Кредитная система и ее структура. Банковская система Республики Беларусь

1.

Сущность и функции денег(см. Тему 4. Формы общественного хозяйства).Деньги играют огромную роль в экономике. Они опосредуют кругооборот доходов и продуктов, спо­собствуют эффективному функционированию производства, обме­на. Большинство экономистов считают, что деньги — это общепри­нятое средство платежа, которое принимается в обмен па товары и услуги. Деньги — это товар, выполняющий роль всеобщего эквива­лента, т.е. используемый для выражения стоимости всех других товаров.

Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют следующие функции (К.Маркс выделял пять функций). Историчес­ки первая – средство обращения. Ее выполняют деньги, выступая в качестве посредника при обмене товарами. В развитой рыночной эко­номике это тоже исходная функция. Функция денег как средства платежа обусловлена тем, что в силу ряда обстоятельств у эко­номических субъектов не всегда есть в данный момент деньги для оплаты товаров, услуг, поэтому возникает необходимость покупки последних в кредит. Сначала товар переходит от продавца к покупателю, а затем через определенное время деньги от покупатели поступают к продавцу, выполняя функцию средства платежа. Деньги являются также средством сохранения стоимости, богатства (средством сбережения). Эту функцию они выполняют тогда, когда производи­тель, продав свой товар и получив деньги, длительное время не ис­пользует их для покупок, т.е. сберегает. Это объясняется свойством денег сохранять свою ценность во времени (за исключением периодов инфляции). Деньги выполняют также функцию меры стоимости (это суть денег) и мировых денег (те же функции, но в международном обороте).

Денежный рынок. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие денежного рынка.Деньги покупаются и продаются на денежном рынке. Элементами механизма функционирования рын­ка являются: спрос и предложение денег, цена денег (процентная став­ка).

Общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правитель­ство желают иметь в данный момент, представляет собой спрос на деньги. Он обусловлен выполнением деньгами двух функций: сред­ства обращения и средства сбережения. Соответственно общий спрос на деньги распадается на: а) спрос на деньги для сделок; б) спрос на деньги как средства сохранения богатства (спрос на деньги со сторо­ны активов).

Спрос на деньги для сделок определяется тем, что деньги нужны экономическим субъектам для покупок и платежей (торговых сде­лок). Чем больше в обществе производится товаров и услуг, тем боль­ше покупок совершается, и тем больше спрос на деньги для сделок. Следовательно, он зависит, прежде всего, от объема номинального ва­лового внутреннего продукта (ВВП). При этом необходимо учиты­вать скорость обращения денег: чем она выше, тем меньше нужно денег для сделок, и наоборот. Для простоты можно предположить, что необходимое количество денег не связано с изменением ставки ссуд­ного процента. Так как объем ВВП в данном году – величина посто­янная, то, учитывая допущение, кривая спроса на деньги для сделок D1 будет иметь вид вертикальной прямой (см. Рис. 6.1 а).

Кредитная система и ее структура. Банковская система Республики Беларусь - student2.ru

Рис. 6.1. Спрос на деньги для сделок (а) и со стороны активов (6)

Общий спрос на деньги можно получить, суммировав спрос на деньги для сделок D1 и спрос на деньги со стороны активов Da. Кривая общего спроса на деньги Dm будет нисходящей (см. Рис. 6.2).

Кредитная система и ее структура. Банковская система Республики Беларусь - student2.ru

Рис. 6.2. Спрос на деньги

Предложение денег.Спрос на деньги должен покрываться предложением денег. Общее количество денег в стране называют предложением денег. Для измерения денежной массы ее разбивают на несколько групп, которые называют денежными агрегатами: М0, M1, М2, М3, М4. Каждая страна определяет их по-своему, и количество агрегатов различно, что объясняется спецификой денежной системы.

В Республике Беларусь Национальный банк выделяет следующие агре­гаты: М0 – наличные деньги в обороте; M1 включает М0 и депози­ты до востребования в рублях; М2 состоит из M1 и срочных депози­тов в рублях; М3 равен сумме М2 и других депозитов в рублях; М4 включает М3 и депозиты в иностранной валюте. Денежный агрегат М3 – это рублевая денежная масса. М4 представляет собой совокуп­ную денежную массу. Экономическая теория в основном имеет дело с агрегатом M1.

Предложение денег зависит от политики центрального банка, дея­тельности других банков, поведения экономических субъектов. Цент­ральный банк осуществляет эмиссию денег, регулирует деятельность банковской системы. Коммерческие банки также влияют на предло­жение денег, т.к. они способны создавать кредитные деньги, ис­пользуя имеющиеся депозиты. На предложение денег воздействует и соотношение между наличными деньгами и депозитами, которое за­висит от решений, принимаемых экономическими субъектами. Центральный банк, проводя денежно-кредитную политику, способен контролировать в значительной мере предложение денег, но точно определить его он не в состоянии, ибо другие банки, экономические субъекты принимают свои решения самостоятельно.

Равновесие денежного рынка.Оптимальным для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением. Графически оно достигается в точке пересечения кривых Sm и Dm в точке Е (см. Рис. 6.3). Эта точка определяет равновесную ставку процента iEт.е. цену денег.

Кредитная система и ее структура. Банковская система Республики Беларусь - student2.ru

Рис. 6.3. Равновесие денежного рынка

При изменении предложения денег равновесие восстанавливается путем продажи облигаций, что обусловливает снижение рыночной цены облигаций и рост процентной ставки. По мере ее роста будет увеличиваться спрос на ценные бумаги и уменьшаться спрос на деньги.

Аналогично реагирует денежный рынок на изменение спроса на деньги. Рост спроса па деньги приводит к повышению равновесной ставки процента, а уменьшение – к снижению ставки. Таким образом, изменения процентной ставки восстанавливают равновесие на денежном рынке.

2.

Сущность и функции кредита.Необходимость кредита обуслов­лена тем, что у одних экономических субъектов появляются временно свободные денежные средства, а другим они требуются. В рыночной экономике основными поставщиками денежных средств являются домохозяйства (личный сектор), а потребителями – бизнес. Их взаимодействие осуществляется через посредников: коммерческие банки, инвестиционные компании, страховые общества, брокерские конторы и т.д. Именно они аккумулируют свободные финансовые средства и размещают их среди потребителей ссудного капитала. Система эконо­мических отношений, возникающих в процессе предоставления денеж­ных или материальных средств во временное пользование на услови­ях возвратности и, как правило, платности, называется кредитом. Юридическое (физическое) лицо, предоставляющее ссуду, называют кредитором, а берущее ее – заемщиком.

Кредит выполняет следующие основные функции: перераспреде­лительную (посредством кредита денежные, материальные ресурсы перераспределяются на условиях последующего возврата между пред­приятиями, отраслями, регионами страны); замещения наличных де­нег кредитными деньгами и операциями (безналичный расчет). Эти функции определяют роль кредита в процессе воспроизводства. Он ускоряет развитие производства, повышает его эффективность, обеспе­чивает непрерывность.

В рыночной экономике кредитные ресурсы направляются, прежде всего, в наиболее прибыльные, быстрорастущие отрасли экономики, используются для расширения производства, внедрения новой техни­ки, передовых технологий. Кредит позволяет ускорить оборот средств предприятий, является важнейшим источником формирования их ос­новных и оборотных средств. Замещение наличных денег кредитны­ми снижает затраты на организацию денежного обращения в стране, ускоряет оборачиваемость денежных средств, упрощает расчеты меж­ду хозяйствующими субъектами.

Формы (виды) кредита.Развитие кредитных отношений привело к появлению различных форм и видов кредита. Выделяют следующие основные формы кредита: банковский, коммерческий, государствен­ный, потребительский, международный, лизинг-кредит.

Банковский кредит предоставляется, как правило, коммерчески­ми банками в виде денежных ссуд предпринимателям, населению. Это – основная форма кредита. Кредитование осуществляется за счет собственного капитала банка, привлеченных денежных средств насе­ления, субъектов хозяйствования; ссуд, полученных в других коммер­ческих банках, центральном банке. При предоставлении ссуды банк заключает договор с каждым заемщиком. За нарушение его условий обе стороны кредитной сделки несут ответственность. В зависимости от обеспечения различают гарантированные (обеспеченные) и нега­рантированные (необеспеченные) ссуды. Обеспеченной называется ссуда, выдаваемая под залог. В качестве последнего могут выступать ценные бумаги, недвижимость и другие товарно-материальные ценно­сти. Кредит, выдаваемый под залог недвижимости, получил название ипотечного. Необеспеченная ссуда – это ссуда, выдаваемая без залога.

По срокам погашения ссуды бывают срочные, отсроченные и про­сроченные. Срочные – это ссуды, срок погашения которых наступил, отсроченные – ссуды, срок погашения которых отнесен банком на более поздний период (пролонгированные ссуды). Просроченные – это ссуды, не возвращенные в установленный срок. По характеру по­гашения различают ссуды, погашаемые единовременным взносом и в рассрочку.

Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый хозяйству­ющими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа. При получении кредита заемщик выдает кредитору вексель. Коммерческий кредит менее распространен, чем банковский, так как сфера его применения ограничена, поскольку он обслуживает только обращение товаров.

Государственный кредит имеет место, когда заемщиком выступа­ет государство, а кредиторами – банки, население, предприятия. Для заимствования необходимых денежных средств государство выпуска­ет и продает ценные бумаги: казначейские векселя, облигации. Поку­пая их, субъекты хозяйствования, население кредитуют государство. В зависимости от эмитента ценных бумаг государственный кредит де­лится на централизованный (в этом случае заемщиком является правительство) и децентрализованный (в этом случае заемщиком являются мест­ные органы власти).

Потребительский кредит в основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку. К потребительскому относят и кредит ломбардов. Он выдается под залог движимого имущества, вклю­чая драгоценные камни и металлы, сроком до трех месяцев, в размере от 50 до 80 % стоимости закладываемого имущества. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, продаются, а вырученные средства идут на покрытие долга.

Лизинг-кредит — это предоставление в долгосрочную аренду ма­шин и оборудования, транспортных средств при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. При финансовом технические средства предоставляют­ся на весь срок их амортизации. При оперативном срок соглашения короче срока службы средств производства.

Международный кредит представляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными кредитно-финансовыми института­ми, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной фор­ме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешних займов. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предос­тавляет импортеру другой страны отсрочку платежа.

Принципы кредитования.При осуществлении кредитной сдел­ки соблюдаются основные принципы кредитования. К важнейшим из них относятся:

· срочность и возвратность – определение периода пользования ссудой, по истечении которого она должна быть возвращена кредитору;

· целевое назначение – предоставление кредита на конкретные потребности, возникающие в процессе производства и реализации то­варов. Фирма обязана использовать кредит строго по целевому назна­чению;

· обеспеченность – и заемщик, и кредитор должны быть увере­ны в том, что существуют реальные шансы на возврат полученных взаймы средств. Например, если кредит выдается под запасы реаль­ных товарно-материальных ценностей, наличие этих запасов и явля­ется обеспечением кредита;

· платность – уплата определенного процента, что выступает важ­ным инструментом всего рынка ссудных капиталов. Положение на этом рынке часто характеризуется уровнем процента, зависящего в первую очередь от риска, срока и суммы кредита;

· дифференцированность – неодинаковый подход к различным заемщикам. Реализация данного принципа основывается на индивиду­альном подходе, расчете определенных коэффициентов, в соответствии с которыми заемщик относится к той или иной группе риска, на осно­вании чего банк решает вопрос о предоставлении или непредостав­лении кредита и условиях кредитования.

3.

Кредитная система и ее структура. Банковская система Республики Беларусь.

Кредитные отношения обслуживает кредитная система страны. В развитых странах она состоит из трех звеньев (уровней), критерием выделения которых служит функциональная специализация отдельных институтов:

– высший уровень – представлен центральным банком страны;

– второй уровень – представлен коммерческими банками;

– третий уровень образуют специальные кредитно-финансовые учрежде­ния.

Центральный банк вместе с коммерческими образуют банковс­кую систему.

В Республике Беларусь банковская система также является двух­уровневой и включает в себя Национальный банк и другие банки. Банковский кодекс, вступивший в действие в 2001 г., определяет прин­ципы деятельности банковской системы, цели, функции, правовой ста­тус банков. Банковская деятельность в республике основана на следу­ющих принципах:

– обязательность получения банками лицензии на осуществление банковских операций;

– независимость банков, невмеша­тельство в их деятельность государства, за исключением случаев, предусмотренных законами;

– разграничение ответственности между банками и государством;

– обязательность соблюдения установленных Национальным банком экономических нормативов для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы страны;

– обеспече­ние физическим и юридическим лицам права выбора банка;

– соблюде­ние банковской тайны по операциям, счетам и депозитам клиентов;

– обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

Центральным банком является Национальный банк. Основные цели его деятельности: защита и обеспечение устойчивости белорус­ского рубля; укрепление и развитие банковской системы страны; обес­печение эффективного, падежного и безопасного функционирования платежной системы. В Банковском кодексе особо оговаривается, что получение прибыли не является основной целью его деятельности.

Национальный банк выполняет ряд функций, важнейшие из кото­рых: разработка и реализация денежно-кредитной политики; осуще­ствление эмиссии денег; регулирование денежного обращения и кре­дитных отношений; валютное регулирование. Банк выполняет функ­ции финансового агента Правительства Республики Беларусь и мес­тных органов власти, выдает лицензии на осуществление банковских операций, кредитует другие банки, осуществляет надзор за банков­ской деятельностью, является эмитентом ценных бумаг, создает золо­товалютные резервы и управляет ими.

В 2003 г. в республике функционировало 24 коммерчес­ких банка, 17 из которых – с участием иностранного капитала. Бан­ковская сеть насчитывала 511 филиалов. На территории Беларуси работало 11 представительств иностранных банков и кредитно-фи­нансовых организаций России, стран Балтии, Германии и Польши. Несколько банков находились в стадии ликвидации.

Коммерческие банки осуществляют следующие основные опера­ции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочно­сти; открытие и ведение банковских счетов физических и юридичес­ких лиц. Вместе с тем коммерческие банки осуществляют и другие банковские операции и виды деятельности, которые предусмотрены Банковским кодексом.

Особенностью банковской системы Республики Беларусь являет­ся высокий уровень концентрации банковского капитала: 88,9 % ак­тивных банковских операций приходится на 7 ведущих банков. К ним относятся Беларусбанк, Белпромстройбанк, Приорбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белорусский банк развития.

В стране большое внимание уделяется развитию банковской систе­мы. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. определены следующие основные направ­ления ее совершенствования:

– укрепление финансовой устойчивости банковской системы;

– расширение ресурсной базы банков и повыше­ние ее качества;

– приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам;

– создание условий гарантиро­вания вкладов населения в банках.

Намечается обеспечение развития финансово-кредитной системы республики за счет привлечения оте­чественных и зарубежных инвестиций, более полное использование возможностей свободных экономических зон.

4.

Понятие и направления денежно-кредитной политики.Важней­шей функцией государства является формирование предложения денег и регулирование денежной массы в стране. Цели и средства, с помощью которых государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание денежно-кредитной политики.

Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограниче­ние (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и уве­личения безработицы центральные банки пытаются оживить конъ­юнктуру путем расширения кредита и снижения процентной нормы. Напротив, экономический подъем часто сопровождается "биржевой горячкой", спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в эко­номике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвра­тить "перегрев" рынка при помощи ограничения кредита, повыше­ния процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через централь­ный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они яв­ляются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепить ликвидность кредитно-финансовых институтов, т.е. их спо­собность своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Это достигается, прежде всего, за счет учетной (дисконтной) политики, опе­раций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов.

Управление государственным долгом является направлением го­сударственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита па рынок ссуд­ных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций, условия их продажи, различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия па хозяйственную актив­ность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно свя­зано с первыми двумя. Регулирование банковской ликвидности ока­зывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной процентной нормы, регулирова­ние государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увели­чению денежной эмиссии, во внебанковской системе – к ее сокраще­нию.

Инструменты денежно-кредитной политики.Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют па рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для ре­гулирования конкретных видов кредита или кредитования отдель­ных отраслей, крупных фирм и т.д.).

К общим методам и инструментам относятся:

· учетная (дисконтная) политика;

· операции на открытом рынке;

· установление норм обязательных резервов.

Инструментом кредитно-денежного регулирования является из­менение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим байкам. Если учет­ная ставка повышается, объем заимствований у центрального банка сокращается. Следовательно, уменьшается объем операций коммерчес­ких банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Это приводит к уменьшению предложения денег в экономике. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Операции на открытом рынке представляют собой способ конт­роля за денежной массой. Он широко используется в странах с разви­тым рынком цепных бумаг и затруднен в странах, где фондовый ры­нок находится в стадии формирования. Этот инструмент предполага­ет куплю-продажу центральным банком ценных бумаг. Чаще всего объектом таких сделок являются краткосрочные государственные бу­маги.

Когда центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческо­го банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка. Соот­ветственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной мас­сы в экономике. Часто подобные операции осуществляются в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае центральный банк, например, продает цепные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Про­центом за предоставленные взамен цепных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятель­ности коммерческих банков и фирм.

Обязательные резервы – часть суммы депозитов, которую ком­мерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. В современных условиях обязатель­ные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эта роль закреплена за специализированными финансовыми институтами, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована ком­мерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокраще­нию денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику де­нежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку эта процедура громоздка, а сила воздей­ствия данного инструмента через мультипликатор значительна.

К селективным методам и инструментам денежно-кредитной по­литики относятся:

· контроль по отдельным видам кредитов;

· регулирование риска и ликвидности банковских операций.

Прямой контроль часто практикуется по кредитам под залог бир­жевых цепных бумаг, потребительским ссудам па покупку товаров в рассрочку, ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кре­дита обычно вводится в периоды напряженности на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

В многочисленных правительственных документах (законах, ак­тах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих опе­рационную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций.

Наши рекомендации