Организация учетно-аналитической работы

Организация бухгалтерского учета в СПК «Мир» слагается из ряда элементов: системы документирования операций при помощи соответствующих форм первичного учета, документооборота в сочетании с графиком выполнения учетных работ, плана счетов, включающего бухгалтерские счета для отражения хозяйственных операций, применяемой формы бухгалтерского учета, организационной структуры учетного процесса и распределения служебных обязанностей. Организация бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в соответствии с Федеральный закон «О бухгалтерском учете». от 06.12.2011 N 402-ФЗ и Положением о бухгалтерском учете и отчетности Министерства Финансов РФ от 29.07.98 года №34н, а также другими нормативными актами Российской Федерации в частности ведения бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.

В СПК «Мир» бухгалтерский учет ведется согласно учётной политики.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в хозяйстве несет руководитель. Через неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и предоставления для учета документов и сведений.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в хозяйстве осуществляется расчетно-финансовой службой - самостоятельным структурным подразделением (рис.3.1).

Организация учетно-аналитической работы - student2.ru

Рисунок 3.1 Структура бухгалтерской службы

Главный бухгалтер хозяйства, руководствуясь положением о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, несет ответственность за соблюдение содержащихся в них методологических принципов ведения бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер, совместно с руководителем хозяйства, подписывает документы, служащие основанием для приема и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера, считаются недействительными, к исполнению не принимаются.

Для накапливания и группирования принятой к учету информации, хозяйство использует журнально-ордерную форму учета. На её основе заполняется форма бухгалтерской отчетности, проводится анализ состояния имущества и обязательств, рентабельности и ликвидности.

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность хранят в архиве в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела (не менее пяти лет). Бухгалтерская служба организована в составе 4 человек.

Учетная политика предприятия формируется исходя из допущений, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденным Приказом Минфина РФ от 6 июня 2008 года № 160н, с учетом конкретной производственной и хозяйственной деятельности.

Первичный учет

Все записи в бухгалтерском учете о затратах на производство и выходе продукции зерновых культур основываются на данных соответствующих первичных документов.

Можно выделить четыре группы первичных документов. (Рисунок 3.2)

- Организация учетно-аналитической работы - student2.ru

-

-

-

-

-

-

-

Рисунок 3.2 – Группировка первичных документов

Для учета затрат на выполнение работ и начисленной при этом заработной платы в СПК «Мир» используются несколько форм первичных документов. Для учета полевых стационарных работ, выполненных тракторами, комбайнами и другими самоходными машинами, применяют учетный лист тракториста-машиниста Ф-411АПК. Записи в учете производятся по мере выполнения работ по их видам, с указанием по какие культуры они выполнялись. Оплата труда производится по 6 разрядной тарифной сетке. Разряд зависит от сложности выполненных работ. Например: культивация зяби оплачивается по IV разряду, посев озимой пшеницы – по V разряду, прикатывание посевов по III разряду. Учетный лист тракториста-машиниста ведет учетчик полеводства, утверждается главным агрономом и директором.

Для учета тракторов на транспортных работах используют путевой лист трактора Ф-412 АПК, в нем отражают количество отработанных часов и дней, пробег, количество перевезенного груза, выполненных условно-эталонных гектаров, расход горючего по норме и фактически и сумму начисленной оплаты труда трактористам. Оплата труда производится трактористам на транспортных работах повременно согласно установленной расценки 14 руб. 38 коп. за 1 час рабочего времени.

Для учета работы грузового автотранспорта, занятого на перевозке продукции зерновых культур в хозяйстве применяется путевой лист грузового автомобиля Ф-4с. Оплата труда водителям на перевозке зерновых культур в СПК «Мир» производится в размере 50% от оплаты труда комбайнеров. Оплата труда комбайнеров производится в расчете 1% от намолоченного зерна в пересчете на денежное выражение, в соответствии со сложившимися ценами на зерно. Для учета ручных работ выполненных с помощью живой тягловой силы используются учетный лист труда и выполненных работ Ф - 410 АПК. При выращивании зерновых культур ручной труд чаще всего применяется на посеве и сортировке зерна. На посеве зерновых культур оплата производится по IV разряду тракториста-машиниста.

Для учета ручных работ выполненных с помощью живой тягловой силы используются учетный лист труда и выполненных работ Ф-410 АПК. При выращивании зерновых культур ручной труд чаще всего применяется на посеве и сортировке зерна. На посеве зерновых культур оплата производится по IV разряду тракториста-машиниста.

Для контроля над трудовой дисциплиной и с целью анализа степени использования рабочего времени применяют табельный учет, который ведется в табеле учета рабочего времени Ф – 501 АПК. Табель ведут по месту работы (в отделениях, работах) начальники соответствующих подразделений. В табеле ежедневно отмечают выход на работу, количество отработанных часов, неявки работников с указанием причин (болезнь, прогул и т.д.). В конце месяца в табеле подводят итоги об отработанном времени, днях неявки на работу, затем его сдают в бухгалтерию (расчетный отдел), где его данные после соответствующей проверки используют для начисления заработной платы.

В документах по учету затрат предметов труда фиксируются расход различных материальных ценностей: семян, удобрений, ядохимикатов, гербицидов, запасных частей и т.д.

Расход семян зерновых культур оформляют актами расхода семян и посадочного материала Ф № 183 АПК. Документ используют для списания расхода семян на посев отдельно по каждой культуре. В акте указывают культуру, название семян, номер поля, площадь поля, расход по норме и фактически. Акт составляет агроном и утверждает руководитель хозяйства, после чего он передается в бухгалтерию.

Расход удобрений, ядохимикатов и гербицидов в хозяйстве оформляют актами об использовании минеральных, органических удобрений, ядохимикатов и гербицидов Ф № 420 АПК. Этот документ является основанием для списания в расход внесенных под культуры удобрений. В акте указывают название удобрений, расход, номер поля, название культуры. Составляет акт агроном, утверждает руководитель, после чего он передается в бухгалтерию.

Для сдачи в бухгалтерию хозяйства к акту прилагают лимитно-заборные акты и другие документы, по которым оформляется доставка удобрений, ядохимикатов со склада к местам их использования.

Расход спецодежды, мелкого инвентаря оформляют актами на списание производственного и хозяйственного инвентаря.

Данные первичных документов по этой группе в конце месяца систематизируют в отчетах о движении материальных ценностей. После этого делают соответствующие записи о расходе материальных ценностей в производственных отчетах подразделений.

Документы по учету затрат средств труда фиксируют затраты по использованным средствам труда, которые выражаются в начисленной амортизации. К ним относятся различные расчеты по начислению и распределению амортизации: расчет амортизационных отчислений по основным средствам по состоянию на начало года, расчет амортизационных отчислений по поступившим и выбывшим основным средствам, ведомость начисления амортизационных начислений за месяц.

Для учета зерновой продукции, полученной от урожая в СПК «Мир» применяют талоны комбайнера и шофера, а также специальные регистры Ф-СП-8. Пронумерованные талоны с заранее заполненными в бухгалтерии названием хозяйства, табельным номером и фамилией под расписку передают шоферам, комбайнерам. Талоны подписывает бухгалтер растениеводства и скрепляет печатью. Перед выдачей регистрирует в журнале выдачи талонов.

Зерно, поступившее от комбайна на ток, взвешивают. Затем шофер передает талоны, полученные им от комбайнера весовщику. Весовщик записывает номера талонов комбайнеров, фамилию шофера, номер автомашины и другие данные в реестр приема зерна весовщиком Ф-СП-9.

На основании данных реестра приема зерна весовщиком заведующий током делает записи в ведомость движения зерна и другой продукции в книгу складского учета. Указанные документы являются основанием для дальнейших записей в регистрах бухгалтерского учета. Зерно, поступившее с поля на ток, сушат и сортируют. Результаты сушки и сортировки отражают в акте на сортировку и сушку продукции растениеводства Ф-СП-12.

Грамотное составление первичной документации имеет принципиальное значение для деятельности любой организации. Правила заполнения и ведения первичной учётной документации должен знать каждый сотрудник, работающий на предприятии. В целом первичные документы заполняются правильно, но были выявлены следующие недостатки

- на некоторых первичных документах нет подписей должностных лиц;

- документы в бухгалтерию сдаются несвоевременно и не полном объеме заполненными;

- не составлен график документооборота;

- на отчетах отсутствуют печати предприятия;

- учетная политика организации не принимается ежегодно.

Наши рекомендации