Цели и задачи и специфика финансового анализа страховых организаций

Успешное функционирование (страховой) организации во многом зависит от ее финансового положения и финансовых результатов.

Главным методом их (фин. положения и результатов) оценки является финансовый анализ, сущность которого заключается в том, чтобы быть базой для принятия правленческих решений в области финансов. Цель финансового анализа (ФА) состоит в оценке достигнутого финансового состояния и финансовых результатов, а также в создании основы для планирования будущей деятельности (страховой) организации. Для достижения этой цели в ходе анализа решаются такие задачи как:

1. оценка уровня и динамики финансовых показателей

2. сравнение достигнутого уровня с плановыми и нормативными значениями

3. выявление факторов (причина, движущая сила, условия), оказывающих влияние на финансовое состояние

4. расчет имеющихся резервов (имеющиеся, но не использованные по какой-то причине возможности) улучшения результатов и определение основных мероприятий, направленных на их мобилизацию

5. подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов

Специфика ФА в страховании связана с такими особенностями деятельности этих организаций как использование большого количества специфических терминов и показателей таких как, тантьемы, перестрахование, нетто-премия, актуарные расчеты и др. Кроме того деятельность страховых организаций связана с высокой степенью неопределенности и поэтому в ФА более широкое применение должны иметь методы исследования стохастических (не жестко обусловленные) связей такие как: Балансовый метод, индексный, цепных подстановок,

· Корреляционный и регрессионный анализ

· Теория вероятности

· Экспертные оценки

Довольно сильно отличается отчетность страховых организаций, в результате чего система показателей, применяемых в финансовом анализе, методике их расчета и нормативы значений могут значительно отличаться от применяемых в производственной сфере. Например, показатели платежеспособности, достаточности собственных средств и т.д.

Наконец, ФАСО имеет особое значение, т.к. от их устойчивости и платежеспособности зависит благосостояние не только их самих, но и большого числа отраслей. Следовательно, принимаемые ими финансовые решения должны быть особенно взвешенными.

Субъекты финансового анализа зависят от вида финн анализа, который может быть внутренним и внешним. Субъектами внешнего анализа являются:

1. органы финансового и налогового контроля

2. банки

3. акционеры

4. инвесторы

5. хозяйственные партнеры

6. потенциальные клиенты и т.д.

Внутренний анализ проводится непосредственно в организации ее работниками для нужд управления производственной коммерческой и финансовой деятельностью.

Методика – это совокупность методов и приемов анализа). При проведении ФА используются следующие методы:

5. методы экономической статистики (группировки, сводки, сравнения, метод средних величин (с помощью больших чисел), расчет абсолютных и относительных величин, графический метод (линейный, диаграммы круговые, столбчатые, фигурные и др.), обработки рядов динамики др.).

6. методы факторного анализа (метод цепных подстановок, абсолютных разниц, индексный метод, балансовый метод (то что было – то что выбыло + то что пришло = что осталось), регрессионный, корреляционный анализ (при стохастических связях), метод экспертной оценки.

7. к специфическим методам ФА относят методы горизонтального (динамика) и вертикального (структура), коэффициентного анализа и некоторых других.

Горизонтальный – самый распространенный. Он позволяет оценить динамику показателей в течение анализируемого периода и выявить основные тенденции. При этом сравниваются аналогичные показатели за разные периоды (в форме №2) и моменты (в форме №1); рассчитывается изменение показателей в абсолютном (в руб. – для ФА) и относительном (коэф. или %) измерениях. В основе этого анализа лежит исчисление цепных и базисных абсолютных отклонений, темпов роста и прироста статей бухгалтерской отчетности.

Вертикальный (структурный) анализ позволяет оценить структуру обобщающих показателей, например, структуру активов и пассивов по балансу, доходов и расходов по отчету о прибылях и убытках и др. показатели. При этом рассчитываются показатели: удельный вес или доля отдельных составляющих в общей совокупности (например, доля собственных средств в общей сумме источников финансирования).

Сравнительный (или пространственный) анализ - это оценка основных финансовых показателей в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми (что сложилось), с плановыми (при внутреннем) показателями и нормативами (что должно быть) (при внешнем анализе).

Факторный анализ – анализ влияния отдельных причин на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования и построения факторных моделей (формулы, схемы зависимости между показателями).

Трендовый анализ –на основе статистической обработки показателей, сложившихся в прошлые анализируемые периоды установить закономерность (тренд) и изменения и использовать для прогноза финансовых показателей на будущее (экстраполировать).

Коэффициентный анализ – позволяет выполнить детальную оценку финансового состояния предприятия, используя относительные показатели, характеризующие соотношение между разными показателями и называющиеся коэффициентами. С их помощью характеризуют эффективность, платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую и рыночную активность. Их использование позволяет также сделать данные более сопоставимыми за счет того, что позволяет уменьшить инфляционное искажение и разницу в масштабах производства при трендовом и межзаводском анализе.


Наши рекомендации