Сущность экономической эффективности пр-ва. Обобщающие и частные показатели эффективности пр-ва
Сущность экономической эффективности производства заключается в социальной и экономической результативности его функционирования. При этом различают два понятия эффективности производства: технико-экономическую и социально-экономическую эффективность. Технико-экономическая эффективность рассматривает эффективность производства как результат процесса труда, т.е. она увязана с производительными силами. Социально-экономическая эффективность связана с учетом производственных отношений. Оба понятия эффективности производства не существуют друг без друга и в то же время они разделены. Разделение их состоит в том, что социально-экономическая эффективность должна задаваться, а технико-экономическая эффективность - определяться (находиться). Это значит, что любое производство, во-первых, должно быть приемлемо с позиций социально - экономической эффективности. Т.е. приоритет при решении вопросов размещения, строительства, организации предприятий или других объектов народного хозяйства должен отдаваться условиям жизни населения региона, т.е. обеспечивать ему максимум выгоды (например, увеличение обеспеченности жилплощадью, увеличение энергооснащения быта, улучшение обеспечения продуктами питания и т.п.) и минимум отрицательных социальных последствий (рост заболеваемости и смертности населения, процент вынужденной миграции, изменение традиционных видов деятельности и образа жизни населения и т.п.). Таким образом, социально-экономический эффект должен выступать как конечная цель и как управляющий параметр регионального развития, а проектирование строительства любого предприятия должно осуществляться на основе социального заказа властей (региона, области, республики). Под мерой экономической эффективности общественного производства понимают ту часть совокупного продукта, в которой материально воплощается цель производства, т.е. конечный результат, ради которого ведется производство. На уровне народного хозяйства региона, республики, России в целом конечным результатом производства является масса предметов потребления, поступающая из сферы производства и обращения в сферу потребления. Количественно конечный результат производства равен произведенному национальному доходу: НД = V + m. где V - необходимый продукт, равный зарплате работников, занятых в сфере материального производства. m - прибавочный продукт. На уровне промышленности в целом и отдельных ее отраслей в качестве количественной оценки конечного результата производства используют чистую продукцию: П ч = П вал - З мат . где П вал - годовой объем валовой продукции, руб, З мат - материальные затраты на производство этой продукции, руб. На уровне предприятия конечным результатом производства является готовая продукция и полуфабрикаты, предназначенные для продажи (качественный аспект), а количественная оценка конечного результата работы предприятия – прибыль. Оценка эффективности производства определяется отношением результата к затратам. Т.о. результат, эффект - это абсолютный показатель, эффективность - относительный показатель, представляющий собой величину эффекта, приходящегося на 1 рубль затрат. указывается, что целью предприятия является производство продукции, выполнение работ и оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Общественные потребности в каждый данный момент превышают имеющиеся в распоряжении общества ресурсы (материальные, трудовые, финансовые). Поэтому производство должно функционировать так, чтобы при данных ресурсах обеспечивать увеличивающиеся общественные потребности за счет экономии ресурсов. Т.е. производство должно ориентироваться не на промежуточные результаты, а на конечные социально значимые общественные потребности, и оценивать эффективность производства нужно с позиций общества в целом. При измерении экономической эффективности производства используются два метода: ресурсный и затратный. 1) Сторонники ресурсного метода считают, что в производстве продукции рабочая сила, производственные фонды и природные ресурсы являются равноправными и взаимозаменяемыми факторами, поэтому все они определяют объемы производства общественного продукта и национального дохода. 2) Согласно затратному методу непосредственными факторами роста производства общественного продукта и национального дохода является увеличение затрат труда и увеличение его эффективности. В общем виде эффективность общественного производства равна: = или . где НД - национальный доход, åТ - все затраты общественного труда (живого и овеществленного), Ч - число занятых в сфере материального производства.
Обобщающие и частные показатели эффективности производства на предприятии: Количественной оценкой конечного результата деятельности предприятия является прибыль. Прибыль - это одна из форм чистого дохода общества, экономический эффект деятельности предприятия. Она образуется за счет трех источников: 1) от реализации товарной продукции, работ и услуг, от прочей реализации, от внереализационных операций. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью: П р = В р - С р. С учетом ассортимента выпускаемой продукции прибыль от ее реализации можно рассчитать по формуле П р = . Прибыль от прочей реализации - это прибыль от реализации работ и услуг непромышленного характера (реализация излишков товара, материальных ценностей, топлива населению, оказание транспортных и иных услуг). В состав доходов (расходов) от вне реализационных операций включаются: а) доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях; б) сдачи имущества в аренду; в) дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; г) другие доходы (расходы), не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией - это суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков. Прибыль, полученная за счет перечисленных источников, называется балансовой прибылью предприятия. В соответствии с Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности" прибыль предприятия после уплаты налогов (федеральных, республиканских, областных, местных), платежей и дивидендов по акциям других предприятий остается в распоряжении предприятия. К федеральным налогам относятся: налог на прибыль, на экспорт и импорт, налог на транспортные средства и др, К налогам краев, областей относятся: налог на имущество предприятий, платежи за пользование природными ресурсами и др, К местным налогам относится: налог на благоустройство, содержание милиции и др. Часть налогов поступает в бюджет России, часть - в местные бюджеты (областей, городов и т.д.). Т.о. прибыль является источником доходов федерального и местных бюджетов и используется для удовлетворения потребностей общества. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется: как источник финансирования развития и совершенствования производства (на реконструкцию, модернизацию и т.п.), ) как источник финансирования социальных программ (строительство жилья, баз отдыха и т.п.); для создания фонда оплаты труда; для выплаты дивидендов на акции работников предприятия. Прибыль предприятия зависит от: объема производства, качества продукции, ассортимента, уровня себестоимости. По величине прибыли еще нельзя судить об эффективности функционирования предприятия. Прибыль - это абсолютный показатель - эффект производства. Чтобы определить эффективность, надо соизмерить эффект с затратами. Обобщающим показателем эффективности производства является рентабельность (прибыльность, доходность производства). Понятие рентабельности обычно используется в качестве синонима нормы прибыли, т.е. уровня доходов на капитал, вложенный в дело.
Рф = Норма прибыли =Выручка-Затраты/капитал. Выручка от реализации (доход): , - объем реализации. Капитал включает основные, оборотные и заемные средства. Для оценки эффективности отдельных предпринимательских структур (например, оказывающих консультационные услуги, посреднические операции, аудиторские услуги и пр.) рентабельность или норма прибыли может быть определена как отношение прибыли к объему продаж или обороту и т.п. Для оценки эффективности производства отдельных видов продукции используется показатель рентабельности продукции: = %.В.В. К промышленному производству обществом предъявляются следующие требования: 1) обеспечение высоких темпов выпуска продукции (т.е. нужно производить столько продукции, сколько нужно обществу, а потребности растут). Отсюда показателем эффективности производства являются темпы роста объема производства. Для этого используют индекс роста объема производства . Т.к. на объем выпуска продукции оказывают влияние цены, то используют условные показатели (например, чистая продукция): П ч = ВП – М. 2) выпуск качественных изделий, обладающих высокими потребительскими свойствами. Поэтому для оценки эффективности производства используют ряд показателей качества продукции: коэффициент сортности, удельный вес продукции, ВКК, индекс качества продукции. Ц б - цена базисного продукта, Ц н - приемлемая цена нового продукта, При КС = 1 можно определить Ц н (это предельная приемлемая цена). 3) выпуск продукции должен осуществляться в заданные потребителем сроки. Поэтому эффективность работы предприятия характеризуется коэффициентом своевременности поставок. Частные показатели экономической эффективности: Они характеризуют эффективность использования отдельных видов производственных ресурсов. Эффективность использования средств труда (ОПФ) оценивается показателями: Фо , Фе ; предметов труда: Ме , Мо и показателями, характеризующими эффективность конкретных материальных ресурсов, такими как энерго-, топливо-, электро- и теплоемкость, водоемкость, металлоемкость; трудовых ресурсов (живого труда): Пт и Те. Все эти показатели тесно связаны между собой, причем взаимосвязь эта сложна и противоречива. Например, (*) , , . тогда (**).Известно, что рост Пт обеспечивается прежде всего ростом Фв. Из (**) Фо обратно пропорциональна Фв. Чтобы обеспечить рост Фо, надо чтобы темпы роста Пт опережали темпы роста Фв (фондо-экономный тип НТП). Важным показателем эффективности производства является себестоимость продукции, отражающая все затраты предприятия на ее производство и сбыт. (Затраты на 1 рубль ТП). Особо будет рассмотрена эффективность единовременных (капитальных) затрат. В качестве инструмента управления эффективностью производства можно использовать план повышения эффективности, который строится в виде матричной таблицы исходных показателей затрат и результатов и рассчитанных на их основе локальных показателей эффективности отдельных факторов производства (ОПФ, ОС, труда, М). Производство должно расти быстрее, чем затраты, что приводит к увеличению доли чистой продукции или прибыли. Из показателей соотношения затрат (правый верхний квадрат) имеет реальный экономический смысл два показателя: Фв и соотношение текущих (материальных) затрат и единовременных затрат или потребленных материальных затрат при использовании авансируемых производственных фондов. Соотношение результатов (левый нижний квадрат) имеет один реальный показатель - норму прибыли на единицу ТП, характеризующий эффективность производства. Показатели правого нижнего квадрата (ресурсоемкости) - это обратные показатели эффективности: трудоемкость, фондоемкость и норма материальных затрат на единицу продукции (Ме). Снижение Те, Фе, Ме свидетельствует о повышении эффективности производства за счет интенсификации использования ресурсов. Расчет показателей эффективности производства по такой схеме позволяет наглядно оценить, за счет каких факторов был достигнут анализируемый уровень эффективности и в каком направлении следует разрабатывать конкретные мероприятия, позволяющие достичь желаемого уровня эффективности. Прирост производства почти полностью должен обеспечиваться за счет роста Пт. Пт должна расти быстрее, чем Фв, это обеспечит рост Фо и рост Рф.
12 Понятие. Виды и источники инвестиций
Под инвестициями понимают сбереженные финансовые ресурсы, которые вкладываются инвестором для получения дополнительного дохода или прибыли. Существует 3 вида (направления) вложений денежных средств: потребительские инвестиции, финансовые и экономические. Потребительские инвестиции - это покупка товаров длительного пользования или недвижимости. Приобретение такого имущества является не столько инвестированием, сколько сбережением денег, ибо такое вложение не обеспечивает получение прибыли, а сохраняет ценность денег от инфляции. Если приобретенное имущество использовать в коммерческих целях (например, сдавать в аренду), то оно может принести и доход. Финансовые инвестиции (они называются также портфельными) - это вложение денежных средств в приобретение финансовых активов - акций и облигаций; размещение свободных денежных средств в страховые и др. фонды, вложение денег в банки на долгосрочные депозиты. Экономические инвестиции предполагают вложения денежных средств в предпринимательство, т.е. для реализации различных предпринимательских проектов, предусматривающих создание новых или развитие действующих объектов по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Они называются также капиталообразующими инвестициями или капитальными вложениями. Именно их мы будем рассматривать далее. Капитальные вложения (КВ) - это затраты, связанные со строительством или реконструкцией, расширением, модернизацией инвестируемого объекта, т.е. направленные на поддержание и увеличение основного капитала и прирост оборотного. Укрупненно эти затраты складываются из следующих составляющих: затрат на приобретение или аренду земли, подготовку строительной площадки, в проектно-конструкторские работы, затрат на приобретение лицензий, машин и оборудования, его доставку и монтаж, на строительство зданий и сооружений основного и вспомогательного назначения (СМР), затрат на создание или прирост оборотных средств, необходимых для нормального функционирования предприятия, непредвиденные расходы. Затраты на капитальный ремонт в инвестиции не включаются. За счет КВ осуществляются следующие виды капитальных работ: новое строительство - это строительство предприятий, зданий и объектов на новых площадках по первоначально утвержденному проекту. Расширение действующих предприятий - это строительство вторых и последующих очередей, а также новых основных и вспомогательных цехов, осуществляемое с целью увеличения объема производства на существующих площадях или примыкающих к предприятию площадках. (В отличии от нового строительства эти объекты не будут самостоятельными). Реконструкция действующих предприятий - это переустройство производства с целью замены физически и морально изношенного оборудования новым, более прогрессивным, ликвидации "узких мест", повышения культуры производства. Как правило, она осуществляется без расширения основных площадей и без привлечения дополнительной рабочей силы. Техническое перевооружение - это процесс повышения технического уровня отдельных участков производства путем внедрения новой техники и технологии, модернизации оборудования, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Эффективность КВ во многом зависит от их структуры. В зависимости от признаков, положенных в основу классификации, структура КВ подразделяется на : отраслевую, технологическую, воспроизводственную и по формам собственности. Отраслевая структура характеризует распределение КВ по отраслям. Прогрессивной тенденцией ее изменения является увеличение удельного веса КВ в перерабатывающие отрасли и соответствующее снижение - в добывающие. Это достигается за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, т.к. ресурсосбережение обходится в 2-3 раза дешевле, чем дополнительная добыча первичных видов сырья и топлива, и потому способствует повышению эффективности производства. Технологическая структура характеризует распределение КВ между их основными составляющими, т.е. затратами на СМР, затратами на приобретение машин и оборудования и прочими затратами, т.е. показывает, какая часть КВ тратится на создание пассивной и активной части ОПФ. Прогрессивной тенденцией изменения этой структуры КВ является увеличение удельного веса затрат на создание активной части ОПФ, т.к. это обеспечивает рост Фо. Воспроизводственная структура КВ - это распределение их по основным формам воспроизводства ОПФ: на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Источниками инвестиций являются: 1) собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки), а также привлеченные средства (средства от продажи акций, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе), 2) ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе, 3) иностранные инвестиции в форме участия в уставном капитале совместных предприятий, 4) различные формы заемных средств, в т.ч. кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, кредиты банков, инвестиционных фондов, поставщиков, облигационные займы, векселя и т.д. Первые 3 группы источников образуют собственный капитал предприятия. Эти суммы не подлежат возврату. Инвесторы, предоставившие по этим каналам свои средства, участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Четвертая группа источников образует заемный капитал предприятия. Эти средства необходимо вернуть на определенных заранее условиях (сроки, %). Инвестор в доходах от реализации проекта не участвует. Каждый из рассмотренных видов инвестиций характеризуется своим уровнем дохода, степенью финансового риска, мерой защиты от убытков, наличия привилегий.
13 Инвестиционный проект. Определение финансовой состоятельности проекта и оценка его экономической эффективности
Инвестирование предполагает составление и оценку плана развития событий по мере достижения желаемого результата. Такой план называется инвестиционным проектом. Он лежит в основе принятия решения о целесообразности инвестиций. Содержание (направление) инвестиционных проектов может быть следующим: разработка и освоение новой продукции, совершенствование технологии и оборудования, улучшение качества выпускаемой продукции, утилизация отходов, ВЭР, повышение экологической безопасности производства, предоставление разного рода услуг (консультационных, информационных и др.). Реализация проектов требует привлечения инвестиционных ресурсов, которые всегда ограничены. Поэтому необходима оценка ожидаемых результатов, сопоставление их с затратами, т.е. оценка эффективности проекта. Поскольку предприниматель выступает как самостоятельный товаропроизводитель в сложном и постоянно меняющемся рыночном окружении, постольку и оценка любого проекта должна учитывать особенности функционирования рынка. К ним относятся: 1) Подвижность многих параметров проекта. Это делает необходимым учитывать возможность изменения спроса, а, значит, и изменение выпуска продукции; изменение издержек производства; расчет эффекта и затрат за длительный период времени (10-15 лет = Тм ), 2) Неопределенность конечного результата, учет степени риска, 3) Субъективность интересов различных участников проекта (предприниматель – национальная экономика, предприниматель – собственник капитала, партнеры по реализации проекта). Несовпадение интересов участников проекта предполагает поиск компромиссов при формировании коммерческих соглашений (цен на продукцию, ставок арендной платы, процентных ставок, размеров дивидендов), а также использование различных показателей эффективности инвестиций: так коммерческая (финансовая) эффективность учитывает финансовые последствия для его участников; бюджетная эффективность отражает финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджетов; экономическая эффективность учитывает затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта. Этапы и разделы ТЭО: Любой проект, направленный на внедрение того или иного организационно-технического или хозяйственного мероприятия требует технико-экономического обоснования, основная цель которого сводится к определению организационно-технических возможностей, предпринимательской целесообразности и экономической эффективности требуемых для его реализации инвестиций. Структуру и содержание отдельных частей проекта определяет разработчик. Он отвечает за правильность и объективность полученных результатов. Для крупных проектов ТЭО включает несколько этапов. І этап сводится к выявлению возможностей реализации проекта. В нем излагается краткое описание проекта, носящее общий характер и базирующееся на обобщенных оценках, аналогиях и т.п. II этап называется "Предварительный выбор" и представляет собой ориентировочное (грубое) ТЭО. Точность получаемых оценок находится в пределах ± 20%. III этап завершающий – разработка полного ТЭО, которое служит базой для принятия окончательного решения. Точность оценок ± 10%. Полное ТЭО проекта включает в себя следующие разделы: 1) Исходные данные и условия. В этом разделе отражается собственно идея проекта, цели и задачи строительства нового, организация совместного или реконструкция действующего предприятия, отраслевая направленность, географические аспекты. 2) Рынок и мощность предприятия. В разделе указываются данные о сложившихся объемах производства, ведущих производителях, перспективах роста спроса на продукт, его конкурентоспособность. Дается прогноз сбыта и затрат на маркетинг. Результат раздела – примерная производственная программа, включая утилизацию отходов, и расчет N. 3) Расположение предприятия. Этот раздел включается в ТЭО, если проект предусматривает строительство нового объекта. В нем обосновывают выбор района и конкретной площадки строительства. Основным итогом раздела является расчет стоимости земельного участка или арендной платы, компенсационных выплат, связанных с переносом существующих объектов и т.п. 4) Материальные факторы производства. В данном разделе оценивается приблизительная потребность в сырье, материалах, энергии. Выявляются возможные поставщики. Основной итог – расчет годовых издержек на материальные факторы производства. 5) Проектно-конструкторская документация. Основой выполнения данного раздела служит аналитический обзор, в результате которого выбирают технологическую схему производства, технологические расчеты. Если проектом предусматривается реконструкция действующего производства, то анализируют профиль производственной мощности, выявляют "узкие" места и предлагают мероприятия по их "расшивке". Составляется спецификация оборудования, в том числе подлежащего замене, приводится информация о необходимых НИОКР, лицензиях. Результатом этого раздела является расчет стоимости оборудования, зданий и сооружений, приобретаемых лицензий и общей суммы КВ по вариантам. 6) Трудовые ресурсы. Для нового цеха или предприятия оценивается предполагаемая потребность в трудовых ресурсах с разбивкой по категориям (руководители, специалисты, рабочие). Для реконструируемого объекта рассчитывается изменение численности работающих. Итогом раздела является расчет годового фонда оплаты труда, среднегодовой заработной платы и Пт. 7) Организация предприятия и накладные расходы. При проектировании нового объекта разрабатывается приблизительная организационная структура (производственная, сбытовая, управленческая). Итог раздела – смета накладных расходов. 8) Планирование сроков осуществления проекта. В этом разделе приводится примерный график осуществления проекта и рассчитывается смета расходов на его реализацию в соответствии с графиком. 9) Финансово-экономическая оценка проекта. Это один из важнейших разделов ТЭО, на основе которого принимается окончательное решение о реализации проекта или отказе от него. Раздел включает в себя: сведения об общих инвестициях (их состав мы уже рассматривали); данные об источниках и условиях финансирования (кто, сколько, на каких условиях), информацию о размере производственных издержек (их состав и классификацию мы изучили); сведения о денежных потоках, финансово-экономические показатели проекта. Эффективность инвестиций оценивается с помощью системы показателей. При этом используют две группы методов оценки эффективности инвестиций: упрощенные (статические) методы и методы, основанные на дисконтировании (динамические). В первой группе чаще всего используется два показателя: 1) простая рентабельность инвестиций или простая норма прибыли (абсолютная экономическая эффективность КВ) Р=П/К. В качестве эффекта при обосновании эффективности затрат в действующее производство принимают прирост прибыли или экономию от снижения себестоимости- срок окупаемости или период возврата КВ: Ток=К/П+Ам год. Такие показатели используются при обосновании целесообразности инвестиций в организационно-технические мероприятия, направленные на совершенствование действующего производства (например, замену действующего оборудования новым). Эти мероприятия, как правило, требуют относительно небольших КВ и осуществляются в течение года. Расчетная величина Р сравнивается со средним уровнем доходности. Вторая группа показателей: динамические, основанные на дисконтировании. Это: 1) Чистая текущая (дисконтированная) стоимость:
[млн. руб.] где Кt – инвестиции (КВ) или остаток денег в t-ом году, П t – прибыль или приток денег в t-ом году, α t – коэффициент приведения (дисконтирования) денег t года к году начала реализации проекта. Если NPV>0, то инвестиции экономически целесообразны. NPV – это интегральный экономический эффект от реализации проекта. Если выбирают проект для реализации из нескольких, то одним из критериев является NPV→ max. . 2) Рентабельность инвестиций, рассчитанная с учетом фактора времени Р = . Она рассчитывается по годам и в целом по проекту.3) Внутренний коэффициент эффективности (внутренняя норма доходности инвестиций). Он рассчитывается по отдельным проектам и прогнозируется на весь срок его функционирования. Для этого рассчитывают пороговое значение ставки дисконтирования, при котором NPV=0. Определить rпорог. можно подбором, рассчитывая NPV при разной величине r или графически. Экономический смысл порогового значения r – это максимальная ставка платы за привлекаемые источники финансирования проекта, при которой он остается безубыточным. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то IIR – это верхняя граница допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным. Проект считается эффективным, если процентная ставка дисконтирования ниже ее порогового значения, т.е. если r п р. < r п орог. 4) Максимальный денежный отток – это наибольшее отрицательное значение NPV, рассчитанное нарастающим итогом (К max). Этот показатель отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источниками финансирования. 5) Точка безубыточности (критический объем производства). Методы ее определения мы рассматривали ранее. . 6) Срок окупаемости КВ с учетом фактора времени. Он представляет собой количество лет, в течение которых сумма дисконтированных прибылей будет равна сумме дисконтированных капитальных затрат. .
14 Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта, его состав и краткое содержание разделов
Составление бизнес-плана на основе своей идеи
1) Схема реализации идеи собственно бизнес-план, вбирающий в себя общую схему
реализации идеи;
2) Маркетинговый план, показывающий реальную основу
предлагаемой к реализации идеи;
3) План организации производства
4) Финансовый план, свидетельствующий о наличии финансовых ресурсов, достаточных для начального этапа реализации идеи, а также о коммерческой целесообразности начала производства (если ожидается финансовый эффект — прибыль).
Бизнес-план составляется на период от одного года до 3-5. За рубежом принято составлять на 3-5 лет, причем первый год анализируется в помесячной разбивке, второй – поквартальной, последующие – анализируются по итогам года. Наша с вами задача составить план на год в помесячной разбивке.
1. Схема реализации идеи.
А) выбор товара;
Б) оценка рынка сбыта – прогноз сбыта с учетом прогноза развития отрасли. Это потенциальный , общий прогноз на основе общих данных, которые можно получить из финансовых отчетов администрации, вложений в бюджет, сообщений министерств о обращающихся в их отраслях средствах и т.п. Прогноз развития отрасли – это общие рыночные тенденции (например плоские телевизоры мониторы вытесняют объемные, DVD вытесняет видеомагнитофоны и пр.)
В) определение сегмента рынка и его потенциальной емкости. В этом случае определяем категорию потребителей товара или услуги, наличие конкурентных товаров, ваших преимуществ. В этом случае важно все – от формы подачи товара (или услуги) до её упаковки и прочих нюансов.
Емкость сегмента определяется по следующим показателям:
- сколько вы сможете продать за определенный период времени;
- сколько люди смогут купить;
- как покупательская способность изменяется в течение времени в зависимости от стабильного колебания спроса или в зависимости от внешних экономических обстоятельств (падение спроса на данный товар вообще из-за прихода нового, форс-мажор, например, дефолт).
Г) оценка конкурентов. Очень дотошно, потому что, во – первых, их опыт, как положительный, так и отрицательный – это ваш опыт. Его необходимо брать на вооружение. Во-вторых, вам необходимо определить «лазейку», через которую вы попадете на рынок, для этого недостатки партнеров вы используете как свое преимущество. Если, после тщательного анализа, подобной лазейки не обнаружится, то выход на рынок будет сопряжен с большим финансовым риском, иными словами риском разорения. Составьте список конкурентов и их основные положительные и отрицательные характеристики – вам часто в разговоре с покупателями или поставщиками придется к ним возвращаться. Ваша компетентность будет характеризовать вас как грамотного партнера.
Какие примерно позиции важно рассмотреть:
- кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?
- как обстоят дела ваших конкурентов в финансовом плане и плане производственного обеспечения?
- много ли внимания уделяется ими рекламе?
- в чем преимущества их продукции?
- уровень их цен, от чего он зависит, т.е. их ценовая политика.
2. План маркетинга.
А) схема распространения товара /для производителей/– продавать свой товар через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; (постоянные трансакционные издержки – звонки, поездки, переговоры, приглашения в ресторан, поздравления с праздниками и днями рождений и пр.)
Б) методы ценообразования – определят цены на свои товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства собираетесь реализовывать;
В) маркетинговые акции /реклама, промоушн-акции, участие в выставках спонсорство и пр.) – как организовывать рекламу и рекламная стратегия;
Г) методы стимулирования продаж – добиваться постоянного роста продаж за счет расширения района сбыта или новых форм привлечения покупателей;
Д) способы организации послепродажного обслуживания /сервисного/ (для технических товаров)
Е) формирование общественного мнения («паблик рилейшнз») – добиваться хорошей репутации товаров или собственно фирмы.
А) существуют прямые каналы товаропродвижения и косвенные. Первые используются тогда когда фирма имеет дело непосредственно с конечным покупателем. Это приемлемо для предприятий с ограниченным рынком сбыта или весьма специализированным (например, специальные детали для какой-либо конечной продукции, машин, кораблей и пр.). Это касается также сферы услуг. Вторые в случае, если фирма производит товар для потенциально обширного неспециализированного рынка и имеет широкий рынок сбыта.
Б)
Для бизнеса можно выделить следующие основные подходы:
- определяет уровень своих затрат;
- узнаем среднерыночную стоимость нашей продукции;
- на основе вышеизложенного определяем примерный уровень собственных цен. Это зависит от того, производим мы товар или оказываем услуги, т.к. товар находится в более жестких конкурентных условиях; хотим ли мы заложить люфт для последующих скидок и в каком размере.
Условно методы установления цен можно разбить на три:
- Затратный. Фирма определяет свои затраты и только на основе этих голеньких расчетов назначает цену , включающую желаемую прибыль. Реально при отсутствии конкуренции.
- «Глупое следование за конкурентом». Ориентируемся на среднерыночную цену. Реально для маленьких предприятий, у которых крупные конкуренты. Позиция в бизнесе достаточно слабая, хотя и реальная.
- Затратно-маркетинговый. Цена образуется на основе маркетинговых исследованиях и сложных подсчетов на перспективу.
В) реклама
3 План производства и организации.
1 часть. Производство.
А) где будут изготавливаться товары – на действующем или вновь создаваемом предприятии(вы можете договорить об изготовлении одной фирмой на её площадях и в последующем реализовать товар. Это приемлемо на стадии формирования первоначального капитала).
Б) какие потребуются производственные мощности? (какое оборудование и сколько его потребуется, транспортные средства и пр. элементы, составляющие основные фонды). Сумма, требуемая на запуск предприятия/бизнеса;
В) сколько товара или услуг планируется производить за отчетный период (число товарных единиц, согласно закупаемому оборудованию или количество продаваемых за отчетный период услуг);
Г) выбор местоположения (где располагается Ваше предприятие и/или офис). Обоснуйте выбор;
Д) где, у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы, комплектующие?
Источники сведений о поставщиках:
- каталоги, специализированные журналы;
- выставки и иные способы их презентации;
- товарные биржи (понятие фьючерса –
● Фьючерс - договор о поставке и оплате товара к определенной дате по цене в момент заключения сделки, а не в момент исполнения договора. Например, можно продать будущий урожай апельсин или объем минерального сырья из планируемого месторождения. Могут принести большие дивиденды, могут разорить).;
- Сведения от торговых агентов;
- дружеские рекомендации.
Основные предъявляемые требования:
- надежность (своевременность поставок и качество)
- стоимость.
Е) характеристика поставщиков из п.В.
Ж) предполагается ли производственная кооперация?
З) возможно ли лимитирование объемов поставок ресурсов или производства?
2 часть Организация.
А) Выбор и обоснование организационно-правовой формы деятельности.
Хочу напомнить, что при наличии одного хозяина возможна ОПФД только ООО или без образования юр. лица - ИП.
Важный момент на сегодня – процедура ликвидации ИП гораздо проще в юридическом смысле. Но есть нюанс – выход в среду крупного или среднего бизнеса потребует перехода из ИП в какую-либо ОПФД.
В связи с ОПДФ или ИП произвести выбор формы налогообложения и привести размер налоговой ставки (например, 18% НДС и 24% налог на прибыль).
Б) схема организации производства, т.е. из каких подразделений состоит, имеет ли филиалы, разнесены ли пространственно производство и управленческие структуры и пр.
В) штатное расписание – какие должности заявлены и сколько штатных единиц у вас находится на определенных должностях. На этой основе формируется фонд заработной платы.
4. Элементы финансового плана.
А) Составляем список затрат на организацию производства и подсчитываем амортизационные отчисления (отчетный период и размер отчислений определяем сами). Т.е. распишем основные единовременные затраты на покупку необходимых ОПФ (в т.ч. недвижимость) и их размер.
Б) определяем источники финансирования. Если это банковский кредит – то указываем сумму, на какой срок кредит выдан и процентную ставку.
В) составляем схему издержек производства, в т.ч. плата за аренду недвижимости, если таковая предполагается.
Г) составляем схему доходов на основе определенной нами цены и всех возможных поступлений.
Д) на основе схемы распределения выручки предприятия составляем годовой финансовый отчет с разбивкой по месяцам, куда войдут все налоговые отчисления (НДС, налог на прибыль, или налоги по ставкам «упрощенки» или «вмененки»), выплата кредита, амортизационные отчисления.
Если рентабельность предприятия наступает в период больший, чем год, составляем отчет до этого момента.
Точку безубыточности не рассчитываем, это прерогатива ТЭО. Мы рассмотрим момент наступления рентабельности (т.е. срок окупаемости затрат) производства и реальный уровень прибыли.
● Под сроком окупаемости понимается период производства, в те-чение которого предприниматель полностью возвращает (за счет результатов производственной деятельности) весь объем инвестированного капитала.
Важно учитывать, что система скидок – установившаяся рыночная практика и цена всегда должна быть несколько выше предельной, для сохранения возможности лавирования и предоставления поощрительных скидок (при быстрой проплате, например) или скидок за покупку большой партии покупателям. Эти скидки формируются из реально сэкономленных средств за счет сокращения срока банковского кредита (быстрая проплата, экономия на укорочении срока обслуживания счета банком) или хранения товара на складах.
В нынешних условиях в российской практике используются два варианта документального оформления процесса реализации предпринимательского проекта — бизнес-план или технико-экономическое обоснование.
15 Организационно-правовые формы предприятий и организаций ПД
Организационно-правовые формы
Организационно-правовые форма любого предприятия определяется главным образом следующими признаками:
1. Форма собственности имущества данного предприятия.
Существует 2 формы собственности: частная и государственная, каждая из которых имеет свои разновидности. Например: частная собственность может быть семейной, индивидуальной, коллективной (групповой). Государственная собственность может быть федеральной (общегосударственной), республиканской (т.е. собственность республик, входящих в РФ) и муниципальной (собственность местных органов управления).
2. Принципы формирования основного капитала.
Уставной капитал любого предприятия может формироваться различными путями, в том числе за счет государственного финансирования, личных средств отдельных физических лиц или групп физических лиц, акционирования и т. д. В зависимости от этого производится распределение получаемой прибыли или дивидендов.
3. Форма организации предприятия.
4. Мера ответственности по обязательствам отдельных учредителей или акционеров предприятия.
а) Государственное (казенное) предприятие. Оно основано на государственной форме собственности, т.е. учреждается органами управления государственным имуществом РФ и входящих в нее республик, автономных областей, краев. Государство несет полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности таких предприятий. Они гарантированы от банкротств. Убытки возмещаются за счет бюджета через дотации, льготные кредиты. Для государственных предприятий коммерческая функция (получение прибыли) несущественна, однако у прибыльных предприятий государство может изымать часть прибыли для обеспечения работы нерентабельных объектов и покрытия др. бюджетных нужд. Государственные предприятия не платят налог на прибыль , все их доходы и расходы проходят через бюджет.
б) Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения - это организационно - правовая форма государственного предприятия, сочетающего черты коммерческого и государственного предприятия. Оно образовано в форме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству. В процессе формирования рыночных отношений доля собственности существенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной частной собственности. В связи с этим возникли такие организационно-правовые формы предприятий, как:
в) Индивидуальное (семейное) частное предприятие. Имущество его формируется за счет имущества отдельного гражданина (или его семьи), полученных доходов и др. источников. Такое предприятие не является юридическим лицом. Хозяин отвечает по долгам не только средствами, вложенными в дело, но и всем своим личным имуществом.
г) Акционерные общества - это добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, создаваемые для совместной хозяйственной деятельности. Обязательным условием является внесение некоторого материального вклада в уставной капитал общества. Непременным принципом АО является ограниченная ответственность его членов. Это означает, что акционеры не несут никакой личной и имущественной ответственности по обязательствам общества. Их ответственность ограничивается личным вкладом в уставной капитал. Акционеры имеют право на получение ежегодного дохода-дивиденда. Личное участие в деятельности этого предприятия необязательно. Оно может быть сведено к участию в управлении к присутствию на общих собраниях. Различают АО открытого типа (это наиболее распространенная форма), акции распространяют по открытой подписке, и АО закрытого типа (акции распространяются по закрытой подписке среди определенного круга лиц).
д) Товарищества - это объединения лиц для совместной хозяйственной деятельности, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности (полное товарищество и товарищество на вере, не требующее непосредственного участия учредителей в их деятельности).
е) Производственные кооперативы (артели), также основанные на личном участии членов кооператива в производственной деятельности. Основой распределения доходов кооператива является трудовой вклад каждого его члена в конечный результат.
Таким образом, предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Государство
Партнер Предприниматель Потребитель
Наемный работник
Рис. 1. Субъекты предпринимательской деятельности
Объект предпринимательской деятельности - чаще всего связан с предпринимательской идеей. Объектом может быть товар, продукт, услуга, то есть то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения и использования.
Целью предпринимательской деятельности, таким образом, является производство и предложение рынку такого товара, который бы вызвал на рынке интерес и принес предпринимательскую прибыль.
Формы предпринимательской деятельности:
1. Производственная
а) может быть ориентирована на производство традиционных товаров, но с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с организацией производства, или применением качественных характеристик производимого товара;
б) может носить инновационный характер (разработка и передача непосредственным товаропроизводителям новой техники и технологии (инжиниринговая, консультационная, конструкторская деятельность)
2. Посредническая предпринимательская деятельность позволяет в самые сжатые сроки совместить экономические интересы производителя и потребителя. Включение посредника в отношения между производителем и потребителем сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит увел. рентабельность производства. К посредникам относятся:
1. Агенты по сбыту, закупкам, брокеры, оптовики: например,
дистрибьютор - это посредник, специализирующийся на приобретении товаров у производителей и реализующих их своим постоянным клиентам;
дилер - посредник, осуществляющий перепродажу товаров от своего имени и за свой счет;
маклер - это посредник, который сам не участвует в заключении сделки, только указывает на возможность ее заключения.
3. Биржевое предпринимательство- это также своего рода посредническая деятельность. Это особая форма оптовой торговли. В зависимости от профиля деятельности биржи подразделяются на следующие виды:
а) товарная биржа - специализируется на оптовой торговле массовыми товарами;
б) фондовая биржа - специализируется на купле-продаже ценных бумаг;
в) валютная биржа - операции по купле-продаже золота и валюты;
г) биржа труда (купля-продажа рабочей силы)
4. К особым формам предпринимательской деятельности относится торговля недвижимостью или риэлтерский бизнес.
5. Предпринимательство в финансовой сфере занимает особое место в предпринимательской деятельности. Оно с одной стороны относится к категории посреднической деятельности, а с другой к оказанию услуг, без которых осуществление любой деятельности становится практически невозможным.
Предпринимательство в финансовой сфере осуществляется банкирами и финансистами за счет учреждения банков, инвестиционных компаний и фондов.