Основы организации финансов организаций различных организационно-правовых форм и видов собственности

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основе частной, государственной, муниципальной и смешанных форм собственности создаются следующие организационно-правовые формы организаций (рис. 14.3).

Основы организации финансов организаций различных организационно-правовых форм и видов собственности - student2.ru

Рис. 14.3. Организационно-правовые формы предприятий

Законодательство предусматривает соответствующий порядок образования и условия работы предприятий и других организаций и их объединений разных организационно-правовых форм. В процессе формирования современного рынка создаются равные экономические и финансовые условия для предприятий и других организаций всех форм собственности и видов деятельности. Например, организации, традиционно относящиеся к непроизводственной сфере, получили возможность заниматься коммерческой деятельностью с соответствующей системой организации финансов, выплатой налогов и пр. Происходит унификация законодательной финансовой базы, прежде всего на основании таких законодательных актов, как Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации. Поэтому мы применяем единый термин «предприятие» для разных организационно-правовых форм и соответственно выделяем финансы предприятий как исходное звено финансовой системы.

В основе организации финансов организаций в России лежат определенные принципы, которые в условиях формирования цивилизованных рыночных отношений существенно изменились. На смену прежним принципам (демократический централизм, партийность, плановость) приходят принципы, соответствующие рыночным методам ведения хозяйства, когда основными критериями эффективной работы предприятий становятся коммерциализация деятельности и получение прибыли, самостоятельная организация предприятием производства и сбыта продукции на рынке по ценам спроса и предложения, свобода выбора партнеров.

Ведущим принципом планирования финансовой деятельности становится индикативность, под которой следует понимать отказ от всеобщности государственного директивного планирования, переход к составлению долгосрочных планов в форме прогнозов. При этом все регулирующие функции государства сводятся к определению «правил поведения» на рынке для предприятий всех форм собственности в виде установления ставок соответствующих налогов, стимулированию выполнения государственных заказов, проведению определенной процентной, таможенной политики и контролю за их выполнением.

Таким образом на практике реализуются два важнейших принципа организации финансов предприятий, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации:

1) финансовая независимость;

2) ответственность, когда юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Саморегуляция рыночного хозяйства достигается только под воздействием государства, которое может замедлять или ускорять развитие экономических процессов. Важно не допускать искусственного выделения элементов из единого взаимосвязанного комплекса регулирующих мер государственной экономической политики. Игнорирование этого условия на практике неизбежно приводит к серьезным диспропорциям в экономике.

При определении финансовой стратегии организации необходимо учитывать следующие принципы:

1) обеспечение соответствия потребностям рынка, учет конъюнктуры и платежеспособности предприятий, т. е. возможности нормальных расчетов с покупателями и поставщиками продукции;

2) соответствие сроков получения и использования средств;

3) обеспечение возможности маневрирования при недостижении плановой реализации или превышении плановых затрат;

4) обеспечение рационального вложения капитала (новые инвестиции должны иметь более высокую эффективность по сравнению с уровнем, достигнутым в действующих условиях);

5) обеспечение инвестиций и других затрат самым «дешевым» способом финансирования;

6) постоянное поддержание платежеспособности предприятия;

7) обеспечение повышения финансовой устойчивости предприятия.

В условиях рыночной экономики на организацию финансов предприятий существенно влияют такие важные процессы государственной политики, как разгосударствление собственности и акционирование предприятий, проведение реформ финансово-кредитной и налоговой систем, обеспечение широкого доступа предприятий к внешнеэкономической деятельности.

Наши рекомендации