Бюджетная политика РФ в современных условиях

Бюджетная политика – это совокупность правовых норм, действий и мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления в области финансовых отношений для решения ими своих задач и функций. Основными инструментами финансово-бюджетной политики в области кредитно-денежных отношений являются эмиссия денежной массы и учетная ставка Центрального банка РФ. К налоговым инструментам относятся виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования.

Характер финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, степень платности в социальной сфере также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.

Финансово-бюджетная политика ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента РФ. Оно определяет для Правительства РФ ориентиры при формировании и исполнении бюджета на предстоящий финансовый год. Финансовый год (бюджетный период) в России совпадает с календарным годом.

На региональном уровне, в зависимости от существующего законодательства в каждом конкретном субъекте РФ, могут предусматриваться бюджетные послания руководителей субъектов, но вместо посланий могут быть только направления бюджетной политики, прилагаемые в качестве одного из документов к проекту бюджета.

Перечень органов, наделенных бюджетными полномочиями, включает:

- органы законодательной и исполнительной власти;

- финансовые и налоговые органы;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного финансового контроля;

- главные распорядители кредитов;

- государственные целевые внебюджетные фонды.

Законодательные (представительные) органы – рассматривают и утверждают бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении.

Исполнительные органы осуществляют сводное финансовое планирование, составляют проекты бюджетов, вносят их на рассмотрение законодательных органов, осуществляют исполнение бюджетов, готовят проекты отчетов об их исполнении.

Денежно-кредитное регулирование осуществляет Центральный банк России, который совместно с Правительством РФ осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики государства. Через структуры ЦБ на местах осуществляется обслуживание денежных счетов федерального казначейства, счетов государственных внебюджетных фондов.

Главные распорядители бюджетных средств (министерства, государственные комитеты, федеральные службы и др.) – первые прямые получатели бюджетных средств, обладающие правом распределять средства между распорядителями и получателями. Главный распорядитель бюджетных средств готовит бюджетную роспись распределения денег по распорядителям и получателям бюджетных ассигнований.

Контрольно-счетные органы - Счетная палата РФ, аналогичные контрольные органы в субъектах РФ, образуются представительными органами для осуществления контроля за расходованием средств в соответствии с законом о бюджете.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено составление перспективного финансового плана - финансового документа, формируемого одновременно с проектом бюджета на очередной год для каждого уровня бюджетной системы и содержащего данные о прогнозных возможностях соответствующего бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие два года – плановый период, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования плана является бюджет на текущий год. Перспективный план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Для определения объемов финансовых ресурсов, которыми располагает соответствующий уровень бюджетной системы, в целях определения основных показателей разрабатываемого проекта бюджета, составляется баланс финансовых ресурсов - баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей

Наши рекомендации