Организация компьютерного учета расчетов с контрагентами на
Производственном предприятии
Цели и задачи автоматизации бухгалтерского учета расчетов с
Контрагентами на производственном предприятии
Учет расчетов с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами — сложный и объемный участок учетных работ. Цели и задачи автоматизации бухгалтерского учета расчетов помимо решения традиционных проблем (оформление документации, обработка документов и проводок, ведение бухгалтерских регистров) включают и решение ряда специфичных задач:
· ведение детальной информационной базы по дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе плательщиков и получателей, а при необходимости и в разрезе договоров, первичных документов, по отдельным отгрузкам, срокам оплаты;
· обеспечение контроля своевременной оплаты кредиторской задолженности и взыскания дебиторской,
· оптимизация бухгалтерского труда по увязке информационных потоков связанных с возникновением долгов и их оплатой.
Специфику решаемых в учете расчетов задач можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 4.1).
Поставщики | Банк | Покупатели | ||||||||||||
Приходный документ | Расходный документ | |||||||||||||
увязка | увязка | |||||||||||||
Платежный документ | Платежный документ | |||||||||||||
Разные дебиторы и кредиторы | ||||||||||||||
Склад сырья и материалов | Склад готовой продукции | |||||||||||||
Производство | ||||||||||||||
Рис. 4.1 — Информационная схема расчетных операций производственного
Предприятия
Основная цель автоматизации бухгалтерского учета расчетов — организовать оперативное получение сведений по всем видам дебиторской и кредиторской задолженности, а также обеспечить надежный контроль своевременности оплат по дебиторской и кредиторской задолженности.
Для необходимо обеспечить достаточно глубокий аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе наименований контрагентов, с разбивкой по договорам и видам долгов, а при необходимости с детализацией по документам. При этом должна обеспечиваться возможность быстрого получения сводок о состоянии расчетов для целей оперативного управления расчетами, а также для обеспечения бухгалтерского контроля дебиторской и кредиторской задолженности. Параллельно необходимо организовать обработку первичных документов по учету расчетов и формирование корреспонденции по бухгалтерским счетам учета расчетов с поставщиками (60), покупателями (45, 62), разными дебиторами и кредиторами (68, 69, 75, 76, 79) с целью составления необходимой бухгалтерской документации и обеспечения синтетического учета расчетов.
Учет расчетов с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами тесно связан с другими участками учетных работ: с учетом сырья и материалов, с учетом готовой продукции, с учетом затрат на услуги, с учетом налогов и платежей, с учетом банковских операций, поэтому необходимо обеспечить бесперебойность информационных связей с этими участками учетных работ, возможность получения от них и предоставления им встречной информации. Немаловажное значение имеет учет расчетов для управления предприятием, его автоматизация позволяет своевременно снабжать руководство предприятия информацией требующей немедленного реагирования (данные о состоянии выполнения договоров, данные о своевременности расчетов, информация о рисках и угрозах штрафов). Внедрение компьютерной техники — основа организации на предприятии управленческого учета расчетов.
В программе "1С:Предприятие" имеются следующие возможности по автоматизации учета расчетов:
1. Ведение синтетических счетов по учету расчетов (60, 62, 45, 76, 68, 69, 75, 79) (режим "Операции" подрежим "Планы счетов").
2. Организация аналитического учета по счетам учета расчетов в разрезе наименований контрагентов (справочник "Контрагенты") и оснований расчетов (справочники "Договора"). Применяются также справочники: "Виды платежей в бюджет (фонды)" (по счетам 68 и 69); "Обособленные подразделения" (по счету 79).
Для работы со справочной информацией, касающейся контрагентов, используется режим "Операции" подрежим "Справочники".
3. Обработка первичных документов по основным товарным и банковским операциям с контрагентами в режимах "Покупка", "Продажа", "Банк", "ОС", "НМА". При этом реализовано автоматическое формирование проводок. При обработке платёжных документов производится автоматическое распределение сумм по основной задолженности и по счетам учета авансов.
4. Автоматический учет НДС по поставке и отгрузке материальных ценностей.
5. Ведение электронных реестров и архивов обработанных первичных документов в соответствующих электронных журналах.
6. Выпуск машинограмм синтетического и аналитического учета по счетам учёта расчетов с контрагентами аналогичных регистрам журнально-ордерной формы учета (режим "Отчеты").