быть использован и другой подход к организации аналитического учета, рекомендуемый проф. Шнейдманом Л.З.: «Прибыль, подлежащая распределению» (84-1); «Нераспределенная прибыль в обращении» (84-2); «Нераспределенная прибыль использованная» (84-3).
Аудитор проверяет правомерность использования прибыли. Чистая прибыль может быть использована на выплату дивидендов акционерам (участникам) организации; создание и пополнение резервного капитала; увеличение добавочного капитала; погашение убытков прошлых лет.
Следует помнить, что авансовое использование прибыли текущего года недопустимо. В случае получения убытка аудитор проверяет наличие решения о том за счет каких средств он покрыт, принятого собственниками (учредителями) организации.
Убыток может быть погашен за счет: целевых взносов акционеров (участников) организации; средств резервного капитала; средств нераспределенной прибыли прошлых лет.
Убыток может быть списан с баланса, если общее собрание примет решение об уменьшении уставного капитала до величины чистых активов.
При проверке финансовых результатов целесообразно использовать аналитические процедуры. На основании общего анализа хозяйственных операций производится оценка вероятных расходов и анализируется, были ли эти расходы действительно учтены в бухгалтерских регистрах.
Для этого можно сравнить суммы, аккумулированные на счете 99 «Прибыли и убытки», с показателями, установленными для текущего периода, и фактическими суммами расходов за соответствующие периоды прошлого года.
Типичными ошибками, выявляемыми в процессе аудиторских проверок формирования и использования финансовых результатов являются:
— включение в состав расходов от обычной деятельности, прочих расходов;
— неправомерное использование прибыли текущего отчетного периода;
— некорректная корреспонденция счетов;
— неверное отнесение доходов и расходов к прочим;
— неправильное распределение прибыли, оставшейся в распоряжении организации;
—неправильное отнесение прочих расходов к тому или иному периоду;
—расходы, которые еще фактически не были понесены, были отражены в бухгалтерских регистрах экономического субъекта;
—ошибочное отнесение понесенных расходов на увеличение стоимости активов либо ошибочное списание расходов, подлежащих включению в стоимость активов, на счета учета.
—намеренное занижение расходов путем пропуска сумм;
—намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду;
—неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности;
—намеренное завышение расходов для сокрытия фактов ненадлежащего использования денежных средств;
—оплата фиктивных расходов.