О бухгалтерской службе бюджетного учреждения
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2011 г. N 59
Киев
Об утверждении Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения
В соответствии с частью третьей статьи 56 Бюджетного кодекса Украины Кабинет Министров Украины постановляет:
1. Утвердить Типичное положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, которое прилагается.
2. Министерству финансов утвердить:
до 1 марта 2011 г. порядок согласования назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера бюджетного учреждения;
до 1 декабря 2011 г. порядок проведения оценки исполнения главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий.
3. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти:
привести до 1 марта 2011 г. собственные нормативно-правовые акты в соответствие с этим постановлением;
обеспечить функционирование бухгалтерских служб министерств, других центральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений, принадлежащих к сфере их управления, в пределах предельной численности работников и средств, предусмотренных на их содержание.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с этим постановлением.
5. Это постановление вступает в силу с 1 марта 2011 г., кроме подпунктов 1 и 3 пункта 7, подпункта 3 пункта 11 и пункта 18 Типичного положения, утвержденного этим постановлением, относительно применения национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, которые вступают в силу с 1 января 2013 года.
Премьер-министр Украины
Н. АЗАРОВ
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета Министров Украины
от 26 января 2011 г. N 59
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о бухгалтерской службе бюджетного учреждения
1. Данное Типовое положение определяет задание и функциональные обязанности бухгалтерской службы бюджетного учреждения (далее - бухгалтерская служба), полномочия ее руководителя - главного бухгалтера и требования к его профессионально квалификационному уровню.
2. Бухгалтерская служба образуется как самостоятельное структурное подразделение бюджетного учреждения, вид которого зависит от объема, характера и сложности бухгалтерской работы - департамент, управление, отдел, сектор или в бюджетном учреждении вводится должность специалиста, на которого возлагается исполнение обязанностей бухгалтерской службы. Обязанности бухгалтерской службы может исполнять централизованная бухгалтерия бюджетного учреждения, которой подчинены другие бюджетные учреждения.
Положение о бухгалтерской службе (должностная инструкция специалиста, на которого возложено исполнение обязанностей бухгалтерской службы) утверждается руководителем бюджетного учреждения.
3. Бухгалтерская служба подчиняется непосредственно руководителю бюджетного учреждения или его заместителю.
4. Бухгалтерская служба в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказами Минфина, другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими бюджетные отношения и финансово-хозяйственную деятельность бюджетного учреждения, приказами руководителя бюджетного учреждения, а также положением о бухгалтерской службе.
5. Основными заданиями бухгалтерской службы являются:
1) ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и составление отчетности;
2) отображение в документах достоверной и в полном объеме информации о хозяйственных операциях и результатах деятельности, необходимой для оперативного управления бюджетными назначениями (ассигнованиями) и финансовыми и материальными (невещественными) ресурсами;
3) обеспечение соблюдения бюджетного законодательства при взятии бюджетных обязательств, своевременное представление на регистрацию таких обязательств, осуществление платежей в соответствии с взятыми бюджетными обязательствами, достоверное и в полном объеме отображение операций в бухгалтерском учете и отчетности;
4) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием финансовых и материальных (нематериальных) ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами;
5) предотвращение возникновения негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.
6. Бухгалтерская служба бюджетного учреждения, которой подчинены другие бюджетные учреждения, осуществляет методическое руководство и контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам ведения бухгалтерского учета, составления финансовой и бюджетной отчетности в таких учреждениях.
7. Бухгалтерская служба в соответствии с возложенными на нее заданиями:
1) ведет бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе, а также других нормативно-правовых актов относительно ведения бухгалтерского учета, в том числе с использованием унифицированной автоматизированной системы бухгалтерского учета и отчетности;
2) составляет на основании данных бухгалтерского учета финансовую и бюджетную отчетность, а также государственную статистическую, сводную и другую отчетность (декларации) в порядке, установленном законодательством;
3) осуществляет текущий контроль за:
соблюдением бюджетного законодательства при взятии бюджетных обязательств, их регистрации в органах Государственной казначейской службы и осуществлением платежей в соответствии со взятыми бюджетными обязательствами;
правильностью зачисления и использования собственных поступлений бюджетного учреждения;
ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой и бюджетной отчетности, соблюдением бюджетного законодательства и национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, а также других нормативно-правовых актов относительно ведения бухгалтерского учета бухгалтерскими службами бюджетных учреждений, подчиненных бюджетному учреждению;
4) своевременно подает отчетность;
5) своевременно и в полном объеме перечисляет налоги и сборы (обязательные платежи) в соответствующие бюджеты;
6) обеспечивает соблюдение требований нормативно-правовых актов относительно:
использования финансовых, материальных (нематериальных) и информационных ресурсов во время принятия и оформления документов относительно проведения хозяйственных операций;
инвентаризации необоротных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов, расчетов и других статей баланса;
7) проводит анализ данных бухгалтерского учета и отчетности, в том числе сводной отчетности, относительно причин роста дебиторской и кредиторской задолженности, разрабатывает и осуществляет меры по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, организует и проводит работу по ее списанию в соответствии с законодательством;
8) обеспечивает:
соблюдение порядка проведения расчетов за товары, работы и услуги, которые закупаются за бюджетные средства;
достоверность и правильность оформления информации, включенной в реестры бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств;
полноту и достоверность данных подтверждающих документов, которые формируются и подаются в процессе казначейского обслуживания;
хранение, оформление и передачу в архив обработанных первичных документов и учетных регистров, которые являются основанием для отображения в бухгалтерском учете операций и составления отчетности, а также отчетности;
пользователей в полном объеме правдивой и беспристрастной информацией о финансовом состоянии бюджетного учреждения, результатах его деятельности и движении бюджетных средств;
соответствующие структурные подразделения бюджетного учреждения данными бухгалтерского учета и отчетности для принятия обоснованных управленческих решений, составления экономически обоснованных калькуляций себестоимости услуг, которые могут предоставляться за плату в соответствии с законодательством, определение возможных рисков финансово-хозяйственной деятельности;
9) принимает участие в работе по оформлению материалов относительно недостач, краж денежных средств и имущества, порчи активов;
10) разрабатывает и обеспечивает осуществление мер по соблюдению и повышению уровня финансово-бюджетной дисциплины ее работников и работников бухгалтерских служб бюджетных учреждений, которые подчинены бюджетному учреждению;
11) осуществляет меры по устранению нарушений и недостатков, обнаруженных во время контрольных мероприятий, проведенных государственными органами и подразделениями бюджетного учреждения, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства.
8. Бухгалтерская служба имеет право:
1) представлять бюджетное учреждение в установленном порядке по вопросам, которые относятся к компетенции бухгалтерской службы, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, фондах общеобязательного государственного социального страхования, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от формы собственности;
2) устанавливать обоснованные требования к порядку оформления и представления бухгалтерской службе структурными подразделениями бюджетного учреждения первичных документов для их отображения в бухгалтерском учете, а также осуществлять контроль за их соблюдением;
3) получать от структурных подразделений бюджетного учреждения и бюджетных учреждений, которые ей подчинены, необходимые сведения, справки и другие материалы, а также объяснения к ним;
4) вносить руководителю бюджетного учреждения предложения относительно усовершенствования порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, осуществления текущего контроля, осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
9. Руководителем бухгалтерской службы является главный бухгалтер, который подчиняется и является подотчетным руководителю бюджетного учреждения или его заместителю.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством о труде с учетом требований к профессионально квалификационному уровню, установленных пунктом 11 данного Типичного положения, руководителем бюджетного учреждения по согласованию с:
Государственной казначейской службой в случае, когда бюджетное учреждение является главным распорядителем средств государственного бюджета;
органом Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения в случае, когда такое учреждение является главным распорядителем средств местного бюджета;
органом Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения после согласования с руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, в случае, когда такое учреждение является распорядителем низшего уровня средств государственного или местного бюджета.
Согласование назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера руководителем бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном Минфином.
Вывод о согласовании (отказе в согласовании) кандидатуры для назначения на должность главного бухгалтера орган Государственной казначейской службы направляет в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего представления руководителя бюджетного учреждения.
10. Отчетность и документы, подписанные лицом, назначенным на должность главного бухгалтера без соблюдения требований, установленных пунктом 9 данного Типичного положения, органами Государственной казначейской службы не принимаются.
11. Главный бухгалтер (лицо, которое претендует на должность главного бухгалтера) должен отвечать таким требованиям к профессионально квалификационному уровню:
1) иметь полное высшее образование в отрасли экономики и финансов, стаж работы на государственной службе, по специальности и на руководящих должностях не менее пяти лет - для лица, претендующего на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения;
2) иметь полное высшее образование в отрасли экономики и финансов, стаж работы по специальности и на руководящих должностях не менее трех лет - для лица, претендующего на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения, которое подчинено другому бюджетному учреждению;
3) знать законы, другие акты законодательства по вопросам регуляции хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского учета, в том числе нормативно-правовые акты Национального банка, национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе, нормативно-правовые акты Минфина относительно порядка ведения бухгалтерского учета, составления финансовой и бюджетной отчетности, министерств и других центральных органов исполнительной власти относительно отраслевых особенностей применения национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, а также основы технологии производства продукции, порядок оформления операций и организации документооборота по разделам учета, формы и порядок проведения расчетов, порядок приема, передачи товарно-материальных и других ценностей, хранения и расходования средств, правила проведения и оформления результатов инвентаризации активов и обязательств, основные принципы работы на компьютере и соответствующие программные средства.
12. Прием (передача) дел главным бухгалтером в случае назначения на должность или освобождения от должности осуществляется после проведения внутренней проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, по результатам которой оформляется соответствующий акт. Копия такого акта направляется бюджетному учреждению, которому подчиняется бюджетное учреждение.
Прием (передача) дел главным бухгалтером может осуществляться при участии представителя бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение.
13. Главный бухгалтер:
1) организует работу по ведению бухгалтерского учета и обеспечивает исполнение заданий, возложенных на бухгалтерскую службу;
2) осуществляет руководство деятельностью бухгалтерской службы, обеспечивает рациональное и эффективное распределение должностных обязанностей между ее работниками с учетом требований относительно обеспечения защиты информации и предотвращения злоупотреблением во время ведения бухгалтерского учета;
3) согласовывает проекты договоров (контрактов), в том числе о полной индивидуальной материальной ответственности, обеспечивая соблюдение требований законодательства относительно целевого использования бюджетных средств и сохранности имущества;
4) берет в случае необходимости участие в организации и проведении проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности в бухгалтерских службах бюджетных учреждений, которые подчинены бюджетному учреждению;
5) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по возмещению виновными лицами убытков от недостач, растрат, краж;
6) согласовывает кандидатуры работников бюджетного учреждения, которым предоставляется право составлять и подписывать первичные документы относительно проведения хозяйственных операций, связанных с отпуском (расходованием) денежных средств, документов, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и другого имущества;
7) подает руководителю бюджетного учреждения предложения относительно:
определения учетной политики, изменения избранной учетной политики с учетом особенностей деятельности бюджетного учреждения и технологии обработки учетных данных, в том числе системы и форм внутрихозяйственного (управленческого) учета и правил документооборота, дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета, отчетности и контроля за хозяйственными операциями;
определения оптимальной структуры бухгалтерской службы и численности ее работников;
назначения на должность и освобождения от должности работников бухгалтерской службы;
выбора и внедрения унифицированной автоматизированной системы бухгалтерского учета и отчетности с учетом особенностей деятельности бюджетного учреждения;
создания условий для надлежащей сохранности имущества, целевого и эффективного использования финансовых, материальных (нематериальных), информационных и трудовых ресурсов;
определения источников погашения кредиторской задолженности, возвращения кредитов, полученных из государственного или местного бюджета;
привлечения к ответственности работников бухгалтерской службы, в том числе работников бухгалтерских служб бюджетных учреждений, которые подчинены бюджетному учреждению, по результатам контрольных мероприятий, проведенных государственными органами и подразделениями бюджетного учреждения, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства;
усовершенствования порядка осуществления текущего контроля;
организации учебы работников бухгалтерской службы, в том числе работников бухгалтерских служб бюджетных учреждений, которые подчинены бюджетному учреждению, с целью повышения их профессионально квалификационного уровня;
обеспечения бухгалтерской службы нормативно-правовыми актами, справочными и информационными материалами относительно ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
8) подписывает отчетность и документы, которые являются основанием для:
перечисления налогов и сборов (обязательных платежей);
проведения расчетов в соответствии с заключенными договорами;
приема и выдачи денежных средств;
оприходования и списания движимого и недвижимого имущества;
проведения других хозяйственных операций;
9) отказывает в приеме к учету документов, подготовленных с нарушением установленных требований, а также документов относительно хозяйственных операций, которые проводятся с нарушением законодательства, и информирует руководителя бюджетного учреждения об установленных фактах нарушения бюджетного законодательства;
10) осуществляет контроль за:
отображением в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций, которые проводятся бюджетным учреждением;
составлением отчетности;
целевым и эффективным использованием финансовых, материальных (нематериальных), информационных и трудовых ресурсов, сохранностью имущества;
соблюдением требований законодательства относительно списания (передачи) движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения;
правильностью проведения расчетов при осуществлении оплаты за товары, работы и услуги, соответствием перечисленных средств объемам выполненных работ, приобретенных товаров или предоставленных услуг согласно условий заключенных договоров, в том числе договоров аренды;
соответствием взятых бюджетных обязательств соответствующим бюджетным ассигнованиям, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) и соответствием платежей взятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям;
состоянием погашения и списания в соответствии с законодательством дебиторской задолженности бюджетного учреждения и бюджетных учреждений, которые ему подчинены;
соблюдением требований законодательства во время осуществления предварительной оплаты товаров, работ и услуг в случае их закупки за бюджетные средства;
оформлением материалов относительно недостач, краж денежных средств и имущества, порчи активов;
разработкой и осуществлением мероприятий по соблюдению и повышению уровня финансово-бюджетной дисциплины работников бухгалтерской службы;
устранением нарушений и недостатков, обнаруженных во время контрольных мероприятий, проведенных государственными органами и подразделениями бюджетного учреждения, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства;
исполнением главными бухгалтерами бюджетных учреждений, которые подчинены бюджетному учреждению, функций по контролю;
11) согласовывает документы, связанные с расходованием фонда заработной платы, установлением должностных окладов и надбавок работникам;
12) исполняет другие обязанности, предусмотренные законодательством.
14. Главный бухгалтер в случае получения от руководителя бюджетного учреждения распоряжения совершить действия, противоречащие законодательству, информирует в письменной форме руководителя о неправомерности такого распоряжения, а в случае получения данного распоряжения повторно направляет руководителю бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, и руководителю органа Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения соответствующее сообщение.
Руководитель органа Государственной казначейской службы рассматривает в трехдневный срок полученное сообщение и осуществляет в случае установления факта нарушения бюджетного законодательства мероприятия в соответствии с законодательством, о чем информирует в письменной форме руководителя бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, и главного бухгалтера. Если факт нарушения не установлен, руководитель отмеченного органа информирует об этом в письменной форме руководителя бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, и главного бухгалтера.
15. Главный бухгалтер или лицо, которое его замещает, не может получать непосредственно по чекам и другим документам наличные средства и товарно-материальные ценности, а также исполнять обязанности руководителя бюджетного учреждения на период его временного отсутствия.
16. Работники бухгалтерской службы, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном законодательством о труде, подчиняются главному бухгалтеру.
17. В случае временного отсутствия главного бухгалтера (командировки, отпуска, временной утраты трудоспособности и тому подобное) исполнение его обязанностей возлагается на заместителя главного бухгалтера, а в случае отсутствия заместителя главного бухгалтера в соответствии с приказом руководителя бюджетного учреждения - на другого работника бухгалтерской службы.
18. Организация и координация деятельности главного бухгалтера, контроль за исполнением им своих полномочий осуществляются Государственной казначейской службой путем установления порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе, согласования назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера, проведения оценки его деятельности.
19. Оценка исполнения главным бухгалтером своих полномочий проводится в соответствии с порядком, утвержденным Минфином.
20. Главный бухгалтер в случае неисполнения или неподобающего исполнения возложенных на него полномочий несет ответственность согласно законам.