Структура и источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций. Денежные фонды целевого назначения. Направления использования финансовых ресурсов. Смета доходов и расходов.

Некоммерческая организация может осуществлять несколько видов деятельности. Они не могут противоречить законодатель­ству и должны соответствовать целям, для которых организация была создана.

Некоммерческие организации вправе осуществлять предприни­мательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Такой деятельностью признается:

• приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечаю­щих целям создания некоммерческой организации;

• приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

• участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Перечень возможных видов этой деятельности содержится в ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 «О некоммерческих орга­низациях». На предпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения. В частности, Феде­ральный закон от 12.01.96 «О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности» допускает участие профсоюзов в со­здании только банков и некоторых других организаций (ст. 24), Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благо­творительных организациях» запрещает им создание хозяйствен­ных обществ совместно с другими лицами (ст. 12).

Споры, возникающие в связи с осуществлением общественны­ми и религиозными объединениями предпринимательской дея­тельности, подлежат рассмотрению арбитражными судами в со­ответствии с процессуальным законодательством.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности в порядке, установленном для коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций, которые ведут бухгалтерский учет с использованием Плана сче­тов бюджетных учреждений, в рабочих планах счетов должны предусматриваться субсчета для отражения операций, связанных с предпринимательской деятельностью.

Некоммерческая организация отвечает по обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству может быть обраще­но взыскание. Перечень имущества, на которое может быть об­ращено взыскание (точнее, той его части, на которую взыскание обращено быть не может), определяется гражданско-процессуаль­ным законодательством. Имущество некоммерческой организации формируется за счет следующих источников:

• регулярных и единовременных поступлений от учредителей 1 (участников, членов);

• добровольных имущественных взносов и пожертвований;

• выручки от реализации товаров (работ, услуг);

• дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, об­лигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

• доходов, получаемых от собственности некоммерческой орга­низации;

• других не запрещенных законодательством поступлений.

Законодательно могут устанавливаться ограничения на источ­ники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерчес­кой организации.

Запрещается распределять между участниками прибыль, полу­ченную некоммерческой организацией.

Финансовым документом, на основании которого некоммер­ческие организации осуществляют деятельность, является ежегод­ная смета доходов и расходов, составляемая в произвольной фор­ме. Сметные доходы формируются за счет:

1) взносов учредителей. Доходы этого вида возникают только при создании организации и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов. Предельный срок внесения взно­сов не может превышать года с момента регистрации организации в качестве юридического лица. Поэтому на очередной финансо­вый год эти поступления планируются в размерах задолженности учредителей. Основанием для планирования являются данные, взятые из учредительных документов, и информация о задолжен­ности учредителей по состоянию на начало планируемого года;

2) вступительных взносов. В отличие от взносов учредителей Данный вид доходов может поступать в некоммерческую органи­зацию в течение всего срока ее функционирования;

3) членских взносов;

4) добровольных пожертвований юридических и физических лиц;

5) целевого финансирования, поступающего от учредителей под задачи, для выполнения которых организации созданы;

6) поступлений от предпринимательской деятельности. Этот источник пополнения доходной части организации используется в случае, если прочие источники недостаточны. Их размер пла­нируется, как правило, на основе данных бизнес-плана. Получен­ную прибыль можно направлять исключительно на уставные цели. При этом некоммерческая организация может использовать толь­ко суммы чистой прибыли, остающиеся в ее распоряжении после уплаты налогов. Налогообложение прибыли от предприниматель­ской деятельности некоммерческих организаций осуществляется в общеустановленном порядке.

Сметные расходы возникают в связи с:

• заработной платой работников, рассчитанной исходя из тариф­ных ставок или иных форм и систем зарплаты, а также сумм расходов на оплату различных надбавок, доплат и компенса­ционных выплат;

• начислениями на заработную плату (включая единый соци­альный налог);

• коммунальными расходами, возникающими в связи с заклю­чением договоров на оказание различных видов коммунальных услуг;

• административными расходами (канцелярские расходы, расхо­ды по оплате командировок, консультационных, информаци­онных и иных аналогичных услуг);

• хозяйственными расходами и расходами на ремонт основных средств;

• целевыми расходами;

• прочими расходами;

• резервами непредвиденных расходов.

Некоммерческие организации получают средства для финан­сирования программ и отдельных мероприятий (целевое финан­сирование). К этим средствам относятся все поступления в неком­мерческую организацию, кроме взносов учредителей. К целевому финансированию относятся также суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Средства целевого финансирования направляются, как прави­ло, на обеспечение отдельных программ. При этом может огова­риваться доля средств, которые некоммерческая организация мо­жет направить на общехозяйственные расходы, но может быть и так, что целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расхо­ды обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов. Эти особенности следует учитывать при определении схем распре­деления общих расходов по источникам финансирования. При распределении общехозяйственных расходов за основу можно принимать сумму целевого финансирования, полученного (или подлежащего получению) для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах (поданным штатных расписаний), или иные показатели, экономический характер которых связан с экономи­ческим характером осуществляемой деятельности.

Существует прямая аналогия между осуществлением предпри­нимательской деятельности некоммерческими организациями за счет средств целевого финансирования (включая бюджетные ас­сигнования) и осуществлением деятельности коммерческими организациями, получающими средства государственной помощи. Однако в настоящее время наиболее распространенным является бюджетное финансирование коммерческих проектов, осуществля­емых некоммерческими организациями.

Государственной помощью признается увеличение экономи­ческой выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). При этом в каче­стве экономической выгоды не рассматриваются создание инфра­структуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее поло­жение на рынке и осуществляющих монополистическую деятель­ность и тому подобные действия, которые могут оказывать влия­ние на общие хозяйственные условия, в которых организация ве­дет деятельность. Иными словами, государственной помощью могут считаться только те действия государственных органов, ко­торые имеют конкретную стоимостную оценку и выражаются в виде перечислений денежных средств или передачи иных активов, которые могут быть использованы для осуществления мероприя­тий, финансируемых за счет государственной помощи. Бюджетные средства подразделяются на:

• средства, направляемые на финансирование капитальных рас­ходов, связанных с покупкой, строительством или приобретени­ем иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.)-

• средства, направляемые на финансирование текущих расходов.

Деятельность профессиональных союзоввообще и профсоюзных комитетов в частности регулируется положениями Федерального закона от 12.01.96 «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности». Профсоюз - это добровольное обще­ственное объединение граждан, которые связаны общими произ­водственными, профессиональными интересами по роду их дея­тельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

В собственности профсоюзов могут находиться земельные участ­ки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, турис­тические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, куль­турно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типог­рафии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарно­сти, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обу­чения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответству­ющие уставным целям профсоюзов.

Источники, порядок формирования имущества и использова­ния средств профсоюзов определяются их уставами, положения­ми о первичных профсоюзных организациях.

Профсоюзы вправе осуществлять через учрежденные ими орга­низации предпринимательскую деятельность для достижения це­лей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

Доходы профсоюзных организаций могут включать в себя:

• членские взносы членов профсоюза (основной вид поступле­ний);

• вступительные взносы;

• добровольные взносы. Они могут поступать как от членов профсоюза, так и от других физических лиц и организаций;

• доходы от предпринимательской деятельности объединения, доходы от платных мероприятий, прибыль от промышленных и других видов деятельности;

• прочие доходы и поступления.

дотации от вышестоящего органа и отчисления от нижестоя­щих органов.

Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств со­ответствующих бюджетов в установленном порядке.

Взносы распределяются в установленной пропорции между:

1) профкомами;

2) отраслевыми комитетами профсоюзов;

3) Советом Федерации профсоюзов;

4) ЦК профсоюзов;

5) Советом ФНПР.

Основные направления расходования средств профсоюзных комитетов - организационные расходы и расходы на содержание аппарата управления. К организационным расходам относятся: заработная плата с начислениями освобожденным работникам профкомов; расходы на проведение конференций, совещаний, се­минаров; расходы на подготовку кадров и курсовые мероприятия; социально-бытовые расходы и хозяйственные расходы; содержа­ние легкового автотранспорта; расходы на командировки; износ основных средств, нематериальных активов (впрочем, следует иметь в виду, что большая часть имущества, используемого проф­союзными организациями, относится к социальной сфере и, сле­довательно, не амортизируется; начисленный износ учитывается за балансом); капитальный, средний и текущий ремонт; потери и списания; взносы в уставные фонды других организаций.

Профсоюзы имеют право:

на паритетных началах участвовать в управлении государствен­ными фондами социального страхования, медицинского стра­хования, пенсионным и другими фондами, а также имеют пра­во на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов;

• участвовать в выборах органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления;

• создавать образовательные и научно-исследовательские учреж­дения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.

Еще одним направлением расходования средств профкомов являются расходы на социально-культурную сферу, к которым относятся: заработная плата с начислениями персоналу по культ­работе; расходы на физкультуру и спорт; материальная помощь членам профсоюзов; отчисления в фонды: в фонд солидарности, в фонд социального назначения.

Профсоюзы также осуществляют:

• организацию и проведение оздоровительных мероприятий сре­ди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда соци­ального страхования РФ по представлению соответствующих профсоюзов;

• взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоци­ациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Тема 9 Налоги

1. Сущность и функции налогов

2. Налоговая система РФ

3. Федеральные налоги

4. Налоги субъектов РФ

5. Местные налоги и сборы

6. Основные направления государственной политики в области налоговой реформы

Сущность и функции налогов

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

Налоги — обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (цен­тральными и местными органами власти, а в федеративных государствах - членами феде­рации) с физических и юридических лиц.

Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод моби­лизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода -выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производст­венных отношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возмож­ность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают законо­мерности производства.

Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т. е. пред­ставляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государст­вом. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы го­сударственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национально­го дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, пре­вращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принуди­тельного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся соб­ственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобраз­ной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностя­ми развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости нацио­нального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налоги — не только экономическая категория, но и финансовая категория: они вы­ражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличи­тельные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделя­ют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налоговвыявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и ре­гулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.

1. Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возмож­ность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обес­печенных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития об­щества возрастает. XX в. характеризуется огромным ростом доходов государства от взима­ния налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социаль­ных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Особенно высоки темпы роста налоговых доходов развитых стран после Второй ми­ровой войны, что связано не только с восстановлением экономики, но и ухудшением в I960—1970-е годы условий воспроизводства во многих странах Запада. В середине 80-х годов поступления налогов замедлились, и их доля в национальном доходе стабилизирова­лась. Однако в целом сохраняется высокая доля за государством в перераспределении на­ционального дохода.

Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.

2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспре­делительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней взаимосвязана. Расширение налогового метода мобилизации национального дохода государством вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Развитие производительных сил в условиях НТР вызывает потребность государст­венного вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень нало­говое регулирование. С расширением обложения доходов главными налоговыми объек­тами становятся доходы населения и прибыль предприятий, а главными субъектами — фи­зические и юридические лица.

Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм ры­ночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. Размер налогов оп­ределяет уровень оплаты труда, поскольку она включает налоговые платежи. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющее­ся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации произ­водственных мощностей.

Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются госу­дарством в налоговой политике через широкий арсенал различного рода надстроечных ин­струментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т.п.), составляющих налого­вый механизм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механиз­му юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воз­действуя на экономические процессы.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государ­ство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Разграничение налогов и их функций, с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма, с другой, даёт возможность понять объективность налогов и субъективную дея­тельность государства.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Они находятся в постоянном движе­нии и зависят от экономической политики государства. Послевоенные годы характеризу­ются постоянным пересмотром их в соответствии с новыми экономическими концепциями. Это касается как зарубежных стран, так и Российской Федерации. [2]

Основные элементы налога.

1. Субъект налога —лицо (юридическое или физическое), которое по закону яв­ляется плательщиком налога.

2. Объект налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество и т.д.).

3. Источникналога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, при­быль, проценты).

4.Единица обложения — единица измерения объекта (например, гектар зем­ли по поземельному налогу).

5. Налоговаяставка — размер налjга на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные.

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессив­ные. При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возраста­нии дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии став­ка налога повышается для всего дохода.

Пример. При доходе до 1000 долл. в месяц налогоплательщик вносит 1% своего дохода; при доходе от 1001 долл. до 3000 долл. — 2% своего дохода; при доходе от 3001 до 7000 долл. — 3% своего дохода и т.д. Если налогоплательщик имеет 1000 долл.. то он пла­тит 10 долл. налога, а если он получил 1001 долл., то должен заплатить 2%, или 20 долл. Простая прогрессия на практике не применяется, а используется сложная прогрессия, при которой доход налогоплательщика разбивается на части, и для каждой части дохода применяется соответствующая ставка налога. При сложной прогрессии обложение суммы в 1001 долл. производится так: 1000 долл. облагаются по ставке 1% и только 1 долл. облага­ется по ставке 2% (налогоплательщик заплатит не 20 долл., а 10 долл. и 2 цента), т. е. повышенная ставка применяется только для той части, на которую произошло увеличение дохода.

6. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

7. Налогооблагаемая база доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется он путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.

8. Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

9. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Наши рекомендации