Финансовая политика РФ в современных условиях.
Финансовая политика государства – это совокупность мер и действий государства, направленных использование финансов для укрепления своего потенциала (экономического, политического, военного, экологического, социального).
Объект управления– все виды финансовых отношений.
Субъекты управления– финансовый аппарат – организационные структуры, которые осуществляют функции управления.
Цельгосударственного управления финансами – обеспечить: относительный баланс экономических интересов государства устойчивость бездефицитный бюджет; юридических и физических лиц; национальной валюты как основополагающего элемента экономических взаимоотношений.
Методы государственного регулирования включают в себя:
Прямое административное воздействие:лицензирование предпринимательской деятельности; проведение системы мерфинансовое дотирование и субсидирование производства; социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовойнаселения; дисциплины.
Косвенные методы:
формирование конкурентной рыночной среды, ограничение обеспечение стабильного функционированиямонополизации рынка; проведение эффективнойрасчетно-платежных отношений в финансовой сфере; содействие содействие развитию страхового дела; таможенной политики; развитию рынка капитала.
Денежная политикапредставляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на сдерживание инфляции и выравнивание платежного баланса страны.
Основные направления : 1) анализ и прогнозирование экономической конъюнктуры в увязке с показателями бюджета; 2) экономически обоснованный объем денежной массы в обращении; 3) методы регулирования денежного обращения; 4) достижение конвертируемости рубля.
Кредитная политика– совокупность экономических методов и юридических норм, направленных на управление кредитным капиталом.
Основные методы:
1) определение объемов кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам;
2) расчет учетной ставки по кредитам ЦБ РФ; 3) установление норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ.
Поскольку основным субъектом денежной и кредитной политики является Центральный банк и рычаги управления влияют как на кредитную, так и денежную политику, то чаще говорят о денежно-кредитной политике.
Бюджетная политика– деятельность аппарата управления по составлению и исполнению бюджета страны и регионов. Основным условием бюджетной политики является сбалансированность бюджетов разных уровней. Бюджетная политика тесно связана с налоговой политикой.
Налоговая политика– система мероприятий государства в области налогообложения. Она выражается в определении объемов налогового бремени на граждан и хозяйствующие субъекты и закреплена в Налоговом кодексе РФ.
Валютная политика–деятельность аппарата управления по регулированию валютными операциями и управлению валютными ресурсами. Сферой деятельности является валютный рынок – рынок иностранной свободно-конвертируемой валюты и рынок драгоценных металлов и камней.
Мероприятия: установление порядка валютных расчетов при экспортно-импортных установления порядка обмена национальной валюты на иностранную; сделках; система мер по регулированию курса СКВ (свободно-конвертируемая валюта) по регулирование платежного баланса.отношению с национальной.
4. Финансы населения (домашних хозяйств)
Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Являясь звеном финансовой системы на уровне отдельной семьи, они представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйства не являются приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.
Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из накопительной пенсионной системы денежных средств, получением материальных и нематериальных благ, с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и непроизводственной сфер.
Финансы населения являются элементом децентрализованных финансов. Финансы населения имеют важное и всевозрастающее значение:
-для обеспечения социальной стабильности общества;
-для формирования классовой структуры общества;
-как источник пополнения бюджета (во всем мире в бюджетах растет доля подоходного налога с физических лиц);
-как источник инвестиций в развитие экономики страны;
-как источник финансирования внутреннего долга правительства;
-для формирования страхового фонда страховщиков и др.
Финансы населения наименее регламентированы по сравнению с финансами хозяйствующих субъектов или органов власти. Лишь в достаточно редких случаях граждане обязаны фиксировать свои финансы. Вследствие этого органы статистики большую часть выводов по финансам населения делают на основании статотчетности хозяйствующих субъектов, либо путем экспертной оценки данных выборочного обследования домохозяйств. Такие данные получаются путем проведения опросов, достоверность которых по объективным причинам оставляет желать лучшего. Именно поэтому перепись населения приобретает общегосударственную значимость, а в перечень вопросов включают специальные, которые позволяют оценить достоверность полученных ответов.
Сущность финансов населения находит свое проявление в функциях. На сегодня они выполняют две базовые функции:
1)обеспечения жизненных потребностей семьи;
2)распределительную функцию.
Изначальная и главная - функция обеспечения жизненных потребностей семьи. Она создает реальные условия существования данной семьи. Развитие рыночных отношений существенно повлияло на форму проявления этой функции. В период натурального хозяйства продукция, создаваемая членами семьи, удовлетворяла их потребности и обмен излишками возникал редко, в небольшом количестве и, как правило, по соседству.
В результате товарно-денежных отношений, появления, а затем и увеличения рынка произошло:
I) расширение материальных, социальных, культурных и иных потребностей семьи;
2) создание и рост денежных средств домашнего хозяйства;
3) возникновение денежного фонда - семейного бюджета, предназначенного для обеспечения материальными благами.
Распределительная функция финансов населения охватывает первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи. Финансовые отношения домашнего хозяйства включают две группы:
1 группа. Отношения между данной хозяйственной единицей и другими звеньями финансовой системы (государственными финансами - бюджетами и внебюджетными фондами, и финансами коммерческих организаций и предприятий), создавая первичные доходы в виде заработной платы, пенсий, пособий и т.п.;
2 группа. Отношения между членами домохозяйств, когда средства распределяются и обособляются, образуя обособленные денежные фонды. Обособление средств внутри домохозяйства не меняет собственника, исключая всякую эквивалентность. Эта функция включает три последовательные ступени: формирование, распределение и использование денежных фондов.
Обе функции финансов населения взаимосвязаны и действуют одновременно, дополняя друг друга.