Правовые основы финансового контроля
3.1. Общие сведения о финансовом контроле;
3.2. Федеральный государственный финансовый контроль;
3.3. Региональный государственный финансовый контроль;
3.4. Муниципальный финансовый контроль;
3.5. Финансовый контроль, осуществляемый без участия органов государственной власти и местного самоуправления в качестве проверяющих;
3.6. Основы организации проведения финансового контроля;
3.7. Ответственность за нарушения в финансовой сфере;
Банковская система
4.1. Банк России в банковской системе;
4.2. Понятие и виды кредитных организаций;
4.3. Правовое положение кредитных организаций в банковской системе РФ;
Правовое регулирование банковского кредитования
5.1. Понятие банковского кредитования;
5.2. Виды банковских кредитов;
5.3. Кредитная история;
5.4. Особенности потребительского кредитования. Законность взимания некоторых сумм по кредитному договору;
5.5. Обеспечение возвратности кредитов;
5.6. Банковский факторинг - альтернатива кредитования;
Правовое регулирование денежных потоков на финансовых рынках
6.1. Валютный рынок;
6.2. Регуляторы валютного рынка;
6.3. "Товар" на валютном рынке;
6.4. "Продавцы" и "покупатели" на валютном рынке;
6.5. Валютные операции;
6.6. Запреты и ограничения на валютном рынке;
6.7. Паспорт сделки;
6.8. Органы и агенты валютного контроля;
6.9. Права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих валютные операции;
6.10. Ответственность за нарушение валютного законодательства;
Финансово-правовые основы рынка ценных бумаг
7.1. Ценные бумаги и эмиссионные ценные бумаги;
7.2. Виды эмиссионных ценных бумаг;
7.3. Эмиссия ценных бумаг;
7.4. Государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
7.5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7.6. Фондовая биржа;
7.7. Государственное регулирование рынка ценных бумаг;
7.8. Ответственность за нарушение законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг;
Финансово-правовые основы страхового рынка
8.1. Страховой рынок;
8.2. Страховщики и субъекты страхового дела;
8.3. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков (страховых организаций и обществ взаимного страхования).
Общие положения финансовой деятельности
Понятие финансов
Определение финансов. Давно существующее слово "финансы", несмотря на различные оттенки в содержании в разные времена, в основном с XVIII в. обозначало денежные платежи, денежные средства. Отдельный человек может говорить о своих финансах; тогда под финансами понимаются его личные денежные средства, находящиеся непосредственно при нем; денежные отношения с банком, предоставившим ему кредит; его налоговые платежи в бюджет и т.д.
Чаще говорят о финансах промышленных предприятий, государственных, кооперативных и частных, о финансах муниципальных образований: городов, районов, сельских населенных пунктов. В этих случаях говорят о "местных финансах". Но главным образом слово "финансы" употребляется тогда, когда речь заходит о доходах, расходах и долгах государства, страны. В таких случаях используют понятия "государственные финансы", "финансы страны", "денежное хозяйство".
Под финансами страны понимаются ее денежное хозяйство и возникающие на его основе посредством оборота денег финансовые отношения, в результате которых образуются различные фонды денежных средств, как государственные, так и негосударственные (частные).
В этом определении содержится три элемента:
1) денежное хозяйство;
2) финансовые отношения;
3) фонды денежных средств.
Рассмотрим вкратце каждый из названных элементов.
Прежде всего финансы страны - это денежные средства страны (финансовые ресурсы), внешне выражающие стоимость имеющихся в стране товаров и участвующие в обороте денег в наличной и безналичной формах. При этом не следует забывать, что деньги являются особым товаром, который служит денежным измерителем всех других товаров и всеобщим орудием обмена.
Финансовые отношения, возникающие на основе денежного хозяйства страны, имеют "вещное" содержание, так как представляют собой процесс движения ресурсов в денежной форме, например от коммерческого банка к предприятию в форме кредита, от налогоплательщика к государству в бюджет в форме налогового платежа. Благодаря финансовым отношениям возможно создание различных фондов денежных средств: государственных и негосударственных, централизованных и децентрализованных, бюджетных и внебюджетных и т.д.
Применительно к денежным средствам государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов возникает необходимость формирования их в определенные фонды, каждый из которых имеет строго целевое назначение (для содержания органов управления, для погашения государственного долга, для нужд обороны и т.д.). С помощью фондов денежных средств создается рациональный и правовой порядок в денежном хозяйстве страны.
В состав финансов страны включаются денежные средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, денежные средства государственных и негосударственных предприятий, все доходы государственного бюджета как в форме налоговых платежей, так и в форме государственного кредита.
Финансы страны подразделяются:
- на государственные (публичные) финансы;
- частные (негосударственные) финансы.
Центральное место в системе финансов занимают публичные финансы, к которым относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований.
Государственные (публичные) финансы - это те денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и местные органы. Сюда относятся денежные средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджетных фондов, денежные средства государственных и муниципальных предприятий.
Такое же понимание публичных финансов предлагается французским "Юридическим словарем" под редакцией Ж. Корню, в котором финансы определяются как "совокупность денежных средств, принадлежащих государству и публичным коллективам.
Исторически становление государственных финансов завершилось в период формирования централизованных государств в XVIII в. (Франция, Пруссия, Россия) ростом их расходов на аппарат управления, полицию, армию. Казна в это время постепенно отделяется от личных средств монарха, а сами средства все более принимают денежную форму. В итоге складывается система государственных финансов в современном ее понимании.
В настоящее время различаются два вида государственных финансов:
1) централизованные;
2) децентрализованные.
Государственными (публичными) централизованными финансами являются денежные средства, которыми непосредственно распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти денежные средства используются для удовлетворения общих нужд соответствующих территориальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.
Государственные (публичные) финансы включают:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов Российской Федерации;
- местные бюджеты;
- внебюджетные фонды;
- фонды, образуемые посредством государственного и муниципального кредита.
В свою очередь, государственные централизованные финансы (бюджеты) подразделяются:
- на общие бюджеты;
- бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.
В другом положении находятся государственные (публичные) децентрализованные финансы, т.е. финансы государственных и муниципальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муниципальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный характер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются законам рынка, что приближает их финансы к финансам других (частных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципальные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.
Анализ государственных (публичных) централизованных и децентрализованных финансов позволяет определить достаточно распространенное в финансовой литературе понятие казны.
Казна - это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Государственную казну Российской Федерации составляют средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также средства ЦБ РФ, золотой и валютный фонды РФ.
Частные (негосударственные) финансы. Наука финансового права изучает нормы финансового права, которые подвергают регламентации государственные финансы. Но данная наука в разделе о налоговом праве изучает также процесс превращения (трансформации) частных финансов в государственные финансы.
К частным (негосударственным) финансам относятся денежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и общественным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решениями государственных и местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.
В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образование, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), частные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками. Собственник продуктового магазина как индивидуальный предприниматель ведет хозяйство для получения прибыли и удовлетворения своих потребностей. Каждое частное предприятие, подобно отдельному дереву, живет своей жизнью, но в то же время, соединяясь с другими деревьями, образует лес, т.е. хозяйство страны.
Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отношения. Именно эти отношения составляют основу финансовой деятельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.
2. Финансовая деятельность государства: