Аудиторская проверка соблюдения труд.законодательства и расчетов с работниками по оплате труда и прочим операциям

Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета нормативным документам.

Основными задачами аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям являются:1) подтверждение достоверности начислений и выплат работникам по всем основаниям и их отражения в учете;2) проверка соблюдения норм действующего законодательства в части начислений и удержаний;3) оценка системы аналитического и синтетического учета;4) проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по оплате труда.

При подтверждении достоверности производимых выплат аудитору прежде всего следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации. Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными законодательными актами —ГК РФ и ТК РФ. В соответствии с этими актами трудовые отношения могут быть оформлены трудовым договором (контрактом), коллективным договором или договором гражданско-правового характера.

Необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов, которыми должны оформляться прием на работу (форма № Т-1), перевод работника из одного структурного подразделения в другое (форма № Т-5), предоставление работнику отпуска (форма № Т-6), увольнение с работы (форма № Т-8). На каждого работника заполняется личная карточка (форма № Т-2), а для учета научных работников заполняется учетная карточка научного работника (форма № Т-4).

При определении правильности оформления договоров гражданско-правового характера аудитор выборочно проверяет наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ.

Далее устанавливается соответствие данных синтетического и аналитического учета. При этом выборочно на одну и ту же дату следует:• проверить сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в Главной книге по соответствующим статьям баланса;• сравнить данные форм № Т-49, № Т-51, № Т-53 и данные Главной книги по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;• выявить соответствие данных журнала-ордера № 10 и данных расчетно-платежной ведомости;• сверить суммы заработной платы, выданные работникам организации из кассы, путем сопоставления данных журнала-ордера № 1 и дебетовых оборотов Главной книги по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за каждый месяц;• определить соответствие данных счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» данным книги учета депонированной заработной платы.

На следующем этапе проверяется правильность начисления сумм, отраженных по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», по нескольким работникам. Предварительно необходимо выяснить, какие формы оплаты труда приняты в данной организации.

ТК РФ предусмотрены две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. Для проверки повременной оплаты труда необходимо изучить табель учета использования рабочего времени, который служит основанием для начисления заработной платы, и установить, сколько часов (дней) отработал конкретный работник в данном месяце. Формы № Т-12 и № Т-13 обязательные для применения первичных документов.

Важно проверить также правильность применения тарифных ставок (окладов), которые должны быть утверждены руководителем организации и оформлены в виде штатного расписания. При отсутствии штатного расписания начисление заработной платы должно основываться на приказе по организации, подписанном первым лицом.

Затем проводится сверка с суммами, отраженными в форме № Т-49 или № Т-51. К применению в крупных организациях рекомендуются формы № Т-51 и № Т-53. При применении расчетной ведомости (форма № Т-51) ведется лицевой счет (форма № Т-54), который служит для отражения сведений о заработной плате за прошлые периоды. На основе данных лицевого счета составляют расчетные ведомости (форма № Т-51).

Если в организации используется сдельная форма оплаты труда, то заработная плата работника начисляется на основании нарядов или других документов на выполненные в течение месяца работы согласно утвержденным нормам выработки и расценкам. Труд работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, оплачивается на условиях, предусмотренных этими договорами и сметами, приложенными к ним. Работы, выполненные по таким договорам, оплачиваются на основании актов приема выполненных работ. В этом случае проверяется соответствие начисленных сумм договорной стоимости работ (услуг). Заработная плата, начисленная работникам производственной сферы и связанная с определенными видами работ, относится на счета учета затрат по этим видам работ.

Далее выборочно по нескольким сотрудникам устанавливается обоснованность и правильность начисления остальных выплат. Все выплаты, производимые организацией своим работникам, можно разделить на две группы: основные выплаты и дополнительные выплаты. Основные выплаты – собственно оплата труда, начисленная на основе сдельных расценок, тарифных ставок, окладов, а также оплата труда в повышенном или пониженном размере в случаях, предусмотренных ТК РФ. Дополнительные выплаты – выплаты за фактически неотработанное время, которое подлежит оплате по законодательству (отпускные, больничные, различные компенсации, пособия) или по инициативе руководства организации (материальная помощь, премии).

Если при проверке расчетов по оплате труда обнаруживаются случаи начисления дополнительных выплат, то особое внимание следует уделить проверке правильности исчисления среднего заработка, который лежит в основе расчета таких выплат.

Аудитор также изучает данные о задолженности перед персоналом организации, сумма которой показана по строке 622 бухгалтерского баланса (форма № 1). Для заполнения данного показателя необходимо проанализировать остаток на дату составления отчетности по счету 70. Кроме того, необходимо выяснить, раскрыта ли информация по строке 720 «Затраты на оплату труда» Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Для этого нужно знать обороты по дебету счетов затрат в корреспонденции с кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Одним из этапов аудита расчетов с персоналом по оплате труда является определение правильности исчисления сумм удержаний из заработной платы сотрудников данной организации. После того как из заработной платы удержан налог на доходы физических лиц, производятся остальные виды удержаний. Сумма удержаний не должна превышать 50 % месячного дохода работника, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Проверка делается также выборочно, по конкретным сотрудникам, желательно по тем, у которых общая сумма удержаний состоит из нескольких видов. При этом устанавливается наличие первичных документов, своевременность и правильность отражения удерживаемых сумм в регистрах бухгалтерского учета.

Аудитор должен обратить внимание на правильность корреспонденции счетов при оформлении указанных операций, имея в виду, что для учета используются счета:28 «Брак в производстве» – отражается допущенный брак;68 «Расчеты по налогам и сборам» – отражается налог на доходы физических лиц;69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – отражается единый социальный налог;71 «Расчеты с подотчетными лицами» – отражаются своевременно не возвращенные суммы, полученные под отчет;73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – отражаются причиненный организации материальный ущерб, погашение ссуд;76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отражаются суммы по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц, а также суммы за товары, проданные в кредит.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям:• в организации не ведется аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, неправильно используется План счетов;• нет документов, подтверждающих начисление и удержание сумм из заработной платы;• допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);• ненадлежащим образом ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т. п.).

окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его вместе с рабочей документацией руководителю проверки.

Цель-выраж-е мнения о достовер-ти БО в части учета расч-в с перс-м по ОТ и соот-вия порядка вед-я б/у расч-в по ОТ зак-ву РФ.Ист-ки инф-ции: 1)Полож-е об у/п орг-ции; 2)труд. дог-ра, приказы о приеме на работу, переводе, увольнении и др. 3)личн. карт-ки, лиц. счет; 4)табель учета отработ-го t, год. табельные карт-ки; 5) маршрут. листы, наряды на сдельую работу; уч.листы труда выпол-х работ; акты на оприх-е приплода жив; акты на перевод жив. из гр.в гр, жур.учета надоя молока., наряды на сдельную работу; расчеты по з/п(ф. № 138-АПК) и др. 6)книга учета депонир-ной з/пл; 7)разработочные таблицы 8)ж-о №10, 10/1; 9)Гл. книга; 10) БО (ф.№1, ф.№4)Этапы А-та:1э.:планир-ние А-та (ознакомл-е с орг-цией учета расч-в по ОТ, сост. плана и программы); 2э.:провед-е непоср-ного А-та; 3э.:сост-ние письмен. инф-ции рук-ву, разр-ка ауд. закл-ния, выдача рек-ций. Процедуры.При пр-ке расч-в с перс.по ОТ ауд-р долж уст-ть: какие формы и системы ОТ исп-ся в данной орг-ции (повременная, сдельная, аккордная); им-ся ли внутр.положение об ОТ раб-в и коллект.трудовой договор; списочный и сред­неспис-й состав раб-в, прин-ых на работу со дня за­числения; кто ведет учет расч-в с перс.по ОТ; какими норм. док-ми пользуется бух-р данного участка, кому он подчиняется, кто пр-ет кач-во его работы. Далее н. пр-ть соотв-е задолж-ти по ОТ (по сч.70 и 76) данным сводных вед-й № 58-АПК, 59-АПК, Гл.книги и БО о/ц. Можно провести тест-е. Необ-мо пр-ть: подлинность перв.док.,их соотв-е треб-м норм-х до­к.по начисл-ю и выплате з/п. При пр-ке таб.учета раб.врем., нарядов, ж учета надоя молока и др.перв.док-в по нач-ю ОТ необ-мо обр-ть вним-е на факты нач-я з/п на вымышленных лиц. Необ-мо также уст-ть, нет ли повторного нач-|я сумм по ранее опл-м перв.док. При пр-ке данного объекта следует обр-ть особое вним-е на расчеты по ОТ с раб., кот-е приняты на раб.по труд.согл., труд.дог-м. Пу­тем пересчетов и прослеживания следует опр-ть: нет ли в пер­в.док. и расч-плат.вед-х (лицевых счетах) арифм. ошибок; нач-ся ли з/п админ-упр.перс-у и ИТР соглас­но штатному расписанию и контрактам, закл-м с ними; прав-ть прим-я тарифных ставок, расценок, разрядов и др. параметров при нач-и з/п, им-ся ли факты включения в изд-ки пр-ва (обращения) расх. по ОТ раб-в, занятых в др.видах деят-ти (в обслуж-й и соц-культ. сферах) и др. При пр-ке необ-мо выяснить прав-ть удержа­ния из з/п НДФЛ, взно­сов в ПФ, алим-в, а также обосн-ть рас­ч.с депонентами. Пр-ке подв-ся выдача ср.раб.из кассы, |с р/с, в виде натуроплаты.Реком-ся сост-ть реестр всех выданных выплат сто­ронним раб. и пр-ть т.о. наличие для них труд.соглашений, труд.дог. или др.дог.гражд-прав.хар. След. этапом пр-ки явл. К-ль обосн-ти и прав-ти нач-ия премий, надбавок, доплат. Осн-ем для расчета пособий по врем.нетруд-ти явл-ся листок врем.нетруд-ти (больничный лист) из мед.учр. Особ.вн-я ауд-ра требует пр-ка: своевр-ти погашения сумм ранее выданных раб.вансов; прав-ти удержания из з/п задол-ти по подотчетным суммам и по возмещению мат.ущерба, а также за полученный заем и т.д. Практика ауд. проверок подтверждает, что зачастую данные анал.чета расч.с перс.по ОТ не соотв-ют записям по счету 70 (76 в части расчетов по исполнит.листам и депонир.зарплате). Поэто­му в специальной таблице (рабочем документе) необ-мо све­рить свод начислений и удержаний (ведомости № 58-АПК и 59-АПК) по оплате труда с данными записей по счету 70 в Гл.книге, а также с данными регистров БУ (журналы-ордера 8-АПК, 7-АПК и др.). При такой пр-ке необ-мо уст-ть причины выявл.откло­нений, дать реком.по их устранению, реком-ть орг.оптим.штат раб. Целес-но также провести анализ темпов роста произв-ти труда и его опл. с целью выяснения эк.обосн-ти увелич-я ср.з/п в орг.

67. Аудит учета с подотчетными лицами.

Аудит расчетов с подотчетными лицами включает следующие направления.

Проверка наличия распорядительных документов, отражающих информацию о расчетах с подотчетными лицами в организации. Аудитору следует запросить приказ об учетной политике организации, приказы (распоряжения) руководителя организации о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о сроках отчетности, о командировочных расходах.

Проверка документального оформления авансовых отчетов. В ходе работы аудитор проверяет:оформление авансовых отчетов;оформление командировочных расходов (в том числе за рубеж);порядок передачи подотчетных сумм другому лицу;своевременность возврата подотчет ных сумм и сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию;существо отраженных в учете операций с подотчетными лицами.

Документальная проверка авансовых отчетов предусматривает проверку по форме и по существу отраженных операций.

Порядок документального оформления расчетов с подотчетными лицами регулируется Постановлением Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»».При проверке авансовых отчетов по форме следует протестировать следующее:соответствие типовой форме № АО-1 «Авансовый отчет»;наличие номера и даты составления;указание подотчетного лица;указание суммы полученного аванса, израсходованной суммы, суммы остатка и перерасхода;указание назначения аванса;наличие подписей;заполнение обратной стороны авансового отчета.

Методика документальной проверки авансовых отчетов по существу заключается в проверке законности отраженных в учете операций с подотчетными лицами.

При этом необходимо проконтролировать соблюдение сроков предоставления авансовых отчетов в бухгалтерию и их оформление. Сроки отчетности подотчетных лиц аудитор проверяет путем сверки дат в расходных кассовых ордерах на выдачу денег под отчет и в авансовых отчетах. При этом необходимо руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. Срок отчетности не может превышать трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки. При этом аудитор должен убедиться в наличии приказа руководителя организации об установлении подотчетных лиц, которым могут выдаваться деньги под отчет, и о сроках отчетности. Параллельно проверяется наличие значительной дебиторской задолженности подотчетных лиц и сроки ее отражения в бухгалтерском учете, а также причины непогашения дебиторской задолженности.Вместе с тем осуществляется сверка документов, прилагаемых к авансовому отчету, с данными, отраженными в авансовом отчете.

Детальная проверка отдельных расчетных операций с подотчетными лицами. Аудитор должен обратить внимание на учет поступления материально-производственных запасов через подотчетных лиц, командировочных расходов, расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, представительских расходов.

При поступлении материально-производственных запасов через подотчетных лиц к авансовому отчету должны быть приложены платежный и расчетный документы (товарный чек, накладная, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру). В товарных чеках и накладных должны быть приведены наименования приобретенных материально-производственных запасов. Аудитор отмечает производственный характер произведенных расходов.В процессе документальной проверки авансовых отчетов детальному аудиту подлежат командировочные расходы. При проверке командировочных расходов необходимо проконтролировать наличие документов, подтверждающих командировочные расходы: приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку по форме № Т-9 и командировочного удостоверения по форме № Т-10. Данные документы должны составляться по установленным Постановлением Госкомстата от 05.01.04 г. № 1 унифицированным формам. Аудитор должен обратить внимание на наличие подписей и печатей в командировочном удостоверении.

Важным внутренним первичным документом является служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме № Т-10а. Этот документ применяется для оформления и учета служебного задания для направления в командировку, а также для отчета о его выполнении. Служебное задание подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает командируемый работник, и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, а затем передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку по форме № Т-9. Лицом, прибывшим из командировки, составляется краткий отчет о выполненной работе, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением (форма № Т-10) и авансовым отчетом.Особую важность имеет форма № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении» с точки зрения определения источника финансирования расходов на командировку и признания данных расходов как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Проверяется наличие оправдательных документов, подтверждающих командировочные расходы (счет, счет-фактура гостиницы, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру об оплате услуг гостиницы; железнодорожные, автобусные или авиабилеты, талоны об оплате постельных принадлежностей, талоны об оплате стоянки автомобилей, талоны об оплате права въезда на территорию города и др.).

Пример. Аудитор установил, что сумма командировочных расходов за отчетный год составляет 50 000 рублей. Эта сумма была обоснована авансовыми отчетами по форме № АО-1, приказами (распоряжениями) о направлении работников в командировку по форме № Т-9а и командировочными удостоверениями по форме № Т-10, а также прочими документами, подтверждающими произведенные расходы на проезд, проживание.

Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» командировочные расходы должны быть обоснованы следующими документами:приказом (распоряжением) о направлении работников в командировку по форме № Т-9а;командировочным удостоверением по форме № Т-10;служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении по форме № Т-10а.

По прибытии из командировки отчет о выполнении служебного задания согласовывается с руководителем структурного подразделения организации и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом.Служебное задание и отчет о его выполнении обосновывает производственный (служебный) характер командировки. Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.Бухгалтеру следует обратить внимание на оформление служебного задания и отчета о его выполнении в качестве приложения к авансовому отчету. Отсутствие служебного задания может являться основанием для того, чтобы признать командировочные расходы в сумме 50 000 руб. экономически неоправданными для целей налогового учета.Отдельной проверке подвергаются операции по приобретению горюче-смазочных материалов через подотчетных лиц. По данным кассовых чеков об оплате бензина, дизельного топлива и смазочных масел устанавливается производственный характер расходов на обслуживание автотранспорта, принадлежащего организации. Прямое отнесение стоимости приобретенных горюче-смазочных материалов на счета расходов в учете должно подтверждаться актами о расходе и путевыми листами автотранспорта.Обращается внимание на правомерность и оформление представительских расходов. Представительские расходы могут быть признаны оправданными, если имеются в наличии: приказ руководителя о представительских расходах, отчет о представительских расходах, перечень участников мероприятия, программа мероприятия, авансовый отчет с прилагаемыми документами (товарным чеком, кассовым чеком, закупочным актом и др.). Представительские расходы должны быть обоснованы сметой затрат с учетом нормативного значения, принимаемого для целей бухгалтерского и налогового учета. При этом к представительским расходам можно отнести следующие затраты:по проведению официального приема (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия) представителей других организаций;по транспортному обеспечению представителей других организаций, связанному с их доставкой до места проведения встречи и обратно;по буфетному обслуживанию лиц, участвующих во встрече во время переговоров;по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

Проверка расчетов наличными денежными средствами. При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осуществляемых от имени организации, т.е. юридического лица. Аудитору следует контролировать не только лимит суммы платежа при совершении расчетов с поставщиками или другими кредиторами, но также и платежные условия договоров. Сумму платежа, кроме того, подтверждают кассовые чеки и квитанции к приходным кассовым ордерам, прилагаемые к авансовым отчетам подотчетных лиц.

Проверка организации синтетического и аналитического учета расчетов с подотчетными лицами. Проверка аналитического учета расчетов с подотчетными лицами осуществляется по подотчетным лицам. При этом сверяются записи в ведомости аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в разрезе подотчетных лиц и в оборотной ведомости или журнале-ордере.

Устанавливается наличие суммы сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по данным Главной книги. Сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на начало и конец месяца и обороты по счету в аналитическом и синтетическом учете сверяются с данными, указанными в Главной книге.

ВРО охват-ют р/сч. с ПОЛ, с персон-ом по ОТ и проч.опер-ям. Эти р/с. произв-ся в осн-ом налич. ДС и связаны с оплатой расх-ов орг-ции.Цельюа.пров-ки внут.р/сч. яв-ся форм-ие мнения о дост-ти БО в части пок-лей, отраж-их обяз-ва по ВРО, и о соот-ии прим-ой методики учета и н/о дейст.нормат. док-там.Задачи а. ВРО: 1.Оц-ка сост-ия учета и эфф-ти внут.к-ля операций по внут. р/сч.; 2. Пров-ка дост-ти уч. и отч. д-ных о расчетах с персоналом по ОТ; 3. Пров-ка прав-ти начис-ия платежей в гос.внебюдж-ые фонды соц.страх-ия и обесп-ия; 4. Пров-ка дост-сти уч. и отч. д-ных по расчетам с ПОЛ; 5. Пров-ка дост-ти уч.и отч. д-ных о расчетах с персоналом по проч.операциям; 6. Общий вывод по рез-там проверки ВРО. Источ-ки пров-ки:1)БО; 2)Регистры синт.и анал.учета по сч.учета внут.р/сч. зав-т от формы учета, прим-ой в орг-ции. При ж.-о. форме это ж.-о. N 7, 8, 10, при комп.формах - машинограммы ДО и КО по счетам 69,70, 71,73.3).Перв-док-ты по 70сч.(приказы о приеме на работу и переводе на др. работу, о предост-ии отпуска; труд. дог-ры; штат.расписание; личн.карт-ки; табель учета испол-ия раб.времени; расч.-плат.вед-ть; расч.вед-ть; плат.вед-ть; лицевой счет; исполнительные листы; налог.карточки по учету доходов и НДФЛ); по 71сч.(аванс.отчет; команд.удост-ие; журналы учета работников, прибыв. и выбыв-их в команд-ки; инвентар.опись по сч. 71); по 73 сч.(поручения–обязат-ва за товары, прод-ые в кредит; дог-ры займа; приказы о возмещ-ии мат.ущерба;реш-ия суда;исполн.листы;плат.пор-ия; ПКО),а т/же по сч. 76 и 79. При пров-ке ВРО а-р д.провести след.процедуры: Баланс (соот.строка и графа) => Гл.книга(сальдо по сч.70,71,73,76,79 на н.и к.г.)=> Регистры син.и анал.учета (сальдо по 70,71,73,76,79сч. на н.и к.г.) =>первич.док-ты по 70,71,73,76,79.При р/сч. с перс-лом по ОТ необ-мо установить идентичность д-ных о кол-ве отраб. времени путем сверки д-ных табеля учета испол-ния раб.времени, расч. вед-ти и лиц.счета,проверить прав-ть арифм.подсчета начис.з/пл.Проверяя прав-ть и обосн-ть начис-ия премий, а-р сопост-ет инфо положения о премир-ии, приказов, расч.вед-тей и лиц.счетов. А-р проверяет удерж-ия из оплаты. Особ.вним-ия требует пров-ка прав-ти удержания НДФЛ и страх.взносов на ОПС. Пров-ка р/сч. сПОЛ пров-ся сплош.сп-бом. Пров-ка обосн-ти выдачи авансов под отчет закл-ся в устан-ии собл-ния треб-ий Порядка вед-ия КО в РФ в части выдачи авансов под отчет на хоз.-операц.нужды. При этом а-р устан-ет, соотв-ют ли приказу рук-ля круг лиц, получ-их под отчет авансы, а т/же размеры и сроки предост.авансов. Пров-ка докумен.обосн-ти исп-ия подотч.∑ осущ-ся путем устан-ия наличия и прав-ти оформ-ия док-ов, подтвер-щих расход-ие подотч. ∑, и их послед.отраж-ия.Приступая к пров-ке р/сч. с перс-лом по пр.опер-ям, а-р выясняет, какие из видов р/сч. имеются в орг-ции: р/сч. за товары, прод-ые в кредит (с/сч.73-1); р/сч.по предостав.займам (с/сч. 73-2); р/сч.по возмещению матер.ущерба (с/сч. 73-3).

68.Аудит формирования и использования резервов, создаваемых в организации.

Cреди различного рода резервов, создаваемых в организациях, особое место занимают финансовые резервы, в числе которых выделяют:

уставные резервы (резервный капитал или резервные фонды);резервы предстоящих расходов;оценочные резервы.

Ориентация отечественного учета на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) предопределила необходимость значительных изменений в процессах формирования финансовой информации российских организаций. Этими обстоятельствами, прежде всего, была вызвана необходимость пересмотра действовавшего с 1992 г. Плана счетов. В новом Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н, для учета резервов предназначены пять счетов:

для учета уставных резервов:счет 82 «Резервный капитал»;для учета резервов предстоящих расходов:счет 96 «Резервы предстоящих расходов»;для учета оценочных резервов:счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»;счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

РК учит.на пассив.сч.82.РК использ.для погаш.непредвид.р-дов орг-ии:-на выплату див.акц.-держ. привилегир.акц.при отсутст.приб.на эти цели;-для покр.убыт.орг.за отчет.год;-для погаш.обл.АО;-для др.целей.Отчисл.в РК пр-ся за счет приб.,ост.в распоряж.орг.,что отраж.бух.записью:Дт84Кт82.Для ОАО и ЗАО,ООО предусм.обязат.отчисл.в резерв.кап.из приб.на суммудо 15% от размера УК.Но мног.орг.самост.оговар.размер отчисл.в РК при составл.устава орг.П/э,чтобы не возникло спорн.?? С орг.контроля по дан.эл.,в УП целесообр.зафиксир.след.полож.:1)РК созд.за счет приб.в размерах,предусм.в учред.д-тах;2)РК созд.за счет приб.в размере не более15%УК,а т/же за счет др.ист-в.Кроме того,орг.д.соблюд.нижн.ур.размера РК,предусм.зак-вом.Ист.образовРК,кроме приб.м.б. т/же эмис.д-ход(разница м/у продаж.и номин.ст-ю размещ.акций),учит.на сч.83 «ДК».При провед.А н.обрат.вним.на:обоснов-ть созд.РК и целев.расход.ср-в этого ист-ка;прав-ть орг-ии аналит.и синт.уч.РК;соотв-е дан.аналит.и синт.уч.(вед-ть№68-АПК,ж-о№12-АПК),а т/же Гл.кн. и отч.о движ.кап-ла(ф№4) по сч.82 «РК».

Задачи ревизии фондов и резервов следующие:- проверить обоснованность, правильность,, законность, формирование прибыли, фондов резервов. а так же их использование; определить влияние фондов на финансовый результат, проверить размеры фондов, сроки, порядок их формирования и использования;- проверить правильность начисления налогов на прибыль и отчисления во внебюджетные фонды;- проверить правильность и своевременность отражения информации на бухгалтерских счетах.

Источники ревизии:- первичные документы;- главная книга;- журналы-ордера;- финансовые отчеты о прибылях и убытках;- записи на бухгалтерских счетах.

69. Аудиторская проверка правильности калькулирования и операций по формированию затрат,включаемых в себестоиомсть готовой продукции.

Аудит готовой продукции и товаров, работ и услуг (счета 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 и т.п.) — это краткая характеристика методики количественного учета готовой продукции; проверка первичных документов, используемых при учете готовой продукции, организации бухгалтерского учета готовой продукции, правильности стоимостной оценки готовой продукции, правильности отражения в учете отгрузки готовой продукции), расходов на продажу, товаров отгруженных. Аудиторская проверка правильности и достоверности отнесения текущих затрат на производство и реализацию товаров, продукции, выполненных работ или услуг имеет большое значение, так как полная себестоимость является одним из основных оценочных показателей, определяющих эффективность работы хозяйствующего субъекта. Изменение количественной характеристики данного обобщающего показателя оказывает прямое влияние на величину финансовых результатов, размер налоговых платежей, дивидендов, социальных выплат, формирования фондов развития организаций и т.д.В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности организаций. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.Проверка состава затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о составе производственных затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции, согласованность фактических показателей себестоимости продукции с нормативными и плановыми.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции – четкое определение состава производственных затрат.Основные принципы формирования этого состава определены Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 и Налоговым кодексом, которые определили издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования.Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.В соответствии с ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;сумма расходов может быть определена;имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т.е. когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов).

Если в отношении любых расходов организации не исполнено хотя бы одно из указанных условий, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью.В себестоимость продукции включаются следующие затраты:

1) затраты на подготовку производства, а именно:

расходы на поиск, разведку, подготовку к использованию природных ресурсов, их охрану и воспроизводство – в добывающих отраслях промышленности;

расходы на освоение производства новых видов продукции, введение в действие новых производственных участков и технологических линий, создание новых цехов и иных производственных подразделений – в перерабатывающих отраслях промышленности;2) расходы, непосредственно связанные с производством продукции, вытекающие из особенностей технологических процессов, организации и управления производством, в том числе:на приобретение сырья, материалов и иных материально-производственных запасов;по оплате труда, социальному страхованию и обеспечению персонала;по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии;3) затраты, связанные с совершенствованием технологии, организации и управления производства, производимые в ходе производственного цикла, в том числе расходы, связанные с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (за исключением капитальных вложений);4) расходы, обусловленные требованиями улучшения условий труда и техники безопасности, повышения квалификации работников производства;5) затраты, связанные с реализацией продукции (в том числе, на ее рекламу, упаковку и транспортировку);

6) суммы недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации и других проверках в тех случаях:когда конкретные виновники недостачи или порчи не установлены, или во взыскании которых отказано судом;если сумма недостачи находится в пределах норм естественной убыли;если потери от брака относятся к продукции прошлых лет, а выявлены в отчетном году, независимо от времени их возникновения.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Для признания в целях налогообложения прибыли расходы должны быть:Экономически оправданны;Документально подтверждены;Произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (см. ст. 252 НК РФ).Таким образом, документальное подтверждение расходов является обязательным условием признания расходов в целях налогообложения. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).Расходы, не учитываемые в целях налогообложения, приведены в статье 270 НК РФ.

Наши рекомендации