Финансовая политика России в современных условиях.

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений, а так же государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика — элемент макроэкономической политики. Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Из послания президента Федеральному Собранию:

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления. Безубыточность к 2015 году.

Исходя из этого необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям:
1. Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны; утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию. Надо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы.

2. Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

3. На 2012 - 2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов. В 2012 году необходимо подготовить комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования.

4. Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики. Требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства.

5. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека. Должно быть предусмотрено необходимое финансирование для обеспечения всех принятых обязательств, в том числе для реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, сотрудников органов внутренних дел, повышения пенсий и социальных пособий, модернизации здравоохранения и образования. Источник - увеличение доходов от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности.

6. Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг. Необходимо развитие конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего социально ориентированных некоммерческих организаций.

7.Должна быть существенно снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами. Создании условий для притока инвестиций и справедливой конкуренции в тех сферах, где такая конкуренция может способствовать активизации инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности частных компаний, в том числе малых и средних. Надо исключить преимущества для деятельности организаций, которые полностью или частично находятся в государственной или муниципальной собственности, если это прямо не связано с обеспечением безопасности государства.

8.Требует кардинальной перестройки система государственных закупок. Следует сформировать механизмы, гарантирующие надлежащее качество закупок с учетом всего жизненного цикла продукции, а также обоснованность цен контрактов и надежный мониторинг их исполнения. При этом акцент должен быть сделан на достижении наилучшего результата закупок. Необходимо рассмотреть вопрос о расширении практики заключения государственных (муниципальных) контрактов, выходящих за пределы финансового года. Но должна быть повышена и ответственность государственных (муниципальных) заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки государственных (муниципальных) контрактов. Кроме того, значимая для государства сфера закупок - это не только закупки непосредственно для нужд государства, но и для государственного сектора экономики. В целях повышения эффективности расходов при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, корпорациями и компаниями с государственным или муниципальным участием необходимо соответствующим образом сформировать процедуры их закупочной деятельности с учетом особенностей каждого из этих заказчиков. Прежде всего целесообразно установить требования, обеспечивающие информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить указанные заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции участников (товаров), а также публичность результатов этих конкурсов.

9.Необходимо расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций. В частности, при осуществлении государственных инвестиций целесообразно в большинстве случаев оформлять участие государства в капитале компаний в форме привилегированных акций. Надо продолжить поддержку (в том числе безвозмездную) инновационного предпринимательства, особенно в части, касающейся содействия патентованию, стандартизации и коммерциализации разработок. Должно быть завершено создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Следует обеспечить практическое начало работы российского фонда прямых инвестиций, создаваемого в целях снижения рисков долгосрочных стратегических инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, в том числе в инновационные проекты в энергетике, телекоммуникационном секторе, фармацевтике и других приоритетных отраслях.

10.В 2011 году необходимо завершить разработку поправок и внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. В указанном законопроекте необходимо учесть особенности рисковых проектов с неопределенными результатами исследований или разработок. Контроль за использованием бюджетных средств и иного имущества государства в таких случаях должен быть направлен на обеспечение целевого характера их использования и законности действий соответствующих организаций.

11. Требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Созданные решением Президента Российской Федерации рабочие группы по правовым вопросам перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по финансовым и налоговым вопросам, по межбюджетным отношениям должны подготовить до конца текущего года предложения, предусматривающие в том числе меры по увеличению доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации, соответствующие новому распределению полномочий. При необходимости нужно внести изменения в структуру налоговой системы и в бюджетное законодательство Российской Федерации.

12. Правительство Российской Федерации должно утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленную на повышение открытости, прозрачности и подотчетности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, и начать реализацию этой Концепции.

4 Воздействие финансов на экономику и соц сферу.Фин.механизм

–совок-ть способов орг-ции финн.отнош-й,примен-х общ-вом в целях обеспеч-я благопр.усл-й для эк.и соц.развития. Назначение финн.мех-ма: 1 обеспеч-ть возд-ие финн.-в на ускорение эк.развития стр.2фин.мех.должен стимулир-ть в развитии хоз.инициативы 3должен созд-ть благопр.усл-я для эффект.использ-я всех видов рес-в 4 созд-ть усл-я для пропорц.развития сфер,тер-рий и различ.видов деят-ти 5расширять доход.часть бюджета всех суб-в финн.отнош-й. Инстр-ты возд-я на эк-ку: налоги,нормативы,контр.цифры,льготы и санкции. Финансы явл. неотъем. частью как экономики, так и соц. сферы и возд-ет на них качественно и колич-но. Колич. воздействие финн.механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хо-ния и органами власти финн. ресурсов и их распределения между сферами и звеньями фин. системы государства. Качест. воздействие финансового механизма связано с использ-ем таких методов формирования и направлений использования фин. ресурсов, форм ор-ции финн. отношений, кот. позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хоз-вания, так и экономики в целом.

5 роль финансов в развитииМеждунар.сотруд-тво финансы и глобализация–

междунар.. экон.отнош-я в виде совокупности валютно-денеж. и расчетно-кредит. связей в мирово хоз. сфере. Тамож. политика гос-тва. в Рос.примен-ся виды пошлин:1) адвалорные 2) специфические;3) комбинир-ые;4) особые:а) сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев);б) специальные в) антидемпинговые (когда цена импортныхтоваров ниже стоимости);г) компенсац-ые (при производстве или вывозе товара использовались государственные субсидии). Россия была почти единственной страной, где применялись экспортные пошлины. Экспортные пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров на международном рынке. Они у нас существовали в фискальных целях..Финансово-кредит. связи России с СНГ и дальним зарубежьем. Финн. отношения строятся в основном по линии выдачи кредитов странам СНГ. Основная масса кредитов – технические, на пополнение рублевой массы. Вся эта масса переоформлена в государственный долг. Россия продолжает предоставлять кредиты. Многие страны должны нам за продукцию, поставленную различными предприятиями. Со странами дальнего зарубежья. Россия – основной преемник кредитора СССР. К началу 1990 г. было выдано кредитов на 26 млрд руб., Многие кредиты были выданы на приобретение военной техники. Эти кредиты не способствовали экон.процветанию. Возврат кредитов очень проблематичен. Большинство стран не выплачивают кредиты, а те, кто делает это, осуществляют выплату товарами на очень льготных условиях.Фин.отношения с междунар.организациями. Россия участвует в настоящее время в междунар. орг-иях ООН: некоммерческих, содействия экономическому и культурному развити, а также в международных финансово-кредитных организациях. Россия также активно участвует в МВФ – самост. орг-ии, содействующей междунар. торговле и регулированию валют. курсов. Цели МВФ: 1) поощрение междунар. сотруд-ва в обл. валют. политики; 2) способствование сбалансиров. росту в области валют. политики; 3)содействие сбалансир. росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, 4) поддержание стабильности валют и упорядочение валют. отношений между государствами-членами; 5) участие в создании многостор. системы платежей; 6) предост-ние средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государствчленов. Мировой банк. Его назначение состоит в содействии эконом. развитию стран путем предоставления кредитов. Участники – только члены МВФ, взносы пропорциональны доле в мировом ВВП. Кредиты предоставляются не более чем на 20 лет с тщательной проработкой проекта кредитования. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением. Глобал-ция экон-ки – процесс превращения миров. хоз-ва в един. рынок тов., услуг, раб. силы. Финансы как инструмент хоз-ания испол-тся для осущ-ия интеграции стран в мир. экономику. Функционируя в междун. сфере, финансы влияют на экон.интересы участ-ов, выступают как стимул развития мир. эк. интеграции. Роль финансов в глоб-ции опред-тся по направл-м:изыскание источников и мобилизация финн.ресурсов для финан-ния различ. направлений междун. сотрудничества;регул-ние междун. интеграц. процессов;стимул-ние развития каждого вида междун. отношений и непосредственно их участников.

6 особенности функционирования Фин.системы развитых стран

предст-ют в экономике каждого гос-ва сферу накопления – аккумуляции денеж.ср-в в централиз. и децентрализ-х фондах ден.ср-в. Общая стр-ра фин. систем зарубежных стран:1) гос.финансы;2) корпоративные;3) финансы домохозяйств, кот. формируют и использ-т фин.ресурсы централиз-х и децентрализ-х фондов. Национ. особенности систем опред-ся своеобразием орг-ции фин. потоков.Фин. системы экономически развитых стран состоят из след.подсистем:1. Централиз. финансы. Ведущее звено – гос.бюджет. Бюджет. система – совок-сть элем-в внутр. структуры гос. бюджета.Гос-тво может иметь:1) двухзвенную бюдже. систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муницип. бюджеты;2) трехзвенную бюдж. систему, существующую в федеративных гос-вах (Канаде, США, Германии). Вкл-ет в себя федер.бюджет, регион. бюджеты фед.х единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.Базовые принципы построения бюдж. системы:1) самост-сть террит-х бюджетов;2) равенство террит. бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;3) разграничение дох.и расх-в между уровнями бюдж. системы.Степень автономности определяется типом бюдж. системы:1) америк. тип – почти полная независимость всех звеньев;2) западноевроп. тип – относит. самост-сть, при кот.сущ-ет межбюдж. перераспред-е фин. ресурсов.2. Внебюджет. фонды – соц., научно-исследов., экон., военно-полит-е. Наиболее значимые - фонды соц.страхования. Особ-сть: существ-е кредит. внебюдж. фондов, пользователями которых явл-ся исполнители гос. заказов или гос. программ.Принципы построения:1) обязат-ть страхования;2) объединение рисков;3) эквивалентность трудового вклада и выплат;4) бюдж.дотирование;5) гос.гарантии.3. Децентрализ. финансы - глав. источник мобилизации фин. ресурсов,предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.

Наши рекомендации