Типы и составляющие финансовой политики. Денежно-кредитная политика государства

Типы бюджетной политики:

1. Классический – отводит гос-ву роль «ночного сторожа». Рынок – главный регулятор экономического роста и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечивать рынок правовыми нормами и стремиться к минимизации всех государственных расходов, представляющих собой дополнительные издержки для предпринимателей.

2. Планово-директивный тип. Основополагающей является система директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Предусматривается жёсткая централизация и перераспределение через гос. бюджет значительной части финансовых ресурсов экономики. Система ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала.

3. Регулирующий– государство осуществляет циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (налоговые ставки, льготы, бюджетные расходы, бюджетные инвестиции и т.д.) В основу регулирующего типа положена теория Дж. М. Кейнса.

Составляющие финансовой политики.

1.Бюджетная

2.Налоговая

3.Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политикавключает:

- эмиссионную политику

- регулирование денежного обращения

- поддержание ликвидности кредитной системы

Эмиссионная политика включает определение необходимого количества денег в обороте и увеличение доходов бюджета, которое требует особой осторожности т.к. эмиссия бумажных денег приводит к переполнению каналов денежного обращения, обесцениванию денежной единицы, доходного бюджета и других субъектов экономики.

Регулирование денежного обращения и поддержание ликвидности кредитной системы осуществляется с помощью денежно-кредитной системы: нормы обязательных резервов, ставки рефинансирования, учётной ставки, операций на открытом рынке.

Бюджетная политика государства: условия и направления реализации

Бюджетная политика государства

Направления:

- Политика в области бюджетных доходов и расходов

- Управление государственным долгом и государственными активами.

- Реализация принципов бюджетного федерализма.

- Управление государственными финансами.

Цели бюджетной политики

- Общая стратегическая задача финансовой политики – модернизация экономики, направленная на обеспечение устойчивых и более высоких темпов экономического роста.

- формирование бюджета исходя из долгосрочных приоритетов развития страны.

- Устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики.

- Значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику.

- Существенное снижение издержек функционирующего государства.

Налоговая политика государства: факторы и задачи

Налоговая политика:

- Налоговая система не должна носить конфискационный характер; совокупная налоговая ставка не должна превышать 30%.

- В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне; экономический механизм страны восстанавливается за счёт мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

- Суммарная величина налогов имеет тенденцию к росту при экономической системе, когда государство гарантирует стабильность законов и правил.

- Налоговая система должны быть простой, открытой и эффективной.

- Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда для импортных товаров.

- Основной налоговой базой должны служить налоги на доходы и имущество.

Институциональная основа финансовой политики государства

Финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учётом специфики её звеньев, функций финансовых учреждений и с учётом централизованного руководства.

Основные методологические принципы проведения финансовой политики:

1) зависимость от конечной цели

2) макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйствования

3) использование экономических законов

4) учёт внутренних и внешних политических условий

Методы финансовой политики

1) финансовое планирование и прогнозирование

2) регулирование

3) финансовый контроль

4) принятие финансового законодательства

5) обоснование ситемы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов

Наши рекомендации