Процедуры антикризисного управления

Всю совокупность процедур, применяемых к предприятиям-должникам, можно разделить на две основные группы: процедуры предупреждения банкротства и ликвидационные процедуры.

К процедурам предупреждения банкротства относятся:

o досудебная санация;

o наблюдение;

o финансовое оздоровление;

o внешнее управление.

Досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником предприятия, кредитором или другим заинтересованным лицом.

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законом и федеральном бюджете и федеральными законами и бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения 1-го собрания кредиторов. Целью процедуры наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа финансового состояния должника. При осуществлении наблюдения устанавливается также наличие признаков фиктивного либо преднамеренного банкротства. Для осуществления процедуры назначается временный управляющий.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника; требования кредиторов и учредителей (участников) должника не удовлетворяются до включения их в реестр и проведения первого собрания кредиторов. В это время запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и использование взаимозачетов (зачетов встречных однородных требований).

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника, который продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями: сделки по имуществу (более 5 % от стоимости активов должника) и по кредитам и займам совершаются с письменного согласия временного управляющего.

Органы управления предприятия-должника не вправе принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении. преобразовании) и ликвидации должника, о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах, о создании филиалов и представительств.

Арбитражный суд на основании заявления временного управляющего может запретить исполняющему обязанности руководителя должника совершать определенные сделки и действия или совершать их без согласия временного управляющего.

Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, вводимыми под контролем административного управляющего, несущего ответственность за проведение финансового оздоровления.

В случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более двадцати процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан вести реестр требований кредиторов, созывать собрания кредиторов, рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов, осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов.

Административный управляющий имеет право требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника, согласовывать сделки и решения должника и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях, а также обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя.

Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

He позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету должника прилагаются:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о прибылях и об убытках должника;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Окончание процедуры финансового оздоровления может означать восстановление платежеспособности или введение процедуры внешнего управления. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.

Под внешним управлением имуществом предприятия должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности этого предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

Процедура вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Внешний управляющий имеет право распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления, заключать от имени должника мировое соглашение, предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений

Внешний управляющий принимает в управление имущество должника и проводит его инвентаризацию, разрабатывает план внешнего управления и представляет его для утверждения собранию кредиторов, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность и т.д.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов.

Внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства,

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника (на открытых торгах);

- уступка прав требования должника;

- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия должника (на закрытых торгах);

- замещение активов должника;

- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Отчет внешнего управляющего должен содержать:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о прибылях и об убытках должника;

- сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

- расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

- сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

- иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- о продлении установленного срока внешнего управления;

- о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Таким образом, основное отличие всех процедур предупреждения банкротства заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий-должников. Главная задача здесь – обеспечить вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и нормальное его функционирование.

К ликвидационным процедурам относятся:

1) принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

2) добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятий-должников осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется ликвидируемое имущество должника (конкурсная масса), распределяемое между кредиторами в порядке очередности.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться не более чем на шесть месяцев.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну.

Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства.

Конкурсный управляющий привлекает независимого оценщика для оценки имущества должника, уведомляет работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства, принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника, анализирует финансовое состояние должника.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, которая реализуется на открытых торгах под контролем собрания кредиторов. После чего, требовании я кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной в законодательстве.

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда и расчеты с государством; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Существует еще одна процедура антикризисного управления – мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения

В отличие от предупредительных ликвидационные процедуры безусловно ведут к прекращению деятельности предприятий. Именно поэтому ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле слова, понимаемого только как ликвидация несостоятельных предприятий.

Совокупность процедур предупреждения и ликвидации представляет собой банкротство в широком смысле слова. Всю эту совокупность процедур банкротства целесообразно определить как антикризисные процедуры. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия. В то же время меры антикризисного управления, находящиеся за рамками процедур банкротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций, применяются на всех стадиях жизненного цикла компании.

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления, в том числе и антикризисном. В то же время система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом, присущим процессу антикризисного управления.

Механизм антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных элементов:

1. Диагностика финансового состояния.

2. Оценка бизнеса предприятия.

3. Маркетинг

4. Организационно-производственный менеджмент.

5. Управление персоналом.

6. Финансовый менеджмент.

7. Антикризисная инвестиционная политика.

8. Антикризисное бизнес-планирование.

9. Организация ликвидации предприятия.

Мероприятия по выходу из кризиса можно подразделить на тактические и стратегические.

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть как защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, сокращение производства, сбыта), так и наступательные (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины.

Стратегические мероприятия заключаются в анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия.

Антикризисный процесс, с точки зрения антикризисных процедур можно представить следующим образом (Рис.3.4.1):

Процедуры антикризисного управления - student2.ru

Рис. 3.4.1 Антикризисный процесс с точки зрения антикризисного управления

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте классификацию обязательств предприятия.

2. О чем свидетельствует ненадежное исполнение обязательств?

3. Что такое неплатежеспособность?

4. Что означает устойчивая неплатежеспособность?

5. Каковы основные факторы неплатежеспособности?

6. В каком случае происходит замедление темпов прироста выручки?

7. Когда наблюдается опережающий прирост обязательств?

8. Назовите основные причины неплатежеспособности.

9. Дайте определение банкротства.

10. Что такое экономическая несостоятельность?

11. Перечислите общие причины неплатежеспособности.

12. Каковы этапы развития несостоятельности?

13. Дайте подробную характеристику этапов несостоятельности.

14. Как выглядит процесс развития несостоятельности на кривой жизненного цикла предприятия?

15. Чем характеризуются кризисные точки предприятия?

16. Перечислите виды банкротства.

17. Каковы основные процедуры антикризисного управления?

18. Как называются антикризисные управляющие, на каждой из процедур антикризисного управления?

19. Каковы приблизительные сроки процедур антикризисного управления?

20. Какая из процедур может быть применена на любой из стадий рассмотрения дела о банкротстве?

21. Опишите процедуру конкурсного производства.

Тесты:

1.Обязательства предприятия могут быть подразделены на следующие группы, кроме:

а) обязательств перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги;

б) обязательств перед теневой экономикой;

в) обязательств перед фискальной системой;

г) внутреннего долга.

2. Ненадежное исполнение обязательств свидетельствует:

а) об особенностях учетной политики предприятия;

б) о необязательности как о стиле взаимодействия с партнерами;

в) о дефиците или кризисе возможностей для исполнения обязательств;

г) о приближении праздников.

3. Неплатежеспособность не может быть:

а) эпизодической;

б) устойчивой;

в) болезненной;

г) хронической.

4. Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается:

а) при затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или уменьшения в ней потребности;

б) при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадежным покупателем или не свободно в выборе покупателя;

в) при недостаточном количестве денег на расчетном счету;

г) при сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров.

5. Опережающий темп прироста обязательств не наблюдается в случаях, когда:

а) предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения);

б) предприятие загружает производство избыточными (неработающими) запасами;

в) предприятие наращивает средства в расчетах;

г) предприятие получает прибыль.

6. Цивилизованная процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами называется:

а) неплатежеспособностью предприятия;

б) функционированием предприятия;

в) развитием предприятия;

г) банкротствомпредприятия.

7. Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется

а)антикризисным процессом;

б) антикризисным развитием;

в) антикризисным управлением;

г) антикризисным функционированием.

8. Внешние причины неплатежеспособности могут быть:

а) общеэкономическими, государственными, рыночными, прочими;

б) общеэкономическими, операционными, государственными, рыночными;

в) общеэкономическими, рыночными, прочими, операционными;

г) общеэкономическими, государственными, рыночными.

10. К общеэкономическим причинам не относится:

а) рост инфляции;

б) рост безработицы;

в) увеличение числа организаций, в которых имеют место кризисные явления;

г) повышение цен на энергоресурсы.

11. К государственным причинам неплатежеспособности относятся:

а) усиление конкурентной борьбы за рынок продукции и услуг;

б) бюрократический рэкет;

в) финансовые кризисы и банкротство кредитных организаций;

г) криминогенные ситуации.

12. Внутрифирменные причины могут быть:

а) производственные, операционные, прочие;

б) операционные, финансовые, прочие;

в) финансовые, государственные, общеэкономические;

г) рыночные, операционные, финансовые.

13. Сколько этапов несостоятельности предшествуют наступлению банкротства:

а) 4;

б) 3;

в) 10;

г) 2.

13. Этапами развития несостоятельности являются:

а) предболезнь, болезнь, умирание;

б) предболезнь, болезнь, умирание, банкротство;

в) предболезнь, болезнь, банкротство;

г) несостоятельность, предболезнь, болезнь, умирание.

14. Этап «Болезнь» характеризуется наличием:

а) хронических нарушений важнейших параметров всех функциональных составляющих предприятия;

б) ситуаций, когда значения всех показателей достигли критических значений;

в) хронических нарушений в перспективном функционировании организации;

г) убытков и проблем с законом.

15. В российском законодательстве понятие банкротство является синонимом:

а) ликвидации;

б) неплатежеспособности;

в) несостоятельности;

г) кризиса.

16. Сколько кризисных точек существует на кривой жизненного цикла предприятия в соответствии с последним законом о банкротстве:

а) 1;

б) 2;

в) ни одной;

г) 3.

17. Сколько кризисных точек существовала на кривой жизненного цикла предприятия в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г.:

а) 1;

б) 2;

в) ни одной;

г) 3.

18. На какой стадии жизненного цикла организации может появиться кризисная точка 1:

а) на стадии роста;

б) на стадии спада;

в) на любой стадии;

г) на стадии стабилизации.

19. Банкротство можно условно разделить на:

а) 4 вида;

б) 3 вида;

в) 2 вида;

г) 5 видов.

20. В классификации банкротства не существует:

а) банкротство бизнеса;

б) банкротство менеджмента;

в) банкротство производства;

г) банкротство сбыта.

21. К процедурам предупреждения банкротства не относятся:

а) мировое соглашение;

б) наблюдение;

в) внешнее управление;

г) финансовое оздоровление.

22. К ликвидационным процедурам относятся:

а) наблюдение;

б) конкурсное производство;

в) внешнее управление;

г) финансовое оздоровление.

23. К ликвидационным процедурам относится:

а) наблюдение;

б) конкурсное производство;

в) внешнее управление;

г) мировое соглашение.

24. На какой процедуре составляется график погашения задолженности:

а) мировое соглашение;

б) финансовое оздоровление;

в) внешнее управление;

25. На процедуре наблюдения назначается:

а) административный управляющий;

б) внешний управляющий;

в) временный управляющий;

г) конкурсный управляющий.

26. Срок процедуры конкурсное производство составляет:

а) 18 месяцев;

б) 12 месяцев;

в) 9 месяцев;

г) 24 месяца.

27. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства составляет:

а) ликвидационную массу;

б) конкурсное производство;

в) конкурсную массу;

г) аукционное имущество.

28. Процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве называется:
а) внешнее управление;

б) конкурсное производство;

в) мировое соглашение;

г) финансовое оздоровление.

29. Оперативными мероприятиями по выходу из кризиса не является:

а) установление текущих убытков;

б) выявление внутренних резервов;

в) получение кредитов;

г) изучение производственного потенциала.

Наши рекомендации