Тема: Источники правового регулирования ВЭД в РФ

1.Понятие и система источников.

2.Международные акты в сфере экономического сотрудничества как важнейший источник ВЭД в РФ.

3. Международный торговый и иные внешнеэкономические обычаи. Роль решений международных коммерческих арбитражей в регулировании внешнеэкономических связей (судебный прецедент).

4.Вывод права, которому подчиняются внешнеэкономические сделки (применимое право).

5.Проблема унификации внешнеэкономического законодательства в РФ.

1. Понятие и система источников.

Источник права – форма официального выражения общеобязательных предписаний государства.

Система:

Тема: Источники правового регулирования ВЭД в РФ - student2.ru Правовой обычай.

Тема: Источники правового регулирования ВЭД в РФ - student2.ru Судебный прецедент (США, Великобритания).

Тема: Источники правового регулирования ВЭД в РФ - student2.ru Нормативный договор как акт индивидуального регулирования общественных отношений.

Тема: Источники правового регулирования ВЭД в РФ - student2.ru Нормативные акты различного уровня и юридической силы, совокупность которых образует систему отраслей законодательства.

В материальном смысле:

Источники права – это социальные факторы, явления действительности, которые служат основанием для зарождения правовых норм, общественно-экономических и социальных отношений, международных экономических общественных отношений, международно-экономической деятельности.

Источник – это документальные способы закрепления и выражения норм права, регулирующих порядок организации и непосредственного осуществления экономической деятельности с участием иностранного элемента, а также порядок контроля за этой деятельностью со стороны органов государственной исполнительной власти.

Особенность (самостоятельность):

1) комплексный характер внешнеэкономического законодательства – нормативно-правовые акты, регулирующие внешнеэкономические связи имеют отраслевую неоднородность. Ядро внешнеэкономического законодательства составляют нормы гражданского и предпринимательского права, а также административного (валютное, финансовое, таможенное).

2) Множественный характер нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические связи – в системе внешнеэкономического законодательства есть элементы, которые относятся к иностранным правовым системам и к актам международного экономического права. Применяется право иностранных государств.

3) Более широкое применение обычаев делового оборота (международных торговых обычаев) и особая роль судебного прецедента в регулировании международных экономических связей обусловлено наличием иностранного элемента.

4) Унифицированный характер внешнеэкономического законодательства.

2. Международные акты в сфере экономического сотрудничества как важнейший источник ВЭД в РФ.

Международные соглашения являются важнейшим источником права ВЭД (причины):

1. международно-правовое регулирование экономических процессов позволяет единообразно решать вопросы реализации сотрудничества во многих государствах (прикладной характер). Законодательство разных государств единообразно решает определенные вопросы.

2. гарантирующая – когда обязательства обеспечиваются не одним государством, а силами международного сообщества авторитетом нескольких государств, то реализация более эффективна.

Статус международного договора определен:

Ø ФЗ от 15.07.1995г. «О международных договорах РФ» применяется с Постановлением Пленума ВС РФ от 10.10.2003г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России».

Ø Конституция РФ (п.4 ст.15) общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы РФ.

Ø В ст.7 ГК, п.2.

Ø Ст.3 закона «Об основах государственного управления внешнеэкономической деятельностью».

На международном уровне:

Ø ВК о праве международных договоров от 23 мая 1969г. Пленум ВС РФ п.10, ст.31, 33 – Конвенция применяется судами.

Ø О статусе Международного суда ООН от 26 июня 1945г. Источниками являются международные Конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными народами.

Ø Принципы УНИДРУА.

Кабалкин: принципы международного торговых договоров УНИДРУА носят рекомендательный характер. Применялись бы, если бы стороны упомянули об этом в контракте.

Понятие «международный внешнеэкономический договор» не легализовано, не распространено.

В ст.7 Закона РФ от 4 января 1999г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» используется понятие «соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей». Если оно заключается органом государственной власти субъекта РФ, независимо от формы, содержания и наименования.

Не является международным актом.

Внешнеэкономические соглашения являются одним из видов международных договоров.

Из смысла закона о международных договорах РФ:

1. международные договоры содействуют развитию международного сотрудничества (всех его видов, в том числе экономического) – предмет – преамбула.

2. п.5 Постановления от 10.10.2003г.: международные договоры могут применятся при рассмотрении гражданских дел, если гражданское дело с участием иностранного элемента, то и договор его регулирующий имеет экономическую природу.

3. ст.9 Закона – инициаторами заключения международного договора могут быть федеральные органы исполнительной власти, входящие во внешнеэкономический комплекс, ст.8 Закона – рекомендации о заключении международных соглашений могут даваться ЦБ РФ и ВАС РФ.

Международный договор об экономическом сотрудничестве (международный внешнеэкономический договор) – это международное соглашение, заключенное в письменной форме от имени РФ, Правительства России, или ФОИВ России с иностранным государством или группой иностранных государств, а также с международной организацией, регулируемое нормами международного права, по вопросам организации или непосредственного осуществления ВЭД.

Предметом международных внешнеэкономических соглашений (договоров) является:

1) организационные отношения – т.е. отношения по координации и обеспечению внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов под юрисдикцией иностранных государств. Соглашения по общим вопросам экономического сотрудничества.

2) Условия и порядок конкретных видов хозяйственной деятельности с участием иностранного элемента.

Классификация (система) международных экономических соглашений:

1. по субъектному составу:

§ Межгосударственные внешнеэкономические договоры. Пример: Конвенция ООН «об обмене официальными изданиями и правительственным документами между государствами» - 3 декабря 1958г. Париж, для СССР действует с 8 октября 1963г., признана Россией. В рамках СНГ заключены десятки таких соглашений: Соглашение о координации работ по вопросам экспертного контроля от 26.06.1992г.

§ Межправительственные соглашения – соглашение между Правительством Канады, госдуарств-членов Европейского космического агентства и России относительно сотрудничества о международной космической станции гражданского назначения от 29.01.1998г.

§ межведомственные соглашения заключенные министерствами и ведомствами.

2. по предмету регулирования (по сфере действия): существует консультативное заключение экономического суда СНГ от 05.05.1996г. «По запросу межгосударственного экономического комитета экономического союза»: изложена правовая позиция экономического суда о соответствии некоторых соглашений СНГ по сфере их действия, дано обоснование международного характера этих актов.

§ Международные соглашения организационного характера:

А) соглашения учредительного характера. При их помощи создаются международные организации, которые участвуют или координируют международные экономические связи (внешнеэкономические связи). Например: Евроазиатское объединение угля и металла – Москва, 1993г.

Б) соглашения координирующего характера. Определяют порядок осуществления внешнеэкономических связей другими субъектами.

1) Соглашения о правовой помощи в области международного экономического сотрудничества:

v Многосторонние – Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам – Минск 22 января 1993г.

v Двусторонние – Договор между РФ и Аргентинской республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам – 20 ноября 2000г.

2) Соглашения о координации налоговой политики на межгосударственном уровне:

v Договор об избежании (устранении) двойного налогообложения предпринимателей.

v Договор о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Соглашение между Правительствами государств-участников СНГ о согласованных принципах налоговой политики – Москва, 15.03.1992г. Например, Правительство РФ направило депозитарию сообщение, что Россия не применяет его.

3) Соглашения о координации таможенной политики. Например: Договор СНГ о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26.02.1999г.

4) Соглашения о координации валютной финансовой политики. Например: статьи Соглашения МВД (в ред. От 23.09.1997г.) Россия приняла на себя обязательства по ст.8 Устава МВФ (Правила конвертации иностранных валют).

- международные соглашения об условиях и порядке конкретных направлениях ВЭД. Государства договариваются об условиях и порядке участия своих субъектов в разных направлениях международного сотрудничества.

А) международные соглашения в сфере внешней торговли (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров – Вена, 11 апреля 1980г. является частью правовой системы России).

ВК регулирует договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Большинство коммерческих операций с товарами, кроме бытовых сделок, аукционных продаж и торгов, продаж товаров на публичных торгах в результате признания лица банкротом по решению суда – в силу закона, продажа на фондовом рынке (ценных бумаг, денег), продажа некоторых объектов гражданской обороны (судов, электроэнергии), товаров, в производстве которых принимал участие покупатель.

Сфера действия – заключение (ст.4) договоров с товарами, регулирует возникающие из заключения договора права и обязанности. Не регулирует вопрос недействительности сделок. Нормы ВК не имеют юридической силы для перевозчиков товаров (только отношения поставщика и покупателя).

Не регулирует ответственность сторон (кроме прямо установленных случаев).

Б) международные соглашения в сфере инвестиционного сотрудничества:

ü Соглашения регулирующие отношения на мировом фондовом рынке (Женевские Вексельные Конвенции от 7 июня 1930г.)

ü Соглашения о промышленной собственности (Парижская Конвенция об охране промышленной собственности 1883г. в ред. От 14 июня 1967г.).

ü Международные договоры (соглашения) , о взаимном поощрении и защите инвестиций и др.

Перечисленные соглашения регулируют основные блоки предпринимательской деятельности.

Им сопутствует другая деятельность: поставочные отношения (основные) – расчетные + перевозочные (сопутствующая); инвестиционное сотрудничество – расчетные отношения.

Еще одна классификация отношений:

1. основные – производственная, коммерческая, и организационная деятельность.

2. обслуживающие:

o регулирующие транспортные отношения, складывающиеся при осуществлении ВЭД – международное транспортное право, институты: международное морское право, международные автомобильные перевозки, международные железно-дорожные перевозки, международное воздушное право, международные перевозки по внутренним водным путям.

o Регулирующие международные расчеты: при осуществлении ВЭД образуют институт международного финансового права.

o Институт международной выставки и ярмарки (организация и проведение).

o Международное трудовое право.

o Международное процессуальное гражданское право.

Другие критерии:

1). По видам нормативных актов:

- в форме конвенций.

- собственно международные договоры.

В силу ст.31 ВК 1969г. для целей толкования договоров используется не только его текст, но и любое относящиеся к договору соглашение. К международным актам также относятся решения глав государств и Правительств одобряющие проекты международных конвенций, заявления, если они являются приложением к основному договору.

Например: к Уставу СНГ от 22 января 1993г. прилагается заявление Совета глав государств-участников СНГ (это тоже международный акт, который содержит международные правовые нормы).

Вопросы, касающиеся права субъектов РФ заключать договоры о международном сотрудничестве и называть их международными. Может ли РФ как государство быть стороной внешнеэкономической сделки – В ДРУГОЙ ТЕМЕ.

Наши рекомендации