Вопрос . Анализ себестоимости продукции
Под себестоимостью продукции (услуг) понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе производства и реализации продукции (оказания услуг), а также для совершенствования хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Себестоимость продукции (услуг) является одним из основных показателей, характеризующим работу предприятия. От ее уровня зависят финансовые результаты и финансовое состояние предприятия.
Основные задачи анализа себестоимости:
Оценка обоснованности, напряженности и степени выполнения плана (норматива) по себестоимости.
Выявление причин отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативной).
Установление динамики показателей себестоимости.
Определение факторов, влияющих на динамику показателей себестоимости.
Анализ отдельных видов затрат в себестоимости продукции (услуг).
Выявление резервов снижения себестоимости продукции (услуг).
Источники информации для анализа:
все виды планов предприятия, содержащие расчет затрат, в том числе бизнес-план, план социально-экономического развития, бюджеты и т.п.; бухгалтерская отчетность предприятия (форма № 2, форма № 5); данные бухгалтерского учета, расшифровывающие отдельные статьи бухгалтерской отчетности;
плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции (услуг).
Анализ структуры себестоимости продукции (услуг)
Структура себестоимости продукции (услуг) - соотношение отдельных видов затрат в их общем объеме.
В отечественной практике для оценки структуры себестоимости принято в основном использовать группировку по элементам затрат (при анализе себестоимости единицы продукции или услуг – по калькуляционным статьям расходов). Группировка затрат по элементам также необходима для изучения эффективности использования того или иного ресурса.
Основные элементы затрат (смета затрат):
материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; суммы начисленной амортизации; прочие затраты (арендная плата; оплата коммунальных услуг; налоги, включаемые в себестоимость; страховые платежи; расходы на рекламу; расходы на проведение маркетинговых исследований и др.)
На структуру себестоимости продукции (услуг) влияют конкретные условияхозяйственной деятельности предприятия и различные факторы, к которым можно отнести: специфику отрасли, географические и природно-климатические условия, технико-организационный уровень предприятия и др.
Практически для всех предприятий сферы услуг характерен большой удельный вес общехозяйственных расходов (как следствие высокой арендной платы и оплаты за коммунальные услуги). Значительный удельный вес в себестоимости производственных видов услуг (по ремонту и изготовлению изделий) занимают затраты на материалы, покупные изделия и полуфабрикаты (запчасти). Расходы на оплату труда занимают значительный удельный вес в себестоимости непроизводственных видов услуг.
Затраты, сгруппированные по статьям себ-ти, отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией товарной продукции за данный отчётный период. Затраты по элементам показывают все произведённые предприятием расходы ресурсов за отчётный период, включая расходы на рост остатков незавершённого производства, затраты, отнесённые за счёт будущих периодов и т. п.
Система “директ-костинг” основана на деление всех затрат по степени зав-ти от объема произ-ва и реализации на постоянные и переменные. С = ∑Зпер + ∑Зпост
- постоянные затраты - затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.)
- переменные - затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.)
Анализ основных показателей себестоимости продукции (услуг)
Основными (обобщающими) показателями себестоимости продукции (услуг) являются:
общая сумма затрат (полная себестоимость); затраты на 1 рубль объема реализации продукции (услуг); себестоимость единицы продукции (услуг).