Характеристика состояния сферы деятельности, в рамках которой реализуется подпрограмма, в том числе основные проблемы в этой сфере и прогноз ее развития.
Приоритетным направлением семейной политики, как на уровне России, так и на уровне Полесского района, является обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также отводят роль связующего звена между удовлетворением индивидуальных потребностей семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества.
По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Полесскому району в 2014 году родились 147 человек, что на 6 человек больше, чем в 2013 году.
На 1 января 2015 года в Полесском районе проживает 1078 семей с детьми в возрасте до 18 лет. Наметилась тенденция увеличения неполных семей :в 2012 году 453 семьи и в 2014 году 519 семей. На 78 % уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении (в 2012 году – 45 семей, в 2014 году -38). Заметно возросло число многодетных семей: на 1 января 2015 года в городе проживает 167 семей данной категории, что на 30 % больше, чем на начало 2012 года. Нестабильным остается число семей с несовершеннолетними родителями (2012 г. – 45, 2013 г. – 45, 2014 г. – 38, 2015- 10). Отмечается уменьшение роста семей, имеющих некровного родителя (отчима, мачеху): в 2012 г. – 613, в 2013 г. – 577, 2015-359 семей.
Информация о структуре семей с детьми в возрасте до 18 лет в Полесском районе в 2012-2015 годы представлена в таблице №1.
Таблица 1
Наименование показателя | на 01.01.2012г. | на 01.01.2013г. | на 01.01.2014г. | на 01.01.2015г. | ||||
кол-во, ед. | % от общего кол-ва | кол-во, ед. | % от общего кол-ва | кол-во, ед. | % от общего кол-ва | кол-во, ед. | % от общего кол-ва | |
Всего семей с детьми до 18 лет состоящих на учете в соц.защите | ||||||||
в них детей | ||||||||
Из них: | ||||||||
- многодетных семей | 10% | 10,7% | 7,1% | 0,12% | ||||
в них детей | 16,1% | 17,2% | 22,7% | 38,6% | ||||
- неполных семей | 36,4% | 37,7% | 36,9% | 50% | ||||
в них детей | 40,2% | 41,3% | 52,2% | 20,2% | ||||
- семей с несовершеннолет-ними родителями | 0,5% | 0,2% | 0,07% | 0,18% | ||||
в них детей | 0,39% | 0,16% | 0,04% | 0,14% | ||||
- семей, имеющих некровного родителя (отчим, мачеха) | 49,3% | 47,4% | 50% | 33,3% | ||||
в них детей | 40,4% | 38,4% | 21,7% | 39,8% | ||||
- семей, находящихся в социально опасном положении | 3,6% | 3,7% | 2,7% | 0,92% | ||||
в них детей | 2,6% | 2,8% | 3,2% | 1,09% |
Семейная политика в Полесском районе ориентирована на повышение общественного престижа семьи с детьми, поддержку различных категорий семей, а также усиление адресной помощи отдельным категориям семей, в том числе многодетным семьям.
Многодетным семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Калининградской области, предоставляются следующие меры по социальной поддержке:
- предоставление земельного участка на основании ст.16 Закона Калининградской области №105 от 21.12.2006 года «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области»;
- ежегодная денежная выплата на подготовку детей к школе из числа многодетных семей на основании Закона Калининградской области №473 от 16.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области»;
- первоочередное право на получение мест в общеобразовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- обеспечение питанием в школе на основании постановления Правительства №1002 «Об обеспечении питанием за счет средств областного бюджета»;
- обеспечение жильем многодетных семей в приоритете, на основании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»;
В Полесском районе ежегодно растет число зарегистрированных многодетных семей: в сравнении с 2012 годом их число увеличилось на 74,8%.
В настоящее время ст. 16 Закона Калининградской области от 21.12.2006 года №105 «Об особенностях регулирования земельных отношении на территории Калининградской области » предусмотрено предоставление земельных участков бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. Постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» от 17.06.2015 года № 598 «Об утверждении Положения о порядке ведения учета многодетных граждан в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно». В 2014 году сформировано 98 земельных участков для передачи в собственность, бесплатно многодетным семьям. На начало 2015 года администрацией района предоставлено 5 земельных участков
Для повышения социального статуса женщины-матери, семьи, в которой воспитывались (воспитываются) дети, а также дополнительной государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации учреждены государственные награды:
- орден «Родительская слава» награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, либо в случае неполной семьи, один из родителей(усыновителей), которые воспитывают или воспитали семерых и более детей – граждан РФ в соответствии с требованиями семейного законодательства Российской Федерации.
- медаль к ордену «Материнская слава» награждаются родители (усыновители), состоящие в браке, либо в случае неполной семьи, один из родителей (усыновителей), которые воспитывают или воспитали четырех и более детей – граждан РФ в соответствии с требованиями семейного законодательства Российской Федерации. В конце 2014 года в министерство социальной политики Калининградской области были переданы 2 пакета документов для представления к награждению родителей медалью к ордену «Материнская слава»;
- дипломом «Признательность» к награждению представляются многодетные семьи достойно, полноценно воспитавшие детей. С 2011 года обладателями в Полесском районе стали 4 многодетные семьи;
- медалью «За Любовь и верность» к награждению представляются супруги, прожившие в зарегистрированном браке 25 и более лет, получившие известность среди сограждан крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности, а так же добившиеся благополучия, обеспеченного совместным трудом, воспитавшие достойно детей достойными членами общества. С 2013 года обладателями его в Полесском районе стали 6 семей, которые в торжественной обстановке были награждены ценными подарками и почетными грамотами.
Также в Полесском районе ежегодно многодетные семьи/ родитель, достойно воспитавшие детей, чествуются на районных мероприятиях грамотами и ценными подарками, с 2011 года награждены 35 семей Полесского района.
С целью объединения усилий различных ведомств в работе с семьями, оказания адресной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в районе традиционно проводятся социально значимые мероприятия: акции, семинары, концерты, викторины, анкетирование. Ежегодно растет количество семей с детьми, получивших различные виды помощи в рамках указанных мероприятий, по факту выявления в межведомственных рейдах, на заседаниях межведомственных комиссий, в т.ч. и экстренную адресную помощь из средств местного бюджета, бесплатную юридическую помощь.
Для сохранения семейных традиций, пропаганды семейных ценностей, повышения авторитета материнства и родительства, в районе стали традиционными мероприятия, посвященные Международному дню семьи, Международному дню защиты детей, Дню семьи, любви и верности, Дню матери, проводятся семейные конкурсы, фестивали, акции, концерты, семинары, классные часы в школах и прочие мероприятия.
В районе осуществляется межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также в проведении профилактических мероприятий, предупреждающих безнадзорность и социальное сиротство детей. Ежегодно реализуется акция «Подросток», направленная на создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов детей, основной целью которой является профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних. Так же, на основании Постановления правительства Калининградской области от 12.05.2015 №247 «О порядке предоставления меры социальной поддержки по оздоровлению детей с родителями по типу «Мать и дитя», ежегодно реализуется оздоровление детей с родителями в трудной жизненной ситуации. В 2015 году поставлено в очередь на получение путевок 12 семей, различных категорий. В летнюю оздоровительную компанию входит обеспечение отдыха и оздоровления в Калининградской области за счет областного и местного бюджетов в первую очередь детям в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, а так же состоящим на учете в КДН и ЗП и ОВД. В 2014 году было оздоровлено -2277 детей, в 2015 году планируется оздоровить 2280 детей.
Отмечено значительное увеличение количества родителей, привлеченных к ответственности за невыполнение родительских обязанностей.
Информация о состоянии безнадзорности несовершеннолетних в Полесском районе и мерах административной ответственности родителей за 2011-2014 годы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Количество выявленных безнадзорных детей | ||||
Количество родителей, привлеченных к административной ответственности (ст.5.35 КоАП РФ) |
Первостепенной задачей является сохранение для ребенка кровной семьи. За последние годы благодаря совершенствованию межведомственной работы по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия в городе отмечается снижение уровня родительской несостоятельности. В 2014 году было лишено родительских прав 9 человек, что на 9 % меньше, чем в 2011 году. Вместе с тем, сокращается число родителей, восстановленных в родительских правах: с 1 человека в 2012 году до 0 человек в 2014 году.
Информация о количестве родителей, лишенных родительских прав и восстановленных в правах, представлена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Всего родителей, лишенных родительских прав | ||||
Всего детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав | - | - | - | |
Всего родителей, восстановленных в родительских правах | - | - | - |
Одним из важных направлений социально-демографической политики в муниципальном образовании «Полесский муниципальный район» является развитие института замещающих семей. На 1 января 2015 года в Полесском районе проживает 4000 несовершеннолетних граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 173 человека или 4,3% от общего количества несовершеннолетних.
Информация о численности несовершеннолетних Полесского района и численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 2011 – 2014 годы представлена в таблице 4.
Таблица 4
Наименование показателя | на 01.01.2012г. | на 01.01.2013г. | на 01.01.2014г. | на 01.01.2015г. |
Количество несовершеннолетних, проживающих в Полесском районе (тыс.человек) | 3,9 | 3,9 | 4,0 | 4,0 |
в том числе детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / % от общей численности детского населения района | 5,4 | 5,0 | 4,2 | 4,3 |
Основной формой социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является определение таких детей в замещающие семьи. Наиболее значимыми формами устройства остаются опека и попечительство над ребенком и усыновление. В районе активно развивается институт приемной семьи. По данным на 1 января 2015 года 18 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в 12 приёмных семьях.
Информация об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи в Полесском районе за 2011-2014 годы представлена в таблице 5.
Таблица 5
Наименование показателя | на 01.01.2012г. | на 01.01.2013г. | на 01.01.2014г. | на 01.01.2015г. |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, всего | 99/209 | 88/194 | 76/171 | 80/173 |
в % от общей численности детей-сирот | 47,3 | 45,3 | 41,4 | 46,2 |
в том числе: | ||||
- на усыновлении | 9,6 | 8,7 | 8,2 | 4,6 |
- в приемной семье | 11,0 | 9,2 | 8,8 | 11,0 |
- в патронатной семье | - | - | - | - |
- под опекой | 79,0 | 81,7 | 83,0 | 84,4 |
в том числе добровольно переданных родителями под опеку | 0,4 | 0,4 | - | - |
В целях создания оптимальных условий для воспитания и развития детей в семьях усыновителей, опекунов и приемных семьях с 2012 года заключен договор с муниципальным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Гурьевский районный центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие», согласно которому на системной основе организована подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Активно ведется информационно-просветительская деятельность с населением. Совершенствуется работа по сопровождению приемных семей.
В соответствии с Законом Калининградской области от 28.12.2007 № 214 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе:
1) назначение и выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством);
2) назначение и выплата денежных средств на содержание ребенка, переданного в приемную семью, назначение и выплата вознаграждения, причитающегося приемным родителям, выплата приемному родителю компенсации расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, выплата единовременного денежного пособия выпускникам общеобразовательных учреждений, являющимся воспитанниками приемных семей;
3) назначение единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.
На 1 января 2015 года количество опекаемых детей Полесского района, получающих пособие, составило 72 человека (на 1 января 2014г. – 62 человека). За 2014 год на содержание детей данной категории выплачено денежных средств из регионального бюджета на сумму 4185789 тысяч рублей (2013г. - 4224937тысяч рублей).Объем финансовых средств, израсходованных на обеспечение приемных семей в 2014 году составил 2811263 тысячи рублей (2013 г. –2781232 тысячи рублей).
Для проведения мониторинга основных социально-экономических показателей жизни семей с детьми до 18-летнего возраста формируются электронные реестры и базы муниципального образования. Внедрение эффективных мер государственной и муниципальной поддержки семей с детьми в Полесском районе позволило достичь определённых позитивных итогов в укреплении института семьи. Вместе с тем, основными проблемами в сфере детства являются распространенность семейного неблагополучия и практики лишения родительских прав, низкая эффективность реабилитационной работы по восстановлению родителей в правах. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование межведомственной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социальному сиротству, развитию семейных форм устройства детей-сирот, включая формирование, обеспечение оказания своевременной комплексной помощи (юридической, медицинской, психологической и социально-педагогической) семьям и детям, в том числе в воспитании, образовании и развитии подопечных детей.
В целях закрепления наметившихся позитивных тенденций в сфере детства предстоит дальнейшее внедрение современных технологий работы с семьями и детьми, в том числе технологии социального партнерства посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.
1.2. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования «Полесский муниципальный район» в сфере реализации подпрограммы
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р в качестве приоритетного определено направление по повышению эффективности государственной поддержки семьи, в том числе:
- создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;
- укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности;
- повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении;
- полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах;
- совершенствование порядка и процедуры усыновления детей, приема детей в замещающие семьи.
В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации №76 от 11 июля 2012 года, определены цели и задачи государственной политики в сфере защиты прав семьи и детства:
- повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям;
- обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье;
- обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для их социализации в обществе.
Ключевыми принципами Региональной стратегии действий в интересах детей в Калининградской области на 2012 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 26сентября 2012 года № 744, определены:
- реализация основополагающего права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье;
- создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребёнку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
В рамках полномочий органа местного самоуправления, с учетом приоритетов государственной политики и существующих проблем в сфере социальной поддержки семьи и детей, определены цель и задачи подпрограммы.
Целью подпрограммы является всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности.
Для реализации поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач:
- обеспечение социальной поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление мер по координации профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении;
- привлечение в сферу социальной поддержки семьи и детей предприятий и организаций различных форм собственности, некоммерческих организаций.