ТЕМА 10. Понятие, юридическое значение и источники правового регулирования приемки товаров

Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству. П-6 от 15 июня 1965года.

Инструкция по качеству от 25 апреля 1966года с изменениями на 1998 год. П-7

Постановление Пленума ВАС от 22 октября 1997г. №18 О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки.

Под приемкой товаров необходимо понимать процедуру (совокупность действий) подтверждения факта исполнения (полного или частичного) соответствующих ГП обязанностей, основанных на договоре купли-продажи. В рамках этой процедуры проверяется количество, качество, состояние тары и упаковки. Одной из целей приемки является выявление недостатков товара на этапе приемки. Приемка как процедура подлежит документальному оформлению, в результате чего составляется акт приемки. У него две функции. 1) подтверждение факта исполнения договора 2) подтверждение факта закрытия договора (налоговый аспект).

Правовое регулирование приемки товаров осуществляется гл30 ГК РФ. Кроме того, законодатель особо уделяет внимание приемке в договоре подряда (ст.720) и в договорах складского хранения (ст.909). Приемка регулируется не только этими нормами, но и средствами индивидуально-правового регулирования, а именно договорами. Дело в том, что Инструкции П-6 и П-7 Постановлением Пленума №18 квалифицированы как акты, не имеющие обязательной силы, т е это ненормативные правовые акты. Они начинают действовать для сторон договора, если стороны в договоре указали, что отношения по приемке регулируются этими инструкциями. Если ничего не указали, то инструкции не действуют. Целью приемки в поставке является своевременное принятие товара покупателем, поэтому товары должны быть осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Закон не устанавливает никаких конкретных правил. В этом случае принимаются во внимание обычаи делового оборота, а именно как обычно между нами складываются данные отношения. Соответствующие требования несоответствия, недостатки письменно незамедлительно доводятся до сведений поставщика. Кроме этого, есть еще и поведение поставщика. Поставщик обязан своевременно допоставить непоставленные товары, заменить некачественный. В этом случае покупатель приобретает право возмещения убытков и (или) расторжения договора. Таким образом, акт приемки имеет еще одну функцию процессуального документа, доказывающего основания иска. Основной целью приемки в договоре подряда является выявление возможных недостатков, допущенных подрядчиком, при этом заказчик только тогда может ссылаться на эти недостатки в последующем только в случае, если он опишет эти недостатки и предъявит их. Заказчик вправе принять работу и без проверки качества, но в этом случае он лишается права ссылаться на явные недостатки работы, которые могли бы быть установлены в результате обычной приемки. Возможно, ссылаться только на недостатки, которые выявляются позднее при эксплуатации и не могли быть выявлены при обычном способе приемки. Подрядчик отвечает за качество используемых материалов и за их безопасность. Заказчик обязан предупредить подрядчика о непригодности выбранных материалов и только в этом случае он освобождается от ответственности.

Различают методы приемки, как принимать: количество товаров (проверяется внешним осмотром и взвешиванием) качество (вскрытием). Различают частичную и полную проверку качества товаров.

При обнаружении некачественности товара в процессе приемки (несоответствие требованиям стандартов и т д) получатель приостанавливает приемку продукции и составляет акт о выявленных дефектах и вызывает поставщика. В случае отсутствия ссылки на инструкции, документы составляются в свободной форме. Прилагается документ о вызове представителя поставщика для участия в приемке.

Наши рекомендации