Источники информации для экономического анализа

Для проведения комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности необходимо располагать соответствующими источниками информации.

Источники информации, используемые в процессе экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия делятся на собственные, содержащие сведения, сосредотачиваемые непосредственно на предприятии, и привлекаемые извне, как правило, на платной основе.

Собственные источники информации, в свою очередь подразделяются на три основные группы: плановые, учетно-отчетные и внеучетные.

К источникам информации планового характера относят:

1.Все разновидности планов, разрабатываемых на предприятии в т.ч.:

Ø бизнес- план (перспективный план);

Ø текущие планы;

Ø оперативные планы;

Ø технологические карты и т.д.

2.Нормативные материалы.

3. Сметы, ценники.

4. Проектные задания и др.

Источники информации учетно-отчетного характера:

1. Данные бухгалтерского учета и отчетности (дают до 70% информации для экономического анализа).

2. Данные статистического учета и отчетности.

3. Данные оперативного учета и отчетности.

Внеучетные источники информации включают:

1. официальные законодательные, подзаконные акты и другие официальные документы, которыми обязано руководствоваться предприятие в своей деятельности, в т.ч.:

Ø законы государства;

Ø указы Президента и Постановления Правительства;

Ø приказы и распоряжения вышестоящих, по отношению к предприятию, органов управления;

Ø акты ревизий и проверок;

Ø приказы и распоряжения руководителей предприятия и т.д.

2. Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения судебных органов, рекламации и т.п.;

3. Научно-техническая документация (публикации, отчеты по НИР и т.п.);

4. Решения общих собраний коллектива предприятия и его отдельных подразделений;

5. Материалы изучения передового опыта, данные о работе предприятий-конкурентов, полученные из СМИ и других источников;

6. Техническая и технологическая документация;

7. Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (фотография рабочего дня, хронометраж и т.п.);

8. Устная информация, полученная во время деловых встреч с членами трудового коллектива, представителями других предприятий.

Источники информации для экономического анализа могут быть классифицированы и по другим признакам.

В частности, по отношению к объекту исследования информация делится на:

1. Внутреннюю (закрытую, конфиденциальную) информацию6

- данные бухгалтерского учета, и форм № 3,4,5,6 бухгалтерской отчетности;

- данные конкретного статистического учета и отчетности;

- данные оперативного учета;

- нормативные данные разрабатываемые на предприятии и др.

2. Внешнюю (открытую, публичную) информацию:

- данные публичной бухгалтерской отчетности (форм № 1 и № 2);

- данные статистических сборников;

- данные, полученные из периодической и специальной печати и т.д.

К информации привлекаемой для проведения экономического анализа предъявляется ряд требований:

Ø аналитичность информации;

Ø достоверность её;

Ø оперативность информации;

Ø сопоставимость её и др

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы предмет и область комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности?

2. Чем обеспечивается комплексность экономического анализа?

3. Каковы объекты и субъекты комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности?

4. Назовите принципы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности.

5. Раскройте метод и основные технические приемы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности.

6. Чем отличается управленческий анализ от анализа финансового?

7. Источники информации комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности.

Глава 2. Анализ производства и реализации продукции

Общие положения

Основной целью деятельности коммерческого предприятия является получение максимально возможной прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг). И в сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение.

В то же время производство и реализация продукция явления взаимосвязанные и взаимозависимые. Без производства продукции не будет и реализации, но и без реализации производство бессмысленно.

Какую продукцию производить, для кого производить, сколько производить, где и по какой цене продавать решения принимают основываясь на результаты маркетинговых исследований, порядок проведения которых подробно рассматривается в курсе «Маркетинга».

Целью анализа производства и реализации продукции является нахождение путей оптимизации объёмов и структуры выпускаемой продукции в интересах максимизации прибыли.

Основные задачи анализа производства и реализации продукции:

1. Анализ объемов производства и реализации продукции (выполнения плана, динамики показателей, степени выполнения предприятием своих договорных обязательств по поставкам продукции и др.);

2. Выявление изменений в ассортименте и структуре продукции, определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении;

3. Оценка ритмичности производства и реализации продукции;

4. Оценка качества производимой продукции;

5. Выявление резервов дальнейшего увеличения объемов выпуска и реализации продукции , оптимизации её ассортимента и структуры, повышения качества, обеспечения ритмичности производства и реализации;

6. Разработка практических мероприятий по использованию выявленных резервов.

Из задач видно, что анализ ведется в двух сферах: производства и обращения готовой продукции.

Основные направления анализа:

Ø анализ объёмов производства и реализации продукции;

Ø анализ структуры продукции и её ассортимента;

Ø анализ качества производимой продукции;

Ø оценка ритмичности производства и реализации продукции;

Ø анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Периодичность проведения анализа: по мере необходимости, на нерегулярной основе и прежде всего в случае падения объемов производства и реализации продукции.

Субъектами анализа являются экономисты цехов и предприятия в целом, маркетинговая служба, финансовый отдел, бухгалтерия, служба внутреннего аудита (контроля) и др.

Источники информации для проведения анализа:

- плановая и нормативная информация;

- бухгалтерская информация, в том числе данные бухгалтерского учета о производстве продукции подразделениями (цехами); сдаточные накладные о передаче готовой продукции из производства на склад, информация по счетам разделов III и IV Плана счетов; форма № 2 бухгалтерской отчетности и т.п.;

- статистическая информация, в том числе форма П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и др.;

- прочая информация (техническая документация, данные ОТК, данные о браке и др.).

Наши рекомендации