Тенденции использования инструментов управления в деятельности отечественных и зарубежных компаний. Региональная специфика использования инструментов менеджмента в современных условиях.

Специфические черты российского менеджмента

1. Российская модель управления только начинает складываться и включает черты как западного так и восточного менеджмента.

2. В отличие от запада, где основой экономики является малый бизнес, в России одним из основных направлений поисков успешных направленцев становится укрупнение предприятий, которые гарантируют большую стабильность, позволяют сконцентрировать ресурсы для выхода на новые рынки и инновации.

3. Слабый интерес отечественных производителей к внутреннему рынку.

4. Наиболее эффективный стиль руководства авторитарный.

5. устойчиво растёт спрос на услуги внешних консультантов, создание целой сети консалтинговых и маркетинговых фирм.

6. Несмотря на кризис, предпринимательство в России развивается довольно высокими темпами.

7. Жёсткая структура управления (линейная или линейно- штабная), медленная обратная связь.

8. Приоритет корпоративных интересов над личностью.

9. Индивидуальная ответственность и направленность руководства, чёткое распределение обязанностей.

Для российских компаний в целом характерен милитаристский репрессивный стиль менеджмента.Он основан на поиске виновных и наказаниях, что приводит к разрыву довериямежду руководством и сотрудниками предприятий. Такой подход создает атмосферу страха, непонимания, что отнюдь не способствует эффективному управлению. Работники предпочитают просто умолчать о существующих проблемах, а не искать и пытаться устранить их. Дисбаланс ответственности, полномочий и взаимодействия приводит к производственным войнам и баррикадам. Как говорится, «конструктор и технолог ненавидят друг друга семьями». Иными словами, во многих российских компаниях руководство (включая конструкторов и отдел планирования) привыкло ставить заведомо невыполнимые задачи, реально осознавая, что они будут выполнены в лучшем случае наполовину. При этом руководство, ставя задачу, склонно резонно полагать, что чем выше требования оно установит, и чем строже будут карательные меры, тем более высокий результат оно получит в конечном итоге. В реальности все получается в точности наоборот. Исполнители (технологи, работники), прекрасно понимая нереальность запросов руководства, выполнят даже не половину, а лишь четверть задачи, а куда более значительную часть своей энергии потратят на выяснение отношений с руководством, на то, чтобы обосновать снижение требуемой нормы. Рано или поздно стороны приходят к компромиссу, причем исполнители, как правило, добиваются своего в силу того, что руководство обычно не владеет ситуацией и не может ее компетентно оценить.

В сложном сочетании разных подходов и школ управления произошло оформление «новой философии управления», ее еще называют политикой постфордизма, которая характеризует современный этап развития науки управления. «Новая философия управления» имеет три составляющие.

1. Концепцию группового сотрудничества, предполагающую улучшение трудового взаимодействия, ориентацию на работу в командах, проектных и целевых группах, создание благоприятного климата в коллективе, сотрудничество с администрацией.

2. Концепцию гуманизации труда, связанную с приспособлением техники к рабочему, улучшением условий труда, обогащением процесса труда, усилением творческих элементов в его содержании.

3. Демократизацию управления, которая заключается в переходе от жестких иерархических структур к плоским, гибким структурам; в делегировании вниз части управленческих полномочий, расширении самостоятельности и ответственности исполнителей в решении проблем, возникающих на рабочих местах.

Большинство крупных европейских компаний ориентировано на децентрализацию управления. Дочерние предприятия обладают финансовой и юридической самостоятельностью и несут ответственность за производство и сбыт закрепленной за ними товарной номенклатуры. Преимущества: гибкость управления, быстрая реакция на изменения рынка. В небольших компаниях учебе и повышению квалификации уделяют больше времени, чем в крупных. В состав советов директоров крупнейших промышленных компаний входят рабочие.

В число основных задач регионального менеджмента входят:

• обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и ка­чества жизни; • экономическая и социальная трансформация хозяйства ре­гиона, анализ, прогнозирование и программирование ре­гионального развития; • оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований; • обеспечение экологической безопасности в регионе, защи­та окружающей среды; • формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.




Наши рекомендации