Источники информации для экономического анализа
Информационное обеспечение экономического анализа – это система потоков нормативных, плановых, статистических, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации, содержащей сведения о результатах и условиях деятельности объекта исследования.
При этом информационное обеспечение аналитических исследований должно отвечать ряду следующих требований:
– аналитичность,
– объективность,
– единство информации, поступающей из разных источников,
– оперативность,
– рациональность (эффективность).
Состав, содержание и качество информации, привлекаемой для анализа, оказывает существенное влияние на качество его результатов. При этом центральное место в системе информационного обеспечения экономического анализа отводится отчетности. Отчетность – это система показателей, отражающих в сжатом виде результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятий за определенный период времени в табличном виде. При этом отчетность различают:
– статистическую и бухгалтерскую;
– внутреннюю и внешнюю;
– годовую и квартальную;
– первичную и сводную;
– консолидированную и сегментарную.
Виды источников информации:
Плановая информация (Все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, а также норма-тивные и сметные материалы),
Учетная информация (Данные, которые содержатся в документах бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также в отчетности организации)
Внеучетная информация (Документы, которые регулируют хозяйственную деятельность организации, а также те источники, которые не относятся к плановым и учетным).
5. Анализ хозяйственной деятельности по субъектам управления
2.1 Технико-экономический анализ – изучает взаимодействие экономических и технических процессов и влияние их на результаты хозяйственной деятельности (финансовые и экономические показатели) 2.2 Финансово-экономический анализ – анализ выполнения финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявление резервов, увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности. 2.3 Аудиторский (бухгалтерский баланс) – экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Аудиторами дается оценка финансового состояния и финансовой устойчивости. 2.4 Социально-экономический анализ – проводят экономические службы, социологические лаборатории, статистические органы и изучают влияние соц. факторов на экономические результаты деятельности. 2.5 Экономико-статистический анализ – применяется для изучения массовых явлений на различных уровнях управления предприятий (отраслей) региона. Расчет и прогноз на уровне предприятия. 2.6 Экономико-экологический анализ – исследует взаимодействие экологических и экономических процессов. Не уделяется внимание экологии в России, хотя благодаря проведению экологических программ – льготные условия налогообложения.При проектировании – справка от экологов. 2.7 Маркетинговый анализ - применяется для изучения внешней среды функционирования предприятий, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности спроса и предложения, коммерческого риска; формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. В каждом конкретном случае выбирается тот или иной метод анализа. |
7. Анализ хозяйственной деятельности по методике участия объектов и субъектов (пользователям).
По объектам: Сравнительный – сравнение отчетных показателей с планом текущего года, данных прошлых лет, передовых предприятий. Факторный – направлен на выявление величины влияния факторов на прирост результативных показателей. Диагностический (экспресс-анализ) – отражение закономерности развития, выявление типичные признаков, Маржинальный – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственных взаимосвязей, объема продаж, себестоимости и прибыли и деление затрат на постоянные и переменные. Экономико-математический – при помощи него выбирают наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства Стохастический – дисперсионный, корреляционный, компонентный анализ – он выявляет зависимость между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятия. Функционально-стоимостной – метод выявления резервов базируется на функциях и сориентирован на оптимальный метод, его назначение – выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей. По субъектам (пользователям) § внутренний анализ – спец. финансовый менеджер использует для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления в производственной, коммерческой и финансовой деятельности § внешний анализ – проводится на основе финансово-статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами 8. Анализ хозяйственной деятельности по охвату объектов изучения и содержания программы
|
17. Анализ структуры и способы детермированного факторного анализа. Способы детерминированного факторного анализа:
1. Цепные подстановки
2. Индексный метод (динамика, закономерность)
3. Абсолютные разницы
4. Относительные разницы
5. Интегральный (когда влияние всех факторов дает какой-то результат)
6. Пропорциональное деление