Выбор и основание метода, разработка моделей совершенствования управления учебным процессом.

Заместитель директора ОСУЗ по учебной работе решает сегод­ня большие и ответственные задачи. Так, в Положении о средних, специальных, учебных заведениях в его функции входят вопросы, связанные с состоянием учебно-воспитательной и методической работы, с организацией производственного обучения учащихся, с организацией работы по повышению квалификации преподавателей, учебно-воспитательного персонала, а также вопросы, связанные с работой по повышению квалификации специалистов, работающих в различных отраслях народного хозяйства.

Заместитель директора по учебной работе:

- организует текущее и перспективное планирование; деятельность педагогического коллектива;

- координирует учебную, методическую работу преподавателей по выполнению учебных планов и программ

- координирует разработку необходимой учебно-методической документации

- в период отсутствия директора исполняет его обязанности;

- организует учебно-воспитательную работу;

- осуществляет контроль за учебной нагрузкой, посещаемостью и успеваемостью обучаемых;

- несёт ответственность за расписание учебных занятий;

- направляет и координирует работу предметных (цикловых) комиссий;

- направляет, координирует и корректирует работу преподавателей, утверждает их планы работы, анализирует отчёты;

- участвует в подборе и расстановке педагогических кадров;

- организует повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей;

- организует взаимопосещение занятий и открытые занятия преподавателей непосредственно и с помощью видео;

- обеспечивает своевременное составление установленной отчётной документация;

- вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса.

- принимает меры по оснащению учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотеки я методического кабинета учебно-методической и художественной литературой, журналами, газетами;

Управленческая деятельность заместителя директора по учебной работе строятся на особых управленческих принципах. Эти принципы были впервые спроецированы на педагогическую деятельность известным специалистом по проблеме управления воспитанием учащихся профессором, доктором педагогических наук Ароновым Аркадием Алексеевичем.

Назовем эти принципы:

- принцип объективности;

- принцип основного звена управления;

- принцип отраслевого и территориального управления;

- принцип оптимальности, эффективности управления.

Определим содержание каждого принципа, соотнеся его с деятельностью заместителя директора по учебной работе.

Так, принцип объективности предполагает хорошее знание администратором психологических и индивидуальных особенностей педагогов, учёт их возраста, педагогического опыта, уровня педагогического мастерства; планирование и осуществление работы педагогического коллектива с учетом педагогического потенциала всех и каждого в отдельности; наличие конкретной учебно-материальной базы.

Особо следует остановиться на учёте уровня педагогического мастерства преподавателей. Руководитель должен иметь полное представление об этом уровне, а как это сделать? Педагогическая практика подсказывает нам несколько подходов: это и наблюдение за работой непосредственно (на занятиях) и опосредованно как бы со стороны, изучая отклики студентов, анализируя результаты их обучения; это и беседа с преподавателем, я знакомство с его календарно-тематическим и поурочными планами; и анализ оформления методических материалов, подготовленных преподавателем; и качество оформления им своего кабинета; и выступление па заседании предметной (цикловой) комиссии, и на педсовете и т.п. Но наиболее полное представление о работе педагога все же заместитель директора получает именно непосредственно - на его занятии.

1.3Требования к модели образовательного мониторинга

Модель образовательного мониторинга образовательных учреждений среднего профессионального образования (УО СПО) состоит из трёх основных составляющих:

· Содержание профессиональной подготовки

· Усиление образовательной деятельности

· Качество профессионального образования

Содержание профессиональной подготовки:

-структура образовательной деятельности ОУ СПО

-содержание образовательной деятельности по реализации требований ГОС СПО в формировании основных компетенций специалиста.




Структура Таганрогского авиационного колледжа им. В.М.Петлякова(схема1)

Выбор и основание метода, разработка моделей совершенствования управления учебным процессом. - student2.ru

В ГОС СПО (Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования) изменена структура государственных требований.

В раздел «Общая характеристика специальности» введена квалификационная характеристика выпускника, детализирован круг задач по видам деятельности, к которым готовится выпускник, обозначены возможности продолжения образования выпускника, введены требования к уровню подготовки абитуриента.

В разделе «Требования к уровню выпускника по специальности»:

· пересмотрены общие требования к образованности выпускника; усилен позитивный воспитательный потенциал содержания образования, введены базовые компетенции, обеспечивающие готовность выпускника к жизнедеятельности в постоянно изменяющемся мире, к постоянному профессиональному самоопределению и личностному росту;

· профессионализированы требования к естественно-научной подготовке;

· унифицированы требования к общепрофессиональной подготовке, в том числе в части формирования экономической, правовой, управленческой, коммуникативной и информационной культуры.

· изучается мониторинг социально-профессиональных карьер выпускников, их трудоустраиваемости на отечественных иностранных рынках труда.

Усиление образовательной деятельности

Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение образовательного процесса

Первостепенной задачей колледжа по введению в действие новых образовательных стандартов важно было провести целенаправленную работу по глубокому и всестороннему освоению государственных требований, особенно по качественному проектированию профессиональных образовательных программ по всем специальностям, которые реализуются в колледже.

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО направлен на решение задач, обеспечивающих:

· заданный уровень образования;

· единство содержания образования и требований к организации образовательного процесса;

· академические свободы учебного заведения и формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса;

· контроль за результативностью системы образования и качеством образования в ней.

Основная профессиональная программа по специальности разрабатывается на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (гостребования) и включает себя требования образовательного учреждения к уровню подготовки выпускника по специальности. рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, рабочую программу производственной (профессиональной) практики, программу итоговой государственной аттестации.

Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса.

В связи с введением ГОС СПО второго поколения изменились требования к качеству образования студентов колледжа. Методы решения этой проблемы содержатся в системе уровневой дифференциации. Главная ее особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям студентов: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который удовлетворяет требованиям Государственного стандарта СПО. На его основе формируется повышенный уровень овладения курсом, позволяющий студенту решать более сложные задачи, творчески подходить к проблеме. Реализация

уровневого подхода требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения - модульной технологии.

Модульная технология обучения(схема2) Выбор и основание метода, разработка моделей совершенствования управления учебным процессом. - student2.ru

Предполагаемая технология обучения требует обновления материально-технической базы колледжа: компьютерные классы с локальной сетью, оснащение кабинетов и лабораторий компьютерами, необходимой видеотехникой, программными продуктами.

Выбор и основание метода, разработка моделей совершенствования управления учебным процессом. - student2.ru Выбор и основание метода, разработка моделей совершенствования управления учебным процессом. - student2.ru

Схема3

Кадровое обеспечение.

Наши рекомендации