Рентабельность как показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности и методика расчета и пути повышения уровня рентабельности.

Рентабельность предприятия (бизнеса) – это показатель, характеризующий доходность его деятельности, или, другими словами, показатель экономической эффективности. В определенной степени этот параметр показывает, насколько эффективно компания использует имеющиеся в ее распоряжении экономические, природные, денежные и трудовые ресурсы. Если это некоммерческая структура, то можно сказать, что рентабельность – это и есть эффективность ее работы, для коммерческих же подразделений более важны точные количественные характеристики. Можно сравнить рентабельность с показателем КПД, то есть соотношением понесенных затрат и полученной в итоге прибылью (то есть, упрощенно, соотношение расходов и доходов). Если бизнес по итогам отчетного периода дает прибыль, то такой бизнес можно назвать рентабельным.

Поскольку показатели эффективности традиционно различаются в зависимости от вида бизнеса, то стоит говорить о разных видах рентабельности. Также стоит заметить, что при расчете разных видов рентабельности используются разные коэффициенты и, следовательно, формулы будут весьма отличаться. Мы можем говорить о следующих видах рентабельности:

Общая рентабельность активов (оборотных и внеоборотных) – характеристика, показывающая, какие денежные средства были привлечены компанией для получения прибыли в 1 рубль. Ее оценку можно провести исходя из соотношения прибыли до уплаты налогов и средней величины стоимости всех активов компании за конкретный промежуток времени (возьмем, к примеру, год). Другими словами, это способность активов компании (про пассивы и активы подробнее тут) создавать прибыль. Если мы говорим о рентабельности формирования самих активов компании, то в данном случае нам необходимо вычислить ее путем деления прибыли компании (опять же до уплаты налогов) на среднюю стоимость привлеченных активов опять же за конкретный промежуток времени (к примеру, год).

Рентабельность продукции (товара) – соотношение между прибылью от продажи товара и средствами, затраченными на его изготовление (производство). Показатель характеризует насколько выгодным является производство того или иного товара или услуги.

Рентабельность производства – экономический показатель, характеризующий целесообразность того или иного вида бизнеса. В данном случае мы говорим о соотношении между затратами производства и полученной в итоге чистой прибылью. Как уже упоминалось выше, рентабельным является производства с положительным балансом прибыли и затрат. К мерам увеличения рентабельности производства стоит отнести снижение себестоимости продукта и повышение качества производства.

Рентабельность активов (ROA) = Прибыль/Стоимость активов*100%. В данном случае уместно говорить не только о собственных активах предприятия, но и привлеченных (например, кредиты или дебиторская задолженность).

Рентаб-сть основных производственных фондов (ROFA) – аналогичный предыдущему показатель, оценивающий эффективность деятельности основных производственных фондов, а не активов. Соответственно, и в формуле учитывается именно их стоимость.

Рентаб-сть капитала (ROE) – параметр, показывающий, насколько эффективно используются собственные средства предприятия (или банка). В данном случае она высчитывается как отношение между чистой прибылью и суммой уставного капитала (а иногда и дополнительного). ROE = прибыль/капитал*100%. Разница в рентаб-сти активов и капитала показывает величину финансового рычага (то есть размер заемных средств), используемого при ведении бизнеса. Следует, отметить, что коэффициент ROE признается одним из основных показателей при анализе деятельности предприятия в развитых странах.

Рентабельность инвестиций (ROI) – показатель, оценивающий, какая прибыль была получена от изначальных инвестиций, то есть это соотношение между получившейся прибылью и суммой первоначальных вложений. Эффективность инвестиций (что такое инвестиции?) легко показать на примере с акциями (что такое акции компаний читайте тут).

Понятие финансов организации, их значение и сущность. Функции финансов организации. Принципы организации финансов. Финансовые ресурсы организации, их структура. Формирование финансовых ресурсов. Собственные и заемные финансовые источники.

Финансы организации (или корпоративные финансы) - денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее). Финансы организации: формирование, распределение, использование денежных фондов.

Функции:

Учетная - с помощью финансового механизма осуществляется учет всех произведенных стоимостей товаров, работ, услуг.

Распределительная - в результате реализации товаров, работ, услуг вновь созданная стоимость распределяется и перераспределяется между производителем, посредником, государственным бюджетом.

Стимулирующая - через финансовые рычаги предприятие может стимулировать развитие приоритетных направлений деятельности.

Контрольная - предприятие проводит внутренний и внешний контроль за сохранностью собственности, эффективным использованием ресурсов, рациональным расходованием средств.

Для организаций и предприятий существуют такие принципы организации финансов:

Принцип хозяйственной самостоятельности

Принцип самофинансирования

Принцип материальной заинтересованности

Принцип обеспечения финансовыми резервами

Принцип финансового планирования и коммерческого расчета

Принцип материальной ответственности

Принцип экономической эффективности

Принцип финансового контроля

Денежные доходы, накопленные их собственниками для последующего расходования, а также средства, привлеченные в качестве кредитов, составляют финансовые ресурсы, которые делятся на собственные и привлеченные (кредитные). Для бюджетов всех уровней финансовые ресурсы — это мобилизованные доходы и привлеченные займы. Для предприятий — это собственный капитал, прибыль, полученные кредиты и размещенные на рынке ценные бумаги. Для работников финансовым ресурсом является доход в виде заработной платы, а также кредиты (например, банковские, потребительские и ломбардные).

Собственные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении их владельца, а кредитные привлекаются на срок и подлежат возврату вместе с процентными выплатами за их использование.

Источниками кредитных ресурсов выступают временно свободные денежные средства предприятий, населения, а в некоторых случаях и государства. Купля и продажа этих ресурсов сосредоточена на финансовом рынке. Он состоит из двух частей: рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Его основная функция — обеспечение хозяйствующих субъектов дополнительными денежными средствами под определенный процент.

21. Планирование деятельности предприятия. Составные элементы, методы, принципы и виды планирования. Нормативная база планирования. Текущее, оперативное и стратегическое планирование.

Эффективное управление финансами организаций возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Финансовое планирование как составная часть бизнес-планирования направлена, с одной стороны, на предотвращение ошибочных действий в сфере финансов, с другой - на выявление резервов и мобилизацию неиспользованных возможностей. Наличие бизнес-плана является важным фактором при решении вопроса о предоставлении финансовой поддержки организации от внешних инвесторов.

Характер и содержание финансового планирования определяют его принципы:

научности в планировании финансов — реализуется через использование научно обоснованных методов в финансовом планировании;

оптимальности в планировании финансов — означает выбор одного наиболее оптимального планового решения из возможных планируемых вариантов;

целевой направленности и интегрированности в общую систему планирования (управления) и подчинения миссии и общей стратегии развития организации — означает необходимость четкой формулировки миссии организации, определение ее стратегических целей, а также примат стратегического планирования над текущим и оперативным планированием;

системного характера планирования — состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (планов), которые направлены на достижение стратегической цели предприятия;

финансового соотношения сроков — состоит в том, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т.е., к примеру, капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

обеспечения ликвидности и финансовой устойчивости — реализуется через такое финансовое планирование, которое должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любой момент времени. У предприятия должно быть достаточно

ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств;

принцип сбалансированности рисков — состоит в том, что, к примеру, особо рисковые инвестиции долгосрочного характера целесообразно финансировать за счет собственных средств;

принцип учета потребностей рынка — означает то, что для организации важно учитывать конъюнктуру рынка, его емкость и деятельность конкурентов на нем;

принцип предельной рентабельности — реализуется через выбор тех направлений вложений средств, которые обеспечивают максимальную отдачу (прибыльность) при минимальных рисках;

принцип координации финансовых планов — заключается в том, что финансовые планы различных структурных подразделений и видов взаимосвязаны и взаимозависимы.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих). Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно- производственного планирования является сменно-суточное планирование.

Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

22. Этапы планирования. Выработка общих целей организации и определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей. Классификация планов.

Деятельность связанная с планированием делят на этапы: процесс планирования;

деятельность по осуществлению плановых решений (разработка показателей развития);

контроль.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1. Анализ и оценка внутренней и внешней среды фирмы:

а) определяется главные компоненты среды, которые могут влиять на ее действие;

б) сбор и отслеживание информации по факторам;

в) прогнозы будущего состояния.

Внешняя среда = рабочая среда + общая среда. Рабочая – поставщики, клиенты, посредники. Общая – ДКП государства, ценовая политика государства.

2. Фирма устанавливает ориентиры деятельности: видение, комплекс целей, миссия (цель, для которой фирма существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде);

3.Стратегический анализ – сравнение целей с результатами анализа внешней среды и определение разрыва между ними;

4.Выбор одной их альтернативных стратегий.

5.Подготовка окончат стратегии плана деятельности фирмы.

6.Среднесрочное планирование.

7.Годичные и оперативные планы.

8.Этап контроля.

Классификация планов происходит следующим образом:

1 . По длительности действия: оперативные - продолжительностью до 1 года, текущие - продолжительностью на 1 год, краткосрочные - от 1 до 3 лет, среднесрочные - от 3 до 10 лет, долгосрочные - от 10 до 25 лет.

2. По статусу хозяйствования: внутрифирменные и государственные

3. По уровню установления параметров: вероятностные и детерминированные

4. По признакам временной ориентации:

- инактивные планы - это те планы, которые составляются по инертным планированным действиям.

- реактивные планы - это те планы, которые ориентируются на закрепление тенденций прошедшего

- интерактивные планы - это то планирование, которое вобрало в себя взаимодействие всех результативных идей планирования, представляя собой идеальное построение

- преактивные планы - это планы с повышенным уровнем активности, направленные на усовершенствование действительности

5. По содержанию различных плановых решений: тактическое, стратегическое, бизнес-планирование и оперативно-календарное планирование.

6. По назначению: индикативные и директивные планы.

7. По конкретной установке: единовременные, функциональные, стабильные

- единовременные планы нацелены на внедрение того или иного проекта, играя дополнительную роль в общей стратегии

- функциональные планы используются для внедрения различных управленческих решений, выполняющих определенную функцию

- стабильные планы направлены на разработку указаний для тех операций, которые регулярно повторяются

8. По отношению к действительности: вероятностные и основные планы

9. По функциям деятельности: рентабельности и прибыли, сбыта и маркетинга, издержек производства, инвестиций и пр.

10. По очередности во времени: внеочередное, скользящее и упорядоченное планирование

11. По стадиям создания планов: окончательные и предварительные планы

12. По типам целей, которые учитываются при планировании: тактические, нормативные, оперативные и стратегические

13. По степени охвата каждого объекта планирования: частичное и общее планирование

14. По предмету планирования: планирование средств, целевое, программное планирование, планирование целей, планирование действий

Планирование средств - это процесс, позволяющий планировать необходимые ресурсы для достижения поставленных задач. Целевое планирование - это целый процесс определения поставленных целей организации или предприятия. Программное планирование принято относить к реализации и разработки конкретных программ. Планирование действий- метод, позволяющий достигать целей, а также реализации программ.

23. Бизнес-план - основная форма внутрифирменного планирования. Рекомендации по их разработке. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана. Краткая характеристика основных разделов.

Бизнес-план - это документ, составляемый предпринимательской фирмой для оценки перспективности концептуальной идеи.

На начальном этапе деятельности руководству предпринимательской фирмы приходится иметь дело со специфическим комплексным проектом - запуском данной фирмы.

В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:

производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия;

инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов.

бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом.

бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

Приведем примерную структуру разделов бизнес-плана.

I. Титульный лист. На титульном листе отражаются название проекта, название организации, которая планирует реализовать проект, ее месторасположение, номера телефонов, по которым можно связаться с владельцем (руководителем) или уполномоченным на ведение переговоров лицом, фамилия, имя, отчество (полностью) владельца (руководителя) и разработчика бизнес-плана, дата (месяц и год) составления. Если бизнес-план направляется внешнему инвестору или кредитору, возможно вынесение на титульный лист основных финансовых показателей (потребность в финансировании, срок окупаемости, индекс доходности).

II. Меморандум о конфиденциальности. Меморандум призван защитить авторские права разработчиков на данный бизнес-план и может быть размещен на титульном листе, если он достаточно краткий, или наследующей за титульным листом странице.

III. Резюме. Этот раздел носит общеинформативный, рекламный характер, призван привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают свое первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.

IV. Цель предлагаемого проекта. В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов деятельности, продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.

V. Анализ положения дел в отрасли. В этом разделе излагаются результаты анализа текущей ситуации и тенденций развития отрасли и делаются выводы об их влиянии на реализацию и результаты проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния организации и той отрасли индустрии, в которой оно будет работать и конкурировать, так как одним из факторов, обеспечивающих победу в конкурентной борьбе, является знание ситуации на рынке продукции этого класса.

VI. Анализ положения предприятия в отрасли. В данном разделе приводятся комплексный анализ положения предприятия в отрасли, результаты его хозяйственной деятельности, организационные характеристики:

все виды деятельности предприятия, его продукты (услуги), потребители (клиенты);

организационно-правовая форма предприятия, организационная структура, учредители, персонал и партнеры, дата создания;

финансово-экономические показатели деятельности предприятия (фирмы);

месторасположение предприятия (адрес предприятия, характеристика здания или помещения, собственность или аренда, необходимость реконструкции);

специфика работы (сезонность, время работы (часы и дни недели) и другие особенности, связанные со сферой бизнеса или используемыми ресурсами).

VII. Описание продукта труда. Данный раздел должен содержать подробную информацию о потребительских характеристиках продукции (услуги) и преимуществах перед конкурентами. Данный раздел в качестве приложения может быть сопровожден натуральным образцом, фотографией, рисунком, технической документацией или подробным описанием. Если предметом проекта является не один продукт, в бизнес-плане дается описание по каждому из них. Примерная структура раздела:

наименование продукции (услуги);

назначение и область применения;

краткое описание и основные характеристики;

конкурентоспособность продукции (услуги) с выделением параметров, по которым продукт превосходит конкурентов или уступает им;

патентоспособность и авторские права;

наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции;

наличие сертификата качества продукции;

безопасность и экологичность;

условия поставки и упаковка;

гарантии и сервис;

эксплуатация;

утилизация после окончания эксплуатации.

VIII. Маркетинг и план сбыта продукции предприятия. В данном разделе необходимо выявить рынок, проанализировать его и разработать стратегию поведения на рынке, т.е. показать, почему, в каком объеме и какие потребители будут покупать продукцию, как можно воздействовать на спрос. Также описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какова его планируемая цена, формируется рекламная политика.

IX. Производственный план. В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, рабочим персоналом. В этом разделе должны найти отражение вопросы, каким образом и в какие сроки может быть увеличен или сокращен объем выпуска продукции.

X. Организационный план. В этом разделе указываются законодательные, нормативные и другие документы, имеющие правовую силу и отношение к данному проекту, а также график реализации проекта.

XI. Финансовый план. Финансовое планирование рекомендуется осуществлять путем составления следующих финансовых документов: плана доходов и расходов на каждый год срока реализации проекта с помесячной разбивкой первого года, плана движения денежных средств и планового баланса для первого года. Можно привести результаты анализа безубыточности.

XII. Анализ риска. Каждый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его осуществлению. Очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

XIII. Приложения. В приложение могут быть вынесены все документы, которые не являются предметом планирования, но на которые ссылаются в основных разделах бизнес-плана:

копии контрактов, лицензии и т.п.;

копии документов, из которых взяты исходные данные;

прейскуранты поставщиков;

таблицы расчетов финансовых показателей, не вошедшие в основные разделы.

В заключение рассмотрения методики бизнес-планирования необходимо отметить, что на данный момент разработано и активно используется на практике большое количество программных продуктов. позволяющих автоматизировать процедуры составления бизнес-планов. Наиболее известные из них: Business Plan Pro (программа бизнес-планировщик, которая дополнительно позволяет корректировать бизнес-план в соответствии с интересами инвестора в режиме онлайн), ТЭО-ИНВЕСТ (программный комплекс для финансового планирования и разработки бизнес-планов инвестиционных проектов), Business Plan PL (программа предназначена для разработки бизнес-планов и технико-экономических обоснований ТЭО на профессиональном уровне, при этом она доступна широкому кругу пользователей, обладающих навыками работы на компьютере и элементарными знаниями в области экономики). Project Expert (программа основана на построении финансовой модели предприятия и экономического окружения, в котором оно действует, позволяет разработать достоверный пошаговый анализ вариантов принимаемых решений, финансовой эффективности бизнес-проектов, стратегического плана развития компании, подготовить бизнес-план, удовлетворяющий требованиям зарубежных и отечественных инвесторов. контролировать исполнение финансовых планов).

24. Инвестиционная и инновационная политика предприятия.

Инвестиционная политика предприятия определяется как совокупность стратегических управленческих решений, касающихся способов привлечение и расходования ресурсов на инвестиционные цели. Характеристика основных типов и направлений инвестиционной стратегии базируется на классификациях источников инвестиций и направлений инвестиционной активности.

Каждый из возможных источников финансирования инвестиционной деятельности имеет особенности, обусловливающие его привлекательность или непривлекательность для предприятия. Критерием привлекательности, как правило, выступают реальность использования источника (его доступность); потенциальная емкость источника; экономическая эффективность использования и уровень риска пользования источником (с точки зрения требований возврата используемых средств или возможной утраты контроля над предприятием).

Максимальной доступностью характеризуются собственные средства предприятия (амортизационные отчисления, часть чистой прибыли, направляемая на накопление), которые ориентирует предприятие на максимальную экономическую эффективность их использования. Уровень риска утраты контроля над активами не велик. Этот источник, как наиболее естественный, должен стоять на первом месте в ряду вариантов стратегии привлечения средств.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:

модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции;

внедрение в производство новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов;

внедрение в производство и управление информационных технологий;

применение новых методов и средств организации производства, труда и управления.

В общем виде инновационный процесс состоит из четырех этапов: первый этап заключается в проведении фундаментальных научных исследований и получении изобретения. На втором этапе осуществляются исследования прикладного характера, на третьем – экспериментальные разработки, а четвертый, заключительный, этап предполагает коммерциализацию полученного изобретения (начиная от запуска в производство нововведений).

Инвестиционная и инновационная политика предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как реализация нововведений обязательно предполагает определение источников их финансирования, т. е. часть инвестиционных ресурсов направляется на инновации. На развитие инновационных процессов на предприятии оказывают влияние экономические, технологические, социальные, правовые и другие факторы. Одним из факторов, определяющих инновационную активность предприятия, является государственная поддержка инновационной деятельности. В России она призвана обеспечить увеличение ВВП за счет освоения новой продукции и технологий, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и расширение на этой основе рынков сбыта, развитие научно-технического потенциала.

Наши рекомендации