Организация компьютерного учета расчетов с контрагентами на

Производственном предприятии

Цели и задачи автоматизации бухгалтерского учета расчетов с

Контрагентами на производственном предприятии

Учет расчетов с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами — сложный и объемный участок учетных работ. Цели и задачи автоматизации бухгалтерского учета расчетов помимо решения традиционных проблем (оформление документации, обработка документов и проводок, ведение бухгалтерских регистров) включают и решение ряда специфичных задач:

· ведение детальной информационной базы по дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе плательщиков и получателей, а при необходимости и в разрезе договоров, первичных документов, по отдельным отгрузкам, срокам оплаты;

· обеспечение контроля своевременной оплаты кредиторской задолженности и взыскания дебиторской,

· оптимизация бухгалтерского труда по увязке информационных потоков связанных с возникновением долгов и их оплатой.

Специфику решаемых в учете расчетов задач можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 4.1).

Поставщики     Банк     Покупатели
       
                       
Приходный документ                 Расходный документ
  увязка             увязка  
    Платежный документ         Платежный документ    
               
                       
        Разные дебиторы и кредиторы        
Склад сырья и материалов         Склад готовой продукции
             
        Производство        
               
                             

Рис. 4.1 — Информационная схема расчетных операций производственного

Предприятия

Основная цель автоматизации бухгалтерского учета расчетов — организовать оперативное получение сведений по всем видам дебиторской и кредиторской задолженности, а также обеспечить надежный контроль своевременности оплат по дебиторской и кредиторской задолженности.

Для необходимо обеспечить достаточно глубокий аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе наименований контрагентов, с разбивкой по договорам и видам долгов, а при необходимости с детализацией по документам. При этом должна обеспечиваться возможность быстрого получения сводок о состоянии расчетов для целей оперативного управления расчетами, а также для обеспечения бухгалтерского контроля дебиторской и кредиторской задолженности. Параллельно необходимо организовать обработку первичных документов по учету расчетов и формирование корреспонденции по бухгалтерским счетам учета расчетов с поставщиками (60), покупателями (45, 62), разными дебиторами и кредиторами (68, 69, 75, 76, 79) с целью составления необходимой бухгалтерской документации и обеспечения синтетического учета расчетов.

Учет расчетов с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами тесно связан с другими участками учетных работ: с учетом сырья и материалов, с учетом готовой продукции, с учетом затрат на услуги, с учетом налогов и платежей, с учетом банковских операций, поэтому необходимо обеспечить бесперебойность информационных связей с этими участками учетных работ, возможность получения от них и предоставления им встречной информации. Немаловажное значение имеет учет расчетов для управления предприятием, его автоматизация позволяет своевременно снабжать руководство предприятия информацией требующей немедленного реагирования (данные о состоянии выполнения договоров, данные о своевременности расчетов, информация о рисках и угрозах штрафов). Внедрение компьютерной техники — основа организации на предприятии управленческого учета расчетов.

В программе "1С:Предприятие" имеются следующие возможности по автоматизации учета расчетов:

1. Ведение синтетических счетов по учету расчетов (60, 62, 45, 76, 68, 69, 75, 79) (режим "Операции" подрежим "Планы счетов").

2. Организация аналитического учета по счетам учета расчетов в разрезе наименований контрагентов (справочник "Контрагенты") и оснований расчетов (справочники "Договора"). Применяются также справочники: "Виды платежей в бюджет (фонды)" (по счетам 68 и 69); "Обособленные подразделения" (по счету 79).

Для работы со справочной информацией, касающейся контрагентов, используется режим "Операции" подрежим "Справочники".

3. Обработка первичных документов по основным товарным и банковским операциям с контрагентами в режимах "Покупка", "Продажа", "Банк", "ОС", "НМА". При этом реализовано автоматическое формирование проводок. При обработке платёжных документов производится автоматическое распределение сумм по основной задолженности и по счетам учета авансов.

4. Автоматический учет НДС по поставке и отгрузке материальных ценностей.

5. Ведение электронных реестров и архивов обработанных первичных документов в соответствующих электронных журналах.

6. Выпуск машинограмм синтетического и аналитического учета по счетам учёта расчетов с контрагентами аналогичных регистрам журнально-ордерной формы учета (режим "Отчеты").

Наши рекомендации