Выбор метода и мер (инструментов) управления риском;

Методы управления рисками могут быть разделены на две группы:

· юридические (передача риска);

· технико-экономические (сохранение риска).

Юридические методы основаны на передаче части выявленных рисков другому лицу на основании определѐнной нормы права. К юридическим относятся следующие методы:

· передача риска по контракту другой организации в том случае, если величина возможного риска неприемлема для предприятия;

· установление залога (предметом залога может быть, за некоторыми исключениями, любое имущество и имущественные права);

· установление неустойки на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства;

· поручительство и банковская гарантия;

· страхование.

Технико-экономические методы:

· установка специальных технических устройств;

· самострахование – признание возможного ущерба в случае недоступности других способов его минимизации или в случае малой вероятности риска (убытки покрываются из резервного страхового фонда предприятия);

· объединение риска – распределение его между несколькими участниками так, чтобы вероятность убытков для каждого из них была несущественной;

· получение исчерпывающей информации о платѐжеспособности партнѐров, совершаемых ими операциях и об условиях осуществления проекта.

Предотвращение и контролирование риска (разработка и реализация мер снижения рисков)

Деятельность по предотвращению и контролированию рисков включает в себя:

· мониторинг рисков;

· прогнозирование рисков;

· информирование руководства о грозящих опасностях и выработка рекомендаций в связи с этим;

· специальные организационно-технические мероприятия в рамках программ предотвращения и контролирования рисков (обучение персонала, внедрение систем электронного контроля оборудования и др.).

Финансирование риска.

Финансирование риска осуществляется в случае нецелесообразности превентивных мероприятий из-за высоких затрат на них и фактически подразумевает применение страхования и самострахования.

Финансирование риска во многих случаях не исключает, а предполагает одновременное использование метода предотвращения и контролирования рисков. В договорах страхования по многим видам рисков содержатся статьи, предусматривающие осуществление страхователем необходимых превентивных мер (противопожарных, по технике безопасности, по хранению имущества, по ремонту оборудования и т. д.).

Оценка результатов

Итог деятельности в области риск-менеджмента в рамках данного мероприятия; проводится на базе широкого массива собранной информации и имеет целью корректировки методик анализа риска, оценку эффективности использования отдельных инструментов риск-менеджмента, эффективности затрат на управление рисками в целом. Рекомендации и выводы, полученные в ходе оценки результатов, используются при реализации последующих решений в коммерческой деятельности.

Самое главное в любом анализе – принятие управленческого решения по результатам.

В основе управления рисками проекта лежит так называемая концепция приемлемого риска, которая подразумевает невозможность полного устранения потенциальных причин, которые могут привести к нежелательному развитию событий и в результате – к отклонению от выбранной цели. Она же: принцип ALARA (As Low As Reasonable Achievable). «Если нельзя выбрать абсолютно безопасный проект, то необходимо стремиться к достижению такого уровня безопасности, который можно счесть для него приемлемым».

Управление рисками осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта с помощью мониторинга, контроля и необходимых корректирующих воздействий. Оценка результатов управления рисками проводится с целью применения полученных выводов для последующих решений в области риск-менеджмента проекта.

Наши рекомендации