Банковская система и её структура

Банковская система и её структура

Банковская система – совокупность упорядоченных элементов, взаимод-х м/у собой на основе общих правил, обладающих единством целей и образующих, таким образом, определенную целостность.

Признаки БС: взаимозаменяемость элементов, динамичность, наличие "банковской тайны", саморегуляция и управляемость.

Элементы БС:

1. Кредитные организации: банки и небанковские кредитные организации – основные элементы, непосредственно осущ-т банк. операции и оказывают банк. услуги различным эк. агентам;

2. Банковская инфраструктура - организации, обеспечивающие деят-ть банков и БС по направлениям информ.; метод. и научное; кадровое; коммуник. обеспечение;

3. Банковское законодательство.

ст. 2 ФЗ "О банках и банк. деятельности" БС РФ "…включает в себя Банк России, кред. организации, а также филиалы и представительства иностр. банков", т.е. является централизованной двухуровневой банковской системой.

БС РФ вкл. в себя: ЦБ РФ (Банк России); АСВ; отеч. комм. банки и небанк. кредитные организации (НКО); зарубежные филиалы отеч. комм. банков и НКО; действующие в России банки (и НКО), не являющихся резидентами РФ.

Формирование банковской системы России, этапы её развития.

БС РФ прошла ряд этапов. 1. (до конца 1993 г.) - концентрация ресурсов БС в руках крупн. кредитных учреждений, образованных на базе гос. спецбанков - Сбербанка, Мосбизнесбанка. Комм. банки извлекали прибыль из гиперинфляции 1992-1993 гг.: принимали вклады в рублях, конвертировали их в $;, дожидались обесценения рубля, затем снова – доллары в рубли и расплачивались по вкладам. 2. (1994 - середина 1995 г.) - появились вновь образованные комм. Банки практически не занимались долгосроч. кредитов. предприятий, т.к. % по кредитам не компенсировали инфляции. 3. (с сентября 1995 г. по 1997 г.) - характерно ↓ доли кредитов и одновременно ↑ гос. обязательств (св. с развитием РЦБ). Гос-во стало выступать в качестве главного заемщика фин. ресурсов у коммер. банков. 4. (с начала 1997 г. по август 1998 г.). Активизация слияния банков, создание конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов. Появляются страх. компании. 5. (август 1998 - середина 1999 г.) самый крупный банк. кризис в России. Правительство отказалось отвечать по своим фин. обяз-м, рухнули круп. Системообразующие банки, основные держатели гос. ц/б. 6. этап - законодательное обеспечение реструктуризации банков, ликвидация банков-банкротов, реструктуризация внешней задолженности банков. Происходит расширение ресурсной базы кредитных организаций. Сформировалась устойчивая тенденция к росту остатков средств, привлеченных на счета ФЛ, что служит индикатором повышения доверия населения к банк. сектору.

Виды кредитных организаций в России и их функции.

ФЗ все кредитные организации делит на два вида: банки и небанковские кредитные организации.

Банк — кред. организация, кот. имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады ден. средств ФЛ и ЮЛ, размещение средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов ФЛ и ЮЛ.

Функции банка:1) аккумуляция средств; 2) трансформация ресурсов; 3) регулирование ден. оборота.

НКО - кредит. орган., имеющие право осущ-ть отд. банковские операции, предусмотренные ФЗ.

Банк России выделил 3 типа НКО: расчетные, депозитно-кредитные, НКО инкассации.

РНКО: - обслуживание ЮЛ, в т.ч. кр. организаций на межбанковском, валютном рынках, РЦБ, проведение расчетов по пластиковым картам; инкассирование ден. средств, платежных и расчетных документов; кассовое обслуживание ЮЛ, операции по купле – продаже ин. валюты в безнал. форме.

НДКО: - имеют право привлекать ден. средства ЮЛ во вклады (на опред. срок), размещать их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать ин. валюту в безнал. форме, выдавать банковские гарантии, осущ-ть доверительное управление имуществом клиентов, проводить лизинговые сделки.

НКО инкассации осущ-ют только инкассацию ден.средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Особенности банковских систем различных рыночных государств (США, Германии, Великобритании).

США

- БС состоит из многих тысяч банков;

- ФРС – выполняет ф-ции ЦБ и состоит из Совета Управляющих ФРС, 12 фед. резервных банков, и множества ком.банков. Главные функции ФРС: хранение вкладов и резервов КБ; всесторонненее обслуживание банков-членов; выполнение роли фискального агента Фед.правительства; -надзор за деятельностью банков- членов; регулирование предложения денег в интересах экономики в целом. ФРС независима финансово, имеет свой бюджет.

- Комм. банки по юр. статуту подразделяются на: а) национальные (члены ФРС в обяз. пор., функц-т согласно ФЗ) и б) штатные ( функц-т согласно законами отд. штатов,по желанию входят/не входят в ФРС).

- Ком. банки не могут покупать акции промыш. и торговых компаний за свой счет, но могут управлять имуществом этих компаний по доверенности своих клиентов.

- присуща локальная концентрация банков и слияние банков.

Великобритания

- одна из старейших, выделяют Банк Англии – ЦБ; на 2 уровне – депозитные банки, кредитные и торговые банки

- КБ – депозитные б. - наиболее крупные банк. монополии, универсальные. Большая часть операций КБ сосредоточена в 6 лонд. клиринговых б.. Они явл. членами Лондонской клиринговой палаты. («Нэшнл Вестминстер», «Барклейз»).

- Торговые б. действуют в сфере внешней торговли и м/н фин.-кред. операций. Консорциальные– банки, в кот. участвует на менее 2 сторон без контр. пакета акций. Учетные дома выполняют краткоср.операции на ден.рынке.

- Трастовый сберег. банк и Нац. жиробанк (НЖ). НЖ - квазигосуд. учреждение, услугами кот. пользуются только гос. ведомства и местные органы власти при расчетах с клиентурой.

- Банк Англии кредитуеь КБ не прямо, а через посредника – учетные дома(билброкеры).

- КБ и инвестиц. б. разделены (инв. б. образовались из торговых)

- деньги в УК вносятся учредителями навсегда.

Германия.

- крупный гос. сектор, включ. Немецкий фед. Банк (Дойче Бундесбанк) – ЦБ, фед. юр. лицо публичного права, 100% принадлежит Федерации; 9 земельных ЦБ, сберег. кассы, жироцентрали и ипотечные банки.

- Ведущая роль отводится гроссбанкам – Немецкому, Дрезденскому, Коммерческому банкам. Каждый гроссбанк стоит во главе фин.-пром. группы, возникшей на основе их сращивания с промышл. концернами. Самый крупный Дойчебанк (Немецкий банк) - эта группа вкл. в свой состав концерны ключевых отраслей экономики: электротехника; атомная, металлургическая пром-ть; тяжелое машиностроение.

- КБ - провинциальные банки, по активам˃активов гроссбанков, но ˂ роль в экономике, концентрации капитала. 1) частные (кредитные) б.; 2) публично-правовые сберег. кассы и земельные банки; 3) кооперативные б.

- главная особенность – универсальный характер деят-ти КБ, Þ риски диверсифицированы, Þболее стабильна.

- Фед. ведомство по надзору за кредитным делом в Берлине осущ-т госнадзор за всеми КО.

Механизм.

Покупка Центр. банком ц/б у комм. банков: суммы поступают на их резервно-корр. счета, т.е. ↑ величина миним. резервов Þпоявляется возможность расширения активных операций с клиентурой. В случае продажи - сумма зарезервированных ими средств ↓, а в БС происходит ↓ кред. ресурсов либо ↑ их стоимости, что отражается на величине общей ден. массы. Т.О., ЦБ влияет на величину резервов КБ, их кредитосп-ть, ликвидность и на совок.объем ден. массы. Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке.

11. Учётная политика Центрального банка и её содержание.

Учетная политика посредством установления и пересмотра официальной % ставки двух видов: редисконтирования (переучет ц/б) и рефинансирования (кредитование банков).

Ст. рефинансирования (уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые ЦБ ком. банкам) выше учетной ставки (на 0,5-2 проц. пункта), т.к. ссудные операции банков (ломбардный, контокоррентный кредиты) более дорогие, чём торгово-комиссионные (покупка ц/б).

Регулируя уровень ставок, ЦБ влияет на величину ден. массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса КБ на кредит, косвенно влияют на рын. % ставки, устанавливаемые КБ, регулирует уровень ликвидности КБ.

↑ ставок: для КБ труднее получать кредит. ресурсы Þ труднее расширять масштабы операций с клиентурой.

В период проведения жесткой политики ЦБ индексирует(↑) величину офиц. Ставок, ужесточает условия учета и переучета векселей: ↑ требования к качеству векселей; уст-т ограничения контрагентов переучета; вводит лимиты.

Стимулирование конъюнктуры достигается обратными мерами.

Клиентская база банка.

Клиенты – ФЛ и ЮЛ, пользующиеся услугами банка. Бывают: действительно существующие (уже установлены деловые отношения) и потенц. клиенты; крупные, средние и мелкие; новые и постоянные; с трад. обслуживанием и VIP-клиенты; по степени кредитоспособности).

Розничная клиентура фин. учреждения: - "свои", - клиенты, пришедшие в банк, "с улицы", благодаря разл. усилиям, направл. на продвижение банка "в массы". Если банк начинал свою деят-ть "с нуля", то, как правило, вначале в розн. пакет входил прием депозитов и обмен валют для "своих". Далее продуктовый спектр расширяется, банк начинает работать "на улицу", возникают дополн. операц. площадки (отделения и филиалы). В дальн. перспективе банк пытается освоить рынок массовой розницы, и пропорция между первым ("свои") и вторым клиентскими сегментами опр-ся только приложенными ко второму сегменту усилиями, в т.ч. инв-ми.

На 1 этапе услуги ЮЛ и ФЛ оказываются в одних и тех же операц. подразделениях, на последующих этапах возможно частичное или полное обособление розницы (Альфа-банк).

По мере роста объемов и увеличения доли операций на массовом рынке в общем объеме розничного бизнеса происходит организационное и функциональное усложнение. Возрастает роль подразделения, координирующего и направляющего розничную деят-ть в масштабе банка, а также ведущего централиз. и внешние операции (расчетные операции с клиринговыми центрами и банками-контрагентами).

Т.к. Увеличивается межбанковская конкуренция, то и расширяется клиентская база, объектами обслуживания становятся представители разных клиент. групп, в т.ч. рисковых

Образования и использование банковской прибыли.

Прибыль – превышение доходов от продажи услуг над затратами на их производство и продажу. Это один из наиболее важных показателей фин. рез-тов банковской деят-ти. Формирование прибыли банка опред-ся спецификой этого коммерческого предприятия, кругом операций, а также действующей системой учета.

В рез-те операций, связанных с отчислением прибыли в фонды банка, повышается его собственный капитал, что явл-ся необходимым условием банковской стабильности, расшир-ся круг его операций, привлекаются доп. клиенты, снижается риск по операциям. В фонды банка может распределяться только чистая прибыль – остающаяся после выплаты налогов. Порядок распределения прибыли по фондам банка определяется: 1) действующим законод-вом в банковской сфере; 2) утверждается уставом кредитной организации и др. учредительными документами.

Перечисление прибыли:

• в течение текущего года по установленным нормативам;

• по итогам года после утверждения годового баланса, а также отчета о прибылях и убытках. Категории прибыли:

1) балансовая прибыль – всего; 2) чистая прибыль (Балансовая прибыль – Налоги); 3) прибыль, ост. в распоряжении банка (Чистая пр. – Дивиденды 4) нераспред. прибыль (Прибыль, ост. в распоряжении банка – Отчисления в резервный капитал – Отчисления на создание спец. фондов). Нераспред. прибыль – доп. страховой фонд, кот. м.б. использован при необходимости по различным направлениям.

Кредитная политика банка.

Кредитная политика банка – комплекс мероприятий банка по повышению доходности кредитных организаций и снижению кредитного риска (Совокупность активных и пассивных банк. операций, рассматриваемых на опред. перспективу, обеспечивающих банку достижение намеченных целей и позволяющих решить задачу оптимального распределения кредитного ресурса в условиях имеющихся ограничений – обяз. резервы, факт. объем средств.).

Влияющие факторы:

- макроэкономические (состояние эк-ки страны, ДКП ЦБ, фин. политика правит-ва);

- отраслевые (состояние эк-ки в регионах и отраслях, состав клиентов, их потребности, банки-конкуренты);

- внутрибанковские (собственные средства банка, структура пассивов, способности и опыт персонала);

Элементы:

1) предварительная работа по оформлению кредита (состав будущих заемщиков, виды кредитов, кол-ые пределы кредитования, стандарты оценки кредитосп-ти, стандарты оценки ссуд, %ые ставки, методы обеспечения возвратности, контроль за процедурой подготовки выдачи);

2) оформление кредита (формы док-ов, технолог-ая процедура выдачи, контроль за правильностью оформления);

3) управление кредитом (порядок управления кр. портфелем, контроль за исп-ем договоров, условия продления просроченных кр., порядок покрытия убытков, контроль за управлением)

При разработке КП важно понимание глобальных тенденций и собственной миссии, на основе кот. разрабатывается концепция развития; в ее рамках – цели и задачи; затем выбор стратаегии, множество стратегий и есть КП банка.

Учет векселей.

— форма кредитования векселедержателя, при кот. банк досрочно выкупает (учитывает) векселя.

Отличительная черта — формирование дохода банка в виде вычета (дисконта) рассчитанной ∑ %ов из номинала представленных к учету векселей. Механизм операции у/в един:

1) анализ векселя и лиц, связанных с ним. Оценка проводится специалистами ряда служб комм. банка. Работники подразделений по операциям с ц/б и юр. служба изучают юр.состоятельность векселя, его подлинность (требования к оформлению) и ликвидность, надежность и платежеспособность векселедателя (или индоссанты, акцептанты, авалисты). Кредитные подразделения - кредитоспособность векселедержателя.

2) продажа векселя - по индоссаменту (удостоверяет переход права получателя платежа по векселю к банку).

3) Если качество векселя – полож., проводится расчет ∑ учетного % - платы за ресурсы банка. Суммарный доход = учетного % + банк. комиссии, кот. вкл. потенц. рисковые потери, доп. расходы банка по погашению или протесту векселя.

4) После подписания договора - векселедержателю выдается ∑ ссуды = номинал - доход от операции.

5) отказ векселедателя от платежа - оформляется нотар. заверенный протест векселя, служащий основанием для возмещения ущерба банка через суд (с векселедателя, или др. ответственных по векселю лиц).

6) при недостатке свободн. Ден. ресурсов банки могут досрочно переучесть векселя из их портфеля в др. ком. банках или ЦБ.

Формы безналичных расчётов.

Платежные поручения — это расчет. документ, содерж. поручение плательщика банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя.

Расчеты чеками. Владелец счета дает письменное распоряжение плательщику (банку, выдавшему расчетные чеки) уплатить определенную сумму, указанную в чеке, получателю средств.

Расчеты аккредитивами. Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении.

Расчеты по инкассо - представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Агентские услуги банка.

Агентские услуги банка (вх.в состав активных операций банка) - выполнение банком поручений физических и юридических лиц по распоряжению их имуществом, при котором право собственности не переходит к банку, а остается у владельца.

К агентским услугам банка относятся:

1. Расчетные операции (клиринговые) – безналичные расчеты м/у компаниями, предприятиями за поставленные товары, оказанные услуги, осущ-ые путем взаимного зачета. В ком. банке данные расчеты производятся через корреспондентские счета, открытые в расчетно-кассовом центре ЦБ, или в коммерческом банке.

2. Межбанковские расчеты - это расчеты по кредиту, т.е. по привлечению и размещению банками м/у собой временно свободных денежных ресурсов кредитных организаций.

3.Финансир-ие капитальных вложений(т.е. инвестиции по финансир-ию гос. программ и мероприятий)

4. Брокерские операции - посреднические операции на РЦБ.

5. Трастовые операции - операции по управлению имуществом и выполнению иных услуг, в интересах и по поручению клиента на правах доверенного лица.

6. Выдача поручительств и гарантий.

Гарант - это лицо, выдающее, предоставляющее гарантию, поручительство. В качестве гаранта могут выступать: гос-во, его органы, учреждения, предприятия, банки, частные лица. Договор поручительства 3го лица (платежеспособного) предусматривает обязанность поручителя полностью возместить неисполненные заемщиком (должником) обязат-ва.

7. Консалтинговые операции - это деят-ть банка по консультированию продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов эк-ой деят-ти, услуги по прогнозированию РЦБ, разработке технико-эк-их вопросов для фирмы.

Банковская система и её структура

Банковская система – совокупность упорядоченных элементов, взаимод-х м/у собой на основе общих правил, обладающих единством целей и образующих, таким образом, определенную целостность.

Признаки БС: взаимозаменяемость элементов, динамичность, наличие "банковской тайны", саморегуляция и управляемость.

Элементы БС:

1. Кредитные организации: банки и небанковские кредитные организации – основные элементы, непосредственно осущ-т банк. операции и оказывают банк. услуги различным эк. агентам;

2. Банковская инфраструктура - организации, обеспечивающие деят-ть банков и БС по направлениям информ.; метод. и научное; кадровое; коммуник. обеспечение;

3. Банковское законодательство.

ст. 2 ФЗ "О банках и банк. деятельности" БС РФ "…включает в себя Банк России, кред. организации, а также филиалы и представительства иностр. банков", т.е. является централизованной двухуровневой банковской системой.

БС РФ вкл. в себя: ЦБ РФ (Банк России); АСВ; отеч. комм. банки и небанк. кредитные организации (НКО); зарубежные филиалы отеч. комм. банков и НКО; действующие в России банки (и НКО), не являющихся резидентами РФ.

Наши рекомендации