Вопрос 16. Себестоимость продукции. Виды себестоимости. Основные статьи затрат и их анализ. Точка безубыточности.

Себестоимость продукции это денежное выражение трудовых и материальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Виды себестоимости: цеховая (затраты цеха, связанные с производством продукции), производственная (затрата цехов плюс общепроизв. и общех. расходы) и полная = произв.+ затраты связ. с реализацией продукции.

Все затраты:

1. Постоянные (не зависят от объема производства, аренда, отопление).

2. Переменные.

Основные затраты образующие себестоимость продукции группируются по след.элементам:

1. Материальная база (покупка сырья, материалов, топлива, энергии),

2. Затраты на оплату труда ( оплата труда персонала, премии)

3. Страховые выплаты,

4. Амортизация (сумма отчислении на восстановление ОПФ)

5. Прочие затраты (налоги, сборы, платежи)

Затраты могут делиться на :

1. Основные, связанные с производством продукции,

2. Накладные – затраты связанные с организацией, управлением и обслуживанием персонала.

Они бывают:

1. Общепроизводственные (затраты, связанные с организацией управлением и обслуживанием отдельных цехов и отд.отраслей,

2. Общехозяйственные – административно управленческие затраты (зп адм. управляющим, содержание транспорта).

Порядок проведения анализа себестоимости:

1. Сравнение плана и факта,

2. Анализ структуры себестоимости,

3. Постатейный анализ,

4. Анализ точки безубыточности.

Под точкой безубыточности понимается объем реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости.

Постоянные издержки
Переменные издержки
Убытки
Суммарные издержки
Издержки и доходы
Единицы продукции
10 20 30 40 50 60 70
Точка безубыточности

Рис. Определение точки критического объема производства

Постатейный анализ – рассматривает каждую статью в структуре себестоимости.

Вопрос 17.Прибыль на предприятии. Функции и виды прибыли. Распределение прибыли.

Прибыль = ДВ – себестоимость. На величину влияет объем, цена и себестоимость.

Основные функции прибыли:

1. Оценочная – один из важнейших показателей эффективности работы.

2. Стимулирующая – прибыль как источник и условие формирования поощрительных фондов.

3. Распределительная.

Чистая прибыль идет в 2 направлениях: резервный фонд и фонд специального назначения. Фонд спец.назначения делиться на фонд накопления (статьи использования: капиталовложения, природно – охранные мероприятия, научно – исследовательские и проектные работы, взносы по созданию др. предприятии.), фонд потребления (фонд коллективного потребления, фонд индивидуального потребления, прочие), дивидендный фонд. п

Выделяют следующие виды прибыли:

1. Валовая,

2. Прибыль от продаж,

3. Прибыль до налогообложения,

4. ЧП (-20% налог)

Вопрос 18 Рентабельность предприятия. Основные факторы повышения рентабельности.

Рентабельность -это обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности предприятия.

Уровень Рентабельность продукции = прибыль / себестоимость * 100%., на 1 руб …копеек , на 1 руб …копеек

На производственном предприятии используют несколько показателей рентабельности предприятия:

При анализе прибыли и рентабельности используются следующие источники информации:

1. Уровень общей рентаб-ти = ЧП \ стоимость имущества( баланс итог) * 100%. , характеризует сколько получено прибыли с каждого рубля вложенного имущества.

2. Рентабельности собственного капитала = прибыль с распоряжении предприятия \ источник собственных средств (баланс стр 490). Для инвесторов.

3. Коэф.рентабельности от продаж = прибыль \ ДВ (ф.№2), показывает какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализации.

4. Рент.произв.фондов( норма прибыли) = прибыль \ стоимость Произв. Фондов (баланс ст 120 +210+217)

5. Число оборотов капитала = ДВ \ стоимость имущества(активы)

1) отчет о прибылях и убытках

2) отчет о движении капитала

3) для анализа чистой прибыли используется устав предприятия

Основными факторами, влияющими на прибыль являются:

- объем производства;

-себестоимость продукции;

- структура, ассортимент выпускаемой продукции;

- уровень цен;

- производительность труда и уровень технической оснащенности производства;

- конкурентная среда (действия налоговой системы, источники финансирования деятельности, деятельность конкурентов, территориальное месторасположение и др.).



Наши рекомендации