Виды и оценка рентабельности

Рентабельность - это показатель, характеризующий эконо­мическую эффективность. Экономическая эффективность - от­носительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использован-ными для достижения этого эффекта.

Существует множество коэффициентов рентабельности, ис­пользование каждого из которых зависит от характера оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия. От этого в первую очередь зависит выбор оценочного показателя (прибыли), используемого в расчетах. Зачастую ис­пользуется четыре различных показателя: валовая прибыль (стр. 050 формы 2), операционная прибыль (стр. 100 формы 2), прибыль до налогообложения (стр. 170 формы 2), чистая при­быль (стр. 220 формы 2).

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рен­табельности:

рентабельность инвестиций (капитала);

рентабельность продаж.

Рентабельность инвестиций (капитала).В этой группе коэффициентов рентабельности рассчитыва­ется два основных коэффициента: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала. Рентабель-ность совокупного капитала (RОА).Этот коэффициент рассчитывается следующим образом:

Прибыль до налогообложения стр. 170 ф. 2

Виды и оценка рентабельности - student2.ru Виды и оценка рентабельности - student2.ru RRОА = =

Всего источников средств стр. 640 ф. 1

Показатель рентабельности собственного капитала пред­ставляет интерес прежде всего для инвесторов.

Рентабельность собственного капитала (RОЕ) рассчитывает­ся по формуле:

Чистая прибыль стр. 220 ф. 2

Виды и оценка рентабельности - student2.ru Виды и оценка рентабельности - student2.ru RRОЕ = =

Собственный капитал стр. 380 ф. 1

Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных собственников и акционеров. Показатель рен­табельности собственного капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.

Он является основным показателем, используемым для ха­рактеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

Рентабельность продаж.При оценке рентабельности продаж на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитываются коэффици­енты рентабельности по всей продукции в целом или по отдель­ным ее видам. Как и в случае с рентабельностью капитала, существует множество показателей оценки рентабельности про­даж, многообразие которых обусловлено выбором того или ино­го вида прибыли Чаще всего используется валовая, операцион­ная или чистая прибыль. Соответственно рассчитываются три показателя рентабель-ности продаж.

Валовая рентабельность реализованной продукции:

Валовая прибыль стр. 050 ф. 2

Виды и оценка рентабельности - student2.ru Виды и оценка рентабельности - student2.ru RGPM = = .

Выручка от реализации стр. 035 ф. 2

Коэффициент валовой прибыли показывает эффективность производственной деятельности предприятия, а также эффек­тивность политики ценообразования.

Операционная рентабельность реализованной продукции:

Операционная прибыль стр. 100 ф. 2

Виды и оценка рентабельности - student2.ru Виды и оценка рентабельности - student2.ru Roim = = .

Выручка от реализации стр. 035 ф. 2

Операционная прибыль - это прибыль, остающаяся после вычета из валовой прибыли административных расходов, расхо­дов на сбыт и прочих операционных расходов. Этот коэффици­ент показывает рентабельность предприятия после вычета затрат на производство и сбыт товаров.

Показатель операционной рентабельности является од­ним из лучших инструментов определения операционной эф­фективности и показывает способность руководства предпри­ятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности. При рассмотрении этого показателя совместно с показателем ва­ловой рентабельности можно получить представление о том, чем вызваны изменения рентабельности. Если, например, на протяжении ряда лет валовая рентабельность существенно не изменялась, а показатель операционной рентабельности по­степенно снижался, то причина кроется, скорее всего, в увеличении расходов по статьям административных и сбыто­вых расходов.

Чистая рентабельность реализованной продукции:

Чистая прибыль стр. 220 ф. 2

Виды и оценка рентабельности - student2.ru Виды и оценка рентабельности - student2.ru RNPM = = .

Выручка от реализации стр. 035 ф. 2

В отечественной практике чаще всего используется именно показатель чистой рентабельности реализованной продукции. Неизменность на протяжении какого-либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятия, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансиро­вания компании на ее рентабельность.

В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных выше показателей рентабельности и провести их срав­нение со значениями аналогичных коэффициентов по отрасли, а также с показателями рентабельности конкурентов.

Для анализируемого предприятия расчет коэффициентов рентабельности сведем в таблицу 14.

Таблица 14

Наши рекомендации