Источники информации для экономического анализа

Информационное обеспечение экономического анализа – это система потоков нормативных, плановых, статистических, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации, содержащей сведения о результатах и условиях деятельности объекта исследования.

При этом информационное обеспечение аналитических исследований должно отвечать ряду следующих требований:

– аналитичность,

– объективность,

– единство информации, поступающей из разных источников,

– оперативность,

– рациональность (эффективность).

Состав, содержание и качество информации, привлекаемой для анализа, оказывает существенное влияние на качество его результатов. При этом центральное место в системе информационного обеспечения экономического анализа отводится отчетности. Отчетность – это система показателей, отражающих в сжатом виде результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятий за определенный период времени в табличном виде. При этом отчетность различают:

– статистическую и бухгалтерскую;

– внутреннюю и внешнюю;

– годовую и квартальную;

– первичную и сводную;

– консолидированную и сегментарную.

Виды источников информации:

Плановая информация (Все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, а также норма-тивные и сметные материалы),

Учетная информация (Данные, которые содержатся в документах бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также в отчетности организации)

Внеучетная информация (Документы, которые регулируют хозяйственную деятельность организации, а также те источники, которые не относятся к плановым и учетным).

5. Анализ хозяйственной деятельности по субъектам управления

2.1 Технико-экономический анализ – изучает взаимодействие экономических и технических процессов и влияние их на результаты хозяйственной деятельности (финансовые и экономические показатели) 2.2 Финансово-экономический анализ – анализ выполнения финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявление резервов, увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности. 2.3 Аудиторский (бухгалтерский баланс) – экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Аудиторами дается оценка финансового состояния и финансовой устойчивости. 2.4 Социально-экономический анализ – проводят экономические службы, социологические лаборатории, статистические органы и изучают влияние соц. факторов на экономические результаты деятельности. 2.5 Экономико-статистический анализ – применяется для изучения массовых явлений на различных уровнях управления предприятий (отраслей) региона. Расчет и прогноз на уровне предприятия. 2.6 Экономико-экологический анализ – исследует взаимодействие экологических и экономических процессов. Не уделяется внимание экологии в России, хотя благодаря проведению экологических программ – льготные условия налогообложения.При проектировании – справка от экологов. 2.7 Маркетинговый анализ - применяется для изучения внешней среды функционирования предприятий, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности спроса и предложения, коммерческого риска; формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. В каждом конкретном случае выбирается тот или иной метод анализа.

7. Анализ хозяйственной деятельности по методике участия объектов и субъектов (пользователям).

По объектам: Сравнительный – сравнение отчетных показателей с планом текущего года, данных прошлых лет, передовых предприятий. Факторный – направлен на выявление величины влияния факторов на прирост результативных показателей. Диагностический (экспресс-анализ) – отражение закономерности развития, выявление типичные признаков, Маржинальный – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственных взаимосвязей, объема продаж, себестоимости и прибыли и деление затрат на постоянные и переменные. Экономико-математический – при помощи него выбирают наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства Стохастический – дисперсионный, корреляционный, компонентный анализ – он выявляет зависимость между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятия. Функционально-стоимостной – метод выявления резервов базируется на функциях и сориентирован на оптимальный метод, его назначение – выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей. По субъектам (пользователям) § внутренний анализ – спец. финансовый менеджер использует для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления в производственной, коммерческой и финансовой деятельности § внешний анализ – проводится на основе финансово-статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами 8. Анализ хозяйственной деятельности по охвату объектов изучения и содержания программы
 
11. Анализ имущественного положения предприятия 1. Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия: Валюта баланса по активу (300 строка) Форма №1 2. Доля основных средств в активах: Отношение стоимости основных средств к валюте баланса. Форма №1 3. Доля активной части основных средств: Отношение стоимости активной части ОФ к общей стоимости ОФ. Форма №5 4. Коэффициент износа основных средств: Отношение величины износа основных средств к первоначальной стоимости основных средств. Форма №5 5. Коэффициент износа активной части основных средств: Отношение величины износа активной части основных средств к первоначальной стоимости активной части основных средств. Форма №5 6. Коэффициент обновления: Отношение первоначальной стоимости поступивших за период основных средств к первоначальной стоимости основных средств на конец периода. Форма №5 7. Коэффициент выбытия: Отношение первоначальной стоимости выбывших за период основных средств к первоначальной стоимости основных средств на начало периода. Форма №5 12. Показатели рентабельности и их анализ
1. Рентабельность затрат = прибыль от реализации / Полная себестоимость реализации продукции 2. Рентабельность производства = Выручка от продаж/Себестоимость всей продукции 3. Рентабельность продаж (по прибыли от продаж): прибыль от продаж / Выручка от реализации 4. Рентабельность продаж (по прибыли до налогообложения) = Прибыль до налогообложения /Выручка от реализации 5. Рентабельность продаж (по чистой прибыли) = чистая прибыль/Выручка от реализации 6. Рентабельность всего капитала = чистая прибыль(прибыль до налогообложения, Прибыль от реализации)/Средний итог валюты баланса 7. Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала 8. Рентабельность основной деятельности = прибыль от реализации / Затраты на производство и сбыт продукции 9. Рентабельность вложений в другие предприятия = Доход от участия в другой организации / Сумма краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений. 10. Период окупаемости собственного капитала = Средняя величина собственного капитала/чистая прибыль. Форма № 1,2 11. Рентабельность чистых активов = Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов 12. Коэффициент реинвестирования = Реинвестированная прибыль/Прибыль от обычной деятельности. 13. Коэффициент роста собственного капитала = Собственный капитал на начало периода/Собственный капитал на конец периода. 14. Коэффициент экономического роста = Коэффициент реинвестирования* Коэффициент роста собственного капитала *Коэффициент рентабельности собственного капитала 13. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности
Методика – совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Различают общую и частную методики. Любая методика содержит следующие моменты: 1. задачи и формулировки целей и анализа 2. объекты анализа 3. системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа 4. советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования 5. описание способов исследования изучаемых объектов 6. источники данных, на основании которых проводится анализ 7. указания по организации анализа (какие службы, лица будут проводить отдельные части исследования) 8. технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации 9. характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа 10. потребители результатов анализа В качестве важнейшего элемента методики ведения хозяйственной деятельности выступают технико-экономические приемы и способы анализа. К ним относят: 1. первичную обработку информации (проверка, группировка, систематизация) 2. определение влияния факторов на результаты деятельности предприятия 3. подсчеты неиспользованной перспективы резервов, увеличение эффективности производства обобщение результатов анализа и комплексной оценки для принятия управленческих решений

17. Анализ структуры и способы детермированного факторного анализа. Способы детерминированного факторного анализа:

1. Цепные подстановки

2. Индексный метод (динамика, закономерность)

3. Абсолютные разницы

4. Относительные разницы

5. Интегральный (когда влияние всех факторов дает какой-то результат)

6. Пропорциональное деление


Наши рекомендации