Финансы некоммерческих организаций: источники формирования и использования финансовых ресурсов

Основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются:

· бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией;

· поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет;

· выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

· выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду;

· выручка от оказания посреднических услуг;

· доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций;

· доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;

· доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.);

· добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан.

Направления использования финансовых ресурсов, независимо от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств), определяются в строгом соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ, устанавливающими конкретные цели расходования средств. Все расходы делятся на две основные группы: текущие и капитальные расходы. В первую группу входят расходы на оплату труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог, уплачиваемый в государственные внебюджетные фонды), приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, расходы на командировки и служебные разъезды, оплата различных видов услуг (коммунальных, транспортных, услуг связи и др.), выплата стипендий и т.д. Во вторую группу включаются затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря и т.д.

ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

- Это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств в процессе социально-экономической деятельности участников

- Участвуют в первичном распределении национального дохода и вторичном распределении национального дохода и вторичном распределении через систему прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов (дотации на оплату услуг ЖКХ)

Содержание финансовой политики, стратегия и тактика

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государства своих функций.

По мнению Витте, финансовая политика «должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственного дохода».

Фин. политика охватывает комплекс мероприятий:

-разработка общих концепций фин. политики, определение целей, принципов, задач

-управление фин. деятельностью гос-ва и других субъектов экономики

Фин. политика реализуется через систему гос. мероприятий, направленных на мобилизацию части фин. ресурсов общества в бюджет и их эффективное использование для выполнения гос-ва своих функций.

Для осуществления фин. политики применяются бюджетно-налоговые, денежно-кредитные инструменты, а также используются институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию фин. ресурсов и регулированию денежных вопросов.

Фин. политика включает:

-стратегию

-тактику

Тактика предусматривает разработку конкретной системы мер по усилению воздействия финансовых отношений для достижения цели в краткосрочной перспективе.

Реализации тактических задач имеют решения:

1) Создание финансового механизма, способного обеспечить эффективное достижение соц. экономической цели.

2) Повышение эффективности финансовой взаимосвязи звеньев фин. системы.

3) Учёт особенности развития экономики

Стратегия состоит в обосновании перспективы направления фин. политики на длительный период (10- 15 лет)

Принципы финансовой политики:

1. Фин. политика выступает частью общей экономической политики гос-ва.

2. Обеспечение стимулирующей роли финансов.

3. Учёт всех интересов, складывающихся в рыночной экономике.

4. Финансово-материальная сбалансированность экономики означает, что каждый фонд финансовых ресурсов выступает денежным эквивалентом соответствующего материального фонда.

Необходимо учитывать, что распределение фин. ресурсов по сути есть распределение соответствующих материальных благ и услуг через денежные потоки. Фин. потоки на основе спекулятивных операций на финансовых рынках не могут привести к росту материальных источников их покрытия.

Наши рекомендации