Аудиторская проверка расчетов по оплате труда.

Целью проверки расчетов по оплате труда является установление соблюдения законодательства о труде, правильности документального оформления трудовых отношений, расчетов по оплате труда со штатным и внештатным персоналом предприятия, расчетов по прочим операциям с персоналом, в т.ч. по расчетам по возмещению материального ущерба и по операциям займа, правильности начисления уплаты налогов в внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.

Источниками информации для проверки правильности начисления заработной платы и соответствия фактического количества работников штатному расписанию могут служить следующие документы:

1. Договор с рабочими предприятия.

2. Штатное расписание.

3. Лицевой счет.

4. Табель учета использования рабочего времени.

5. Приказы по личному составу.

6. Наряды на сдельную работу.

7. Ведомости учета выработки.

8. Акты приемки выполненных работ.

9. Рапорты о выработке.

10. Маршрутные листы.

11. Листки о временной нетрудоспособности.

12. Листки о простое.

13. Исполнительные листы.

14. Акты о браке.

При проверке расчетов с персоналом по оплате труда аудитору необходимо подтвердить достоверность следующих моментов:

1. Правильности начисления заработной платы.

2. Соответствия фактического количества работающих списочному составу.

3. Правильности, законности и своевременности удержаний из заработной платы.

4. Правильности, своевременности и полноты выдачи заработной платы.

Для проверки списочного состава необходимо взять и сверить штатное расписание с лицевыми счетами, табелями использования рабочего времени, договорами.

По этим же документам также сверяются оклады, ставки. Лицевой счет проверяется на правильность оформления и арифметически сверяется с расчетами и первичными документами. Табель учета использования рабочего времени проверяется на правильность оформления, сверяется с первичными документами, которые являются основанием для его заполнения.

При проверке необходимо помнить, что различают основную и дополнительную зарплату. По формам зарплата подразделяется на сдельную, повременную, окладную, контрактную.

Начисление сдельной зарплаты проверяется по следующим документам:

а) рапорт о выработке;

б) наряд на сдельную работу;

в) акт приемки выполненных работ;

г) ведомость учета выработки;

д) маршрутный лист.

Их проверяют по форме и существу и сверяют с лицевым счетом.

Начисление повременной заработной платы и оклады проверяются с табелями учета использования рабочего времени и лицевыми счетами

Начисление дополнительной заработной платы сверяется с приказами.

Начисление заработной платы за работу в ночное время, в сверхурочное время, в праздничные дни сверяется с табелями учета использования рабочего времени и расчетами бухгалтерии.

Аудитору необходимо проверить правильность, законность и своевременность удержаний, которые могут быть обязательными и инициативными.

К числу обязательных удержаний относится НДФЛ. При проверке данного налога проверяется правильность исчисления совокупного годового дохода, обоснованность применения вычетов и льгот, правильность и своевременность расчета, удержания и перечисления в бюджет налога.

При проверке обоснованности вычетов и льгот необходимо удостовериться в наличии следующих документов:

1) заявления;

2) справки о составе семьи, с места учеты;

3) копии свидетельства о рождении.

К инициативным удержаниям относятся:

1. Удержания по исполнительным листам. Необходимо проверить наличие исполнительного листа или личного заявления работника с просьбой производить удержания.

2. Удержания за нанесение ущерба и порчу имущества. Необходимо проверить акты ревизии, инвентаризации, акты о браке и приказы о необходимости удержаний.

3. Удержания за товары, проданные в кредит. Необходимо проверить наличие договоров с торговыми организациями, в которых должны быть указаны сроки погашения кредитов и суммы платежей за товары, проданные в кредит.

Все эти сведения должны содержаться в лицевых счетах.

На основании лицевых счетов заполняются расчетные или расчетно-платежные ведомости, поэтому необходимо произвести сверку данных между этими документами, а также проверить ведомости по форме и арифметически.

Сведения о сумме начисленной заработной платы также содержатся в ведомости распределения доходов на оплату труда. Она служит основанием для заполнения ведомостей № 12 «Затраты цеха» и № 15 «Общехозяйственные расходы» и ж.о.№ 10.

Сведения о фонде зарплаты содержит расчетная таблица «Сводка начисленной заработной платы».

Необходимо провести сверку данных по вышеуказанным документам, а также проверить их по форме и арифметически.

Все полученные в ходе проверки сведения аудитор фиксирует в своих рабочих документах, определяет значимость выявленных ошибок и при необходимости корректирует план проверки.

Аудиторская проверка операций с товарно-материальными ценностями.

Целью проверки ТМЦ является:

1. Установление сохранности ТМЦ и правильности операций по движению производственных запасов, материальных ценностей и товаров.

2. Правильности их стоимостной оценки, документального оформления и отражения в учете.

3. Проверка складского учета ТМЦ.

4. Проверка правильности налогообложения ТМЦ.

5. Проверка правильности отражения ТМЦ в балансе.

Нормативное регулирование учета операций с ТМЦ осуществляется следующими документами:

1. ФЗ «О бух.учете».

2. ПБУ 5/1 «Учет материально-производственных запасов».

3. ГК РФ.

4. НК РФ.

Источниками информации для проверки учета ТМЦ могут служить следующие документы:

1. Ведомость № 10 «Движение материальных ценностей в стоимостном выражении».

2. Ведомость учета остатков материалов.

3. Акты о приемке материалов.

4. Приходные ордера.

5. Карточки складского учета.

6. Накладные.

7. Лимитно-заборные карты.

8. Реестры сдачи документов.

9. Требования на отпуск.

10. Товарно-транспортные накладные.

В системе нормативного регулирования бухучета в РФ МПЗ – это часть имущества:

1. Используемая при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначенных для продажи.

2. Предназначенная для продажи.

3. Используемая для управленческих нужд организации (канцтовары).

При аудиторской проверке баланс сверяется с данными Главной книги по счету 10, проверяется арифметически и на соответствие оборотов по корреспондирующим счетам.

Главная книга сверяется с ж.о. № 6 и ведомостью № 10. Ведомость № 10 проверяется арифметически, на правильность оформления и составления, на соответствие оборотов по корреспондирующим счетам и сверяется с книгой учета остатков материалов и реестрами сдачи материалов. Книга учета остатков материалов проверяется арифметически и сверяется с карточками складского учета.

Реестры сдачи документов проверяются по форме, существу и сверяются с первичными документами.

Аудитору необходимо удостовериться в правильности оформления и учета поступления материалов. Для этого проверить приходные ордера, которые выписываются при соответствии фактического наличия материальных ценностей документам поставщика; проверить акты приемки материалов, которые применяются для оформления поступивших материалов без платежных документов и в случае расхождения фактического наличия с данными сопроводительных документов поставщика.

Аудитору необходимо также удостовериться в правильности оформления и учета отпуска материалов. Для этого проверить лимитно-заборные карты, которые выписываются при постоянном отпуске материалов со склада в производство; требования, которые используются для однократного отпуска материалов (например, на хозяйственные нужды), накладные, которые используются для отпуска материалов на сторону.

Аудитору необходимо проверить наличие и правильность оформления договоров о материальной ответственности с кладовщиками, акты инвентаризации ТМЦ, инвентаризационные описи, сличительные ведомости. При этом количество фактически проведенных инвентаризаций сопоставляется приказом по учетной политике. В целях получения дополнительных данных аудитор может проводить самостоятельные инвентаризации.

При отпуске материалов в производство со склада их оценка производится организацией по средней себестоимости или по методу ФИФО;

Необходимо установить каким методом пользуется предприятие. Выбор метода оценки ТМЦ устанавливается в приказе по учетной политике. Фактически используемый метод сопоставляется с данными приказа.

В учетной политике также может быть предусмотрено использование 15 и 16 счетов. Если предприятие ввело их в рабочий план счетов и применяет в учете, следовательно,материальные ценности оцениваются по фактической себестоимости с обособленным учетом ТЗР.

Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, сопоставляет данные фактически выявленных ошибок с предварительно рассчитанными и корректирует при необходимости план проведения проверок.

Типичными ошибками, которые может выявить аудитор, являются:

1. невключение в стоимость материалов затрат, связанных с их заготовлением.

2. Несоблюдение принятого в учетной политике способа списания материалов.

3. Списание неоприходованных материалов.

4. Списание материалов, не предусмотренных сметой.

5. Несоответствие данных складского и бухгалтерского учета.

6. Непроведение инвентаризаций МПЗ.

Наши рекомендации