Лекция 12. Налоговая политика и налоговые льготы
1. Сущность, значение и цели налоговой политики.
2. Виды и типы налоговой политики. Налоговые стратегия и тактика.
3. Налоговые льготы.
4. Основные направления налоговой политики Республики Беларусь.
1. Сущность, значение и цели налоговой политики.Один из основных инструментов государственного регулирования экономики – налоговая политика – система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Задачей государства первостепенной важности является формирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т. е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов.Налоговая политика включает в себя выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы; определение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т. д.
Налоговая политика определяет роль налогов в обществе и может быть позитивной или негативной по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налогов является положительным фактором, для субъектов хозяйствования – отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы.
Главная проблема налоговой политики – необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т. е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т. е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй – с размером налогового бремени на макроуровне, т. е. какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.
Цели налоговой политики государства:
1) фискальная – мобилизация части национального дохода в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;
2) экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) социальная – относительная ликвидация или сглаживание неравенства в уровнях доходов населения;
4) экологическая – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, так и к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации па своих территориях;
5) контрольная – за счет проведения проверок достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития регионов и страны в целом;
6) международная – укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.
Задачаналоговой политики – обеспечение финансовыми ресурсами государства, создание благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.
Методы осуществления налоговой политики:
1) управление – заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на объективных закономерностях развития;
2) информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей (о действующих налогах и сборах, порядке исчисления, сроках уплаты и т. п.);
3) воспитание – привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества;
4) консультирование – разъяснение финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения;
5) льготирование – деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможности не уплачивать налоги или сборы или снижение их размера;
6) контролирование – деятельность налоговых органов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди плательщиков;
7) принуждение – деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения к недобросовестным налогоплательщикам мер взыскания и других санкций.
2. Виды и типы налоговой политики. Налоговые стратегия и тактика.Существует ряд классификаций налоговой политики.
В зависимости от масштаба и сферы влияния:
а) внешняя налоговая политика направленана избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций;
б) внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.
В зависимости от режима функционирования инструментов:
1. Недискреционная политика (политика встроенных стабилизаторов) основана на том, что налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменением экономической конъюнктуры и автоматически вызывают изменения в относительных уровнях налогов и госбюджетных расходов. Подоходный налог, пособия по безработице изменяются автоматически в зависимости от расширения или сокращения производства и доходов. Если в экономике наблюдается спад, т. е. личные доходы и доходы фирм снижаются, то при прогрессивном налогообложении налоговые изъятия автоматически уменьшаются, что при прочих равных условиях смягчает последствия падения доходов и сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать объем производства. В результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит, который становится спутником падения производства. Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска, препятствует «перегреву» конъюнктуры. Способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции являются мощным автоматически действующим фактором, стабилизирующим экономику.
Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости (отчисления в который осуществляются постоянно, независимо от состояния экономики) не расходуется и оказывает сдерживающее влияние на совокупные расходы, в период низкой занятости средства фонда интенсивно расходуются (выплаты безработным увеличиваются), поддерживая потребление и смягчая падение производства.
Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях – и в сторону повышения, и в сторону понижения. Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину.
2. Дискреционная политика – сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей.
В зависимости от длительности периодаи характера решаемых задач в налоговой политике выделяются:
а) Налоговая стратегия – налоговая политика, разрабатываемая на длительный срок. Определяется общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования. Стратегическими направлениями налоговой политики являются: построение стабильной налоговой системы; облегчение налогового бремени товаропроизводителей; сокращение налоговых льгот; развитие налогового федерализма. Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.
б) Налоговая тактика – налоговая политика, направленная на решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы. Налоговая тактика государства ежегодно реализуется в законе о бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе. Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов, к экономическому кризису. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения.
Типы налоговой политики:
1) Политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». Государству тогда уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50 %. Данная политика проводится государством в экстренных случаях (экономический кризис или ведение военных действий).
2) Политика разумных (оптимальных) налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
3) Политика с достаточно высоким уровнем налогообложения, но при значительной государственной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.
3. Налоговые льготы.В налоговой политике каждого государства важное место занимают налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.В соответствии со ст. 43 НК РБ налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Виды льгот:
– дополнительные по отношению к учитываемым при определении налоговой базы налоговые вычеты и (или) скидки, уменьшающие налоговую базу либо сумму налога, сбора;
– понижение по сравнению с обычными налоговых ставок;
– возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
– полное освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (пошлины);
– изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
– установление необлагаемого минимума (подоходный налог);
– снижение ставки налогов;
– предоставление налогового кредита (отсрочка взимания налога);
– налоговая амнистия – освобождение налогоплательщика от финансовых санкций за допущенные нарушения налогового законодательства;
– налоговые каникулы – освобождение от уплаты налога на прибыль (либо взимание налога с части прибыли) в течение определенного периода.
Налоговые льготы в зависимости от органа, который предоставляет их, делятся на установленные государственной властью (преследуют общегосударственные цели); льготы местных органов власти (имеют местное значение). Благодаря льготам, налоговый механизм обретает гибкость.
Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь, НК РБ, законами о таможенном регулировании. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом. Нормы НК РБ, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуальнов порядке, определяемом Президентом, в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней; нормативного распределения выручки. По решению Президента государственная поддержка может быть оказана в иных видах.
Министр иностранных дел Республики Беларусь и его заместители, руководители дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за пределами страны имеют право понижать ставки консульского сбора или освобождать от консульского сбора организации и физических лиц по их заявлениям, подаваемым в письменной форме, если приведенные ими причины будут признаны уважительными.
Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты: отдельным плательщикам – физическим лицам, не являющимся ИП, исходя из их имущественного положения; отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, НК РБ, иными законами.
Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований. Плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от них либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено НК РБ. Государство использует налоговые льготы как один из налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, государство может воздействовать на экономику, создавать условия для поступления инвестиций, обновления материально-технической базы, что в конечном итоге обеспечивает увеличение поступлений в бюджет, стимулирует развитие нужных экономике производств, занятость инвалидов.
По целевому назначениюльготы объединяютсяв 4 группы:
1) производственно-экономические льготы, их цель – стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса (освобождение от налога на прибыль производство детского питания);
2) социальные льготы, их цель – облегчить решение социально-бытовых проблем;
3) экологические льготы, их цель – обеспечение охраны окружающей среды, ликвидация последствий экологических аварий;
4) специальные льготы предоставляются отдельным группам плательщиков, имеют ограниченный характер по времени.
Существуют преференции, которые устанавливаются в виде:
1) налогового кредита, который предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между субъектом хозяйствования и налоговым органом;
2) целевой налоговой льготы, которая может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.
4. Основные направления налоговой политики Республики Беларусь.Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. основная цель налоговой политики – повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении доходной части государственного бюджета всех уровней.
Главными задачами сференалоговой политики являются:
– совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
– радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах.
Перед налоговым ведомством стоит непростая задача – в условиях снижения налоговой нагрузки для плательщиков обеспечить поступление доходов в бюджет в полном объеме, обеспечивающем выполнение социальных обязательств государства. Любая либерализация налогового законодательства должна сопровождаться повышением уровня собираемости налогов. Только так возможно обеспечить стабильность поступлений в бюджет. Снижая налоговую нагрузку, предоставляя плательщикам преференции и оставляя в распоряжении плательщиков дополнительные суммы денег, государство вправе ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет создания благоприятных условий для развития бизнеса.
В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов должно позволить к концу 2015 г. снизить налоговую нагрузку до 26 % к ВВП. В течение последних лет Беларусь активно реформировала налоговую систему. Сокращение количества налогов, ежегодное снижение ставок налогов, оптимизация баз налогообложения способствовали сокращению налоговой нагрузки на экономику с 36,1 % в 2008 г. до 27,2 % в 2012 г. Уменьшение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства произошло за счет снижения с 5 % до 3 % и с 7 % до 5 % ставок налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), а также упразднения ставки налога при УСН в размере 15 % от валового дохода и введения 3 %-ной ставки к выручке от реализации в розничной торговле товаров. В результате этих изменений установлена единая налоговая база в виде валовой выручки, сокращено количество ставок налога при УСН с шести до четырех, что не только уменьшает налоговую нагрузку при применении УСН, но и упрощает администрирование налога. Также снижена налоговая нагрузка на доходы физических лиц, облагаемых подоходным налогом, путем увеличения размеров налоговых вычетов, увеличения действующих и дополнительного введения новых льгот.
С целью максимального упрощения порядка расчетов и уплаты налогов, составления налоговой отчетности и улучшения налогового администрирования в Беларуси с 2013 г. осуществлен переход на налогообложение НДС, акцизами, налогом на прибыль по принципу начисления. С 2013 г. в НК РБ реализованы положения, связанные с сокращением налоговых льгот и оптимизацией порядка осуществления налоговых вычетов по НДС. Реализован механизм переноса убытков прошлых лет на будущие периоды по налогу на прибыль, изменен подход к формированию инновационных фондов. С 2013 г. для индивидуальных предпринимателей изменен срок представления налоговой декларации по единому налогу и его уплаты (срок перенесен с 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, на срок не позднее 1-го числа месяца, в котором осуществляется деятельность). Предприниматели, занимающиеся оказанием услуг (выполнением работ), не производят дополнительную уплату единого налога в размере 60 % за каждого работника, привлекаемого к осуществлению предпринимательской деятельности. Эти предприниматели производят исчисление и уплату единого налога исходя из количества обслуживающих объектов, используемых в предпринимательской деятельности.
Результатом упрощения налогового администрирования стало продвижение Беларуси в международных рейтингах. Страна в исследовании Всемирного банка «Doing Business – 2013» вошла в тройку наиболее активных стран-реформаторов и добилась существенного прогресса по индикатору «Налогообложение». В очередном отчетепо показателю «Налогообложение» Беларусь поднялась на 27 пунктов, достигнув 129-го места.
Направления совершенствования налогового законодательства: снижение общего уровня налоговой нагрузки; ориентация структуры налогов на прямое налогообложение; отмена малоэффективных налогов; объединение налогов, имеющих сходную базу; выравнивание условий налогообложения для всех плательщиков; повышение конкурентоспособности налоговой системы и создание налоговых условий для привлечения капиталов в национальную экономику; сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата; совершенствование налогового администрирования, основанного на сегментации плательщиков; изменение порядка налогообложения высокодоходных групп плательщиков; применение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога; проработка вопроса введения консолидированного плательщика налогов для участников холдингов.